ВЕСТИ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА
30 мая 2025 г. ВЫПУСК № 21 (974)
ВЕСТИ ДЛЯ КАЖДОГО
Федеральный закон
от 23 мая 2025 г. N
118-ФЗ
"О внесении
изменения в
Федеральный закон "Об особенностях правового регулирования отношений в
сфере социальной защиты и социального обслуживания граждан, проживающих
на
территориях Донецкой Народной Республики, Луганской Народной
Республики,
Запорожской области и Херсонской области"
Установлено
ограничение на использование соцвыплаты на приобретение жилья, право на
которое
подтверждается государственным жилищным сертификатом (ГЖС), гражданами,
покинувшими место постоянного проживания в Херсонской области и
экстренно
прибывшими на иные территории РФ на постоянное место жительства. ГЖС
можно
будет использовать исключительно в целях приобретения жилья для
постоянного
проживания. Также вводится запрет на последующее отчуждение
приобретенных по
ГЖС жилых помещений сроком на 5 лет с момента возникновения права
собственности
на них.
Соответствующие
поправки внесены в Закон об особенностях правового регулирования
отношений в
сфере соцзащиты и соцобслуживания граждан из ДНР, ЛНР, Запорожской и
Херсонской
областей.
Закон
вступает в силу со дня его официального опубликования, за исключением
отдельного положения.
Опубликован
на официальном интернет-портале правовой информации (www.pravo.gov.ru) 23 мая 2025 г.
Федеральный закон
от 23 мая 2025 г. N
114-ФЗ
"О внесении
изменений в статьи
101 и 104 Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации"
В
Закон об образовании внесены поправки, которыми за Правительством
закреплено
полномочие по утверждению перечня направлений подготовки и
специальностей
высшего образования, научных специальностей, по которым определяется
предельное
количество мест для обучения на платной основе. Кроме того,
Правительство будет
утверждать порядок и сроки определения предельного количества таких
мест, а
также перечень профессий, специальностей и направлений подготовки,
соответствующих задачам обеспечения технологической независимости и
технологического лидерства России, для получения образовательных
кредитов с
господдержкой.
Закон
вступает в силу с 1 сентября 2025 г. НПА, принятие которых
предусмотрено
поправками к Закону, вступают в силу не позднее 1 декабря 2025 г.
Опубликован
на официальном интернет-портале правовой информации (www.pravo.gov.ru) 23 мая 2025 г.
Федеральный закон
от 23 мая 2025 г. N
111-ФЗ
"О внесении
изменений в статьи
213.25 и 223.2 Федерального закона "О несостоятельности
(банкротстве)"
Для
участников СВО определены особенности применения процедуры внесудебного
банкротства по аналогии с действующими условиями для лиц с основным
доходом в
виде пенсии.
Участник
СВО сможет воспользоваться такой процедурой при наличии обязательств,
размер
которых не превышает 1 млн руб., если имеется исполнительный документ,
выданный
не позднее чем за 1 год до даты обращения с заявлением о внесудебном
банкротстве, который предъявлялся к исполнению и требования по которому
не
исполнены или исполнены частично, и если у него отсутствует имущество,
на
которое может быть обращено взыскание.
На
полагающиеся участникам СВО выплаты не будет обращаться взыскание.
Федеральный
закон вступает в силу со дня его официального опубликования.
Опубликован
на официальном интернет-портале правовой информации (www.pravo.gov.ru) 23 мая 2025 г.
Указ Президента
Российской Федерации
от 30 мая 2025 г. N
353
"О внесении
изменений в Указ
Президента Российской Федерации от 26 декабря 2024 г. N 1110 "О
ежемесячной социальной
выплате детям отдельных категорий военнослужащих"
Детям
военных, попавших в плен или пропавших без вести в ходе СВО или при
выполнении
задач на территориях контртеррористической операции или спецзадач в
Сирии,
предоставляется ежемесячная соцвыплата в размере прожиточного минимума
для
детей, установленного в регионе их проживания.
На
такую выплату могут рассчитывать и дети указанных военнослужащих,
проживающие
за рубежом. Размер - прожиточный минимум для детей, установленный в
целом по
России.
Также
изменен период для соцвыплаты детям военнослужащих, пропавших без вести.
Указ
вступает в силу со дня его подписания.
Опубликован
на официальном интернет-портале правовой информации (www.pravo.gov.ru) 30 мая 2025 г.
Постановление
Правительства Российской
Федерации от 24 мая 2025 г. N
720
"О внесении
изменений в
постановление Правительства Российской Федерации от 27 мая 2021 г. N 810"
Инвалидам
при покупке билета на поезд дальнего следования не нужно предъявлять
бумажные
документы, подтверждающие право на льготу. Достаточно
показать документ, удостоверяющий личность, а
также сообщить номер СНИЛС. Все необходимые сведения будут получены
автоматически через ГИС "Единая централизованная цифровая платформа в
социальной сфере".
Постановление
вступает в силу с 1 сентября 2025 г.
Приказ
Федеральной службы по надзору в
сфере образования и науки
от 7 мая 2025 г.
N 991
"Об утверждении
состава
участников, сроков и продолжительности проведения всероссийских
проверочных
работ в образовательных организациях, осуществляющих образовательную
деятельность по образовательным программам начального общего, основного
общего,
среднего общего образования, а также перечня учебных предметов, по
которым
проводятся всероссийские проверочные работы в образовательных
организациях,
осуществляющих образовательную деятельность по образовательным
программам
начального общего, основного общего, среднего общего образования, в
2025/2026
учебном году"
Урегулированы
вопросы проведения ВПР в школах в 2025/2026 учебном году. Определены
состав участников, сроки и
продолжительность проведения работ, а также перечень соответствующих
учебных
предметов.
Приказ
вступает в силу с 1 сентября 2025 г.
Зарегистрирован
в Минюсте России 29 мая 2025 г., N 82398.
Опубликован
на официальном интернет-портале правовой информации (www.pravo.gov.ru) 29 мая 2025 г.
Приказ
Министерства здравоохранения
Российской Федерации
от 14 апреля 2025
г. N 212н
"Об утверждении
порядка
проведения диспансеризации пребывающих в стационарных учреждениях
детей-сирот и
детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, учетной формы N
030/у-Д/с,
порядка ее ведения, а также формы отраслевого статистического
наблюдения №
030/о-Д/с, порядка ее заполнения"
На
период с 1 сентября 2025 г. до 1 сентября 2031 г. установлены новые
правила
диспансеризации пребывающих в стационарных учреждениях детей-сирот и
детей,
находящихся в трудной жизненной ситуации. Они заменят
правила 2013 г.
Диспансеризация
проводится ежегодно и включает в себя профилактический медосмотр и
дополнительные методы обследований (перечень приводится).
Для
организации диспансеризации учреждения составляют поименные списки
несовершеннолетних.
На их основе медорганизации составляют календарные планы.
Также
обновлены форма карты диспансеризации, статформа для подачи сведений о
диспансеризации и правила их заполнения.
Зарегистрирован
в Минюсте России 28 мая 2025 г., N 82387.
Опубликован
на официальном интернет-портале правовой информации (www.pravo.gov.ru) 29 мая 2025 г.
Приказ
Министерства здравоохранения
Российской Федерации и Министерства труда и социальной защиты
Российской
Федерации от 14 апреля 2025 г. N 208н/243н
"Об утверждении
Положения об
организации оказания паллиативной медицинской помощи, включая порядок
взаимодействия медицинских организаций, организаций социального
обслуживания и
общественных объединений, иных некоммерческих организаций,
осуществляющих свою
деятельность в сфере охраны здоровья"
Установлены
новые правила организации оказания паллиативной медпомощи, включая
порядок
взаимодействия медорганизаций, организаций соцобслуживания,
общественных
объединений и других НКО в сфере охраны здоровья.
Более
детально регламентировано взаимодействие медорганизаций между собой, с
пациентом и законными представителями при выявлении показаний к
паллиативной
помощи и ее оказании.
Урегулирована
работа отделений выездной патронажной службы в части действия бригад
при
оказании помощи на дому, по месту жительства или пребывания.
Актуализирован
перечень медорганизаций и их структурных подразделений, оказывающих
паллиативную помощь во всех условиях и формах, в том числе обновлены
стандарты
их оснащения и требуемые кадровые ресурсы.
Указан
порядок использования протоколов врачебной комиссии и консилиума при
установлении показаний к паллиативной помощи.
Пациент
может получить паллиативную помощь в стационарных условиях после
выписки из
медорганизации, где ему была оказана специализированная медпомощь и
были
установлены показания к паллиативной помощи, в регионе по месту
получения
специализированной медпомощи, если при выписке из стационара имеются
противопоказания к транспортировке в регион по месту жительства.
Урегулировано
обеспечение медизделиями для использования на дому при достижении
пациентом
совершеннолетия, смене места жительства и выезде за границу на
постоянное место
жительства.
Приказ
вступает в силу с 1 сентября 2025 г. и действует до 1 сентября 2031 г.
Зарегистрирован
в Минюсте России 28 мая 2025 г., N 82392.
Опубликован
на официальном интернет-портале правовой информации (www.pravo.gov.ru) 29 мая 2025 г.
Приказ
Министерства здравоохранения
Российской Федерации
от 14 апреля 2025
г. N 207н
"Об утверждении
Правил проведения
патолого-анатомических исследований и унифицированных форм медицинской
документации, используемых при проведении прижизненных
патолого-анатомических
исследований"
Разработаны
новые правила проведения патолого-анатомических исследований. Они будут
действовать с 1 сентября 2025 г. до 1 сентября 2031 г. Помимо прочего,
уточнены
сроки выполнения прижизненных исследований биопсийного (операционного)
материала. Скорректированы требования к специалистам.
Прежние
правила утратят силу.
Зарегистрирован
в Минюсте России 28 мая 2025 г., N 82388.
Опубликован
на официальном интернет-портале правовой информации (www.pravo.gov.ru) 29 мая 2025 г.
Приказ
Министерства здравоохранения
Российской Федерации
от 14 апреля 2025
г. N 213н
"Об утверждении
порядка оказания
несовершеннолетним медицинской помощи, в том числе в период обучения и
воспитания в образовательных организациях"
С
1 сентября 2025 г. сроком на 6 лет вводится новый порядок оказания
несовершеннолетним медпомощи, в т. ч. в период обучения и воспитания в
образовательных организациях.
Он заменит правила 2013 г.
Урегулированы
вопросы организации медпункта образовательной организации.
Рекомендованы
штатные нормативы его медработников, установлен стандарт оснащения.
Зарегистрирован
в Минюсте России 26 мая 2025 г., N 82322.
Опубликован
на официальном интернет-портале правовой информации (www.pravo.gov.ru) 26 мая 2025 г.
Приказ
Министерств здравоохранения
Российской Федерации
от 11 апреля 2025
г. N 186н
"Об утверждении
порядка
организации оказания высокотехнологичной медицинской помощи с
применением
единой государственной информационной системы в сфере здравоохранения"
В
рамках "регуляторной гильотины" обновлен порядок организации оказания
высокотехнологичной медпомощи с применением единой госинформсистемы в
сфере
здравоохранения. Установлены правила определения показаний для такой
помощи,
порядок поступления пациентов в медорганизацию и требования к
документам.
Помощь
включает в себя применение новых сложных и уникальных методов, а также
ресурсоемких методов, в том числе клеточных технологий,
роботизированной
техники, информационных технологий и методов генной инженерии.
Оказание
помощи организуется с применением подсистемы ведения специализированных
регистров пациентов по отдельным нозологиям и категориям граждан,
мониторинга
организации оказания специализированной, в том числе
высокотехнологичной,
медпомощи и санаторно-курортного лечения.
Приказ
вступает в силу с 1 сентября 2025 г. и действует до 1 сентября 2031 г.
Зарегистрирован
в Минюсте России 23 мая 2025 г., N 82315.
Опубликован
на официальном интернет-портале правовой информации (www.pravo.gov.ru) 26 мая 2025 г.
Приказ
Министерства здравоохранения
Российской Федерации
от 11 апреля 2025
г. N 185н
"Об утверждении
положения об
организации специализированной, в том числе высокотехнологичной,
медицинской
помощи"
С
1 сентября 2025 г. до 1 сентября 2031 г. будет действовать новый
порядок
оказания специализированной, в т. ч. высокотехнологичной, медпомощи.
Отдельным
положением закреплены ее формы - экстренная, неотложная и плановая.
Конкретизированы медицинские показания для медпомощи в условиях
дневного
стационара. Изменены правила оказания медпомощи в плановой форме.
Прежний
порядок утратит силу.
Зарегистрирован
в Минюсте России 23 мая 2025 г., N 82316.
Опубликован
на официальном интернет-портале правовой информации (www.pravo.gov.ru) 26 мая 2025 г.
Приказ
Министерства
здравоохранения Российской Федерации
от 9 апреля 2025
г. N 173н
"Об утверждении
порядка
направления на внеочередное обязательное медицинское
освидетельствование
водителей транспортных средств, а также порядка приостановления
действия и
аннулирования медицинского заключения о наличии (об отсутствии) у
водителей
транспортных средств (кандидатов в водители транспортных средств)
медицинских
противопоказаний, медицинских показаний или медицинских ограничений к
управлению транспортными средствами"
Минздрав
утвердил новый порядок:
-
направления на внеочередное обязательное медосвидетельствование
водителей
транспортных средств (ТС);
-
приостановления действия и аннулирования медзаключения о наличии или об
отсутствии у водителей противопоказаний, показаний или ограничений к
управлению
ТС.
Внеочередное
освидетельствование проводится, если в рамках обязательного
периодического
медосмотра выявлены признаки заболеваний (состояний), являющихся
противопоказаниями либо ранее не выявлявшимися показаниями или
ограничениями к
управлению ТС. Водителю в этом случае выдается направление на
обследование и
(или) лечение. Действие предыдущего медзаключения приостанавливается по
решению
врачебной комиссии. Медорганизация должна письменно уведомить ГИБДД о
таком
решении в течение 3 рабочих дней после его вынесения. При подтверждении
противопоказаний или ограничений к управлению ТС ранее выданное
медзаключение
аннулируется. Сведения об этом вносятся в медицинскую документацию
водителя.
Ранее
действовавший порядок признан утратившим силу.
Приказ
вступает в силу с 1 сентября 2025 г. и действует до 1 сентября 2031 г.
Зарегистрирован
в Минюсте России 23 мая 2025 г., N 82317.
Опубликован
на официальном интернет-портале правовой информации (www.pravo.gov.ru) 26 мая 2025 г.
Приказ
Министерства здравоохранения
Российской Федерации
от 14 апреля 2025
г. N
215н
"Об утверждении
Порядка выбора
гражданином медицинской организации (за исключением случаев оказания
скорой
медицинской помощи) за пределами территории субъекта Российской
Федерации, в
котором проживает гражданин, при оказании ему медицинской помощи в
рамках
программы государственных гарантий бесплатного оказания медицинской
помощи"
С
1 сентября 2025 г. сроком на 6 лет вводится новый порядок выбора
гражданином
медорганизации (кроме случаев оказания скорой медпомощи) за пределами
региона,
где он проживает и (или) получил полис ОМС, при предоставлении ему
медпомощи в
рамках программы госгарантий бесплатного оказания таковой.
Заявление
о выборе медорганизации можно подать и через Госуслуги. Уточнено, какие
данные
указываются в нем.
Поликлинику
можно выбирать из числа учреждений, участвующих в реализации
территориальной
программы госгарантий бесплатного оказания медпомощи, в т. ч. по
территориально-участковому принципу.
Зарегистрирован
в Минюсте России 27 мая 2025 г., N 82352.
Опубликован
на официальном интернет-портале правовой информации (www.pravo.gov.ru) 28 мая 2025 г.
Постановление
Конституционного Суда Российской Федерации от 26 мая 2025 г. N 22-П
"По делу о
проверке
конституционности пунктов 1 и 2 статьи 302 Гражданского кодекса
Российской
Федерации в связи с жалобой гражданки Т.В. Панкратовой"
Гражданка
приобрела бывшую служебную квартиру у муниципальной служащей.
Прокуратура
оспорила приватизацию, поскольку чиновница не состояла на учете как
нуждающаяся. Жилье изъяли, так как оно выбыло из владения публичного
собственника помимо его воли, значит, может быть истребовано у
добросовестного
приобретателя.
Конституционный
Суд РФ указал, что норма не противоречит Конституции РФ, так как
недействительность сделки по передаче имущества еще не свидетельствует
о его
выбытии помимо воли передавшего.
Судам
необходимо устанавливать волю собственника в каждом случае. Воля
публичных
образований на выбытие имущества выражается через серию действий
должностных
лиц уполномоченных органов: предоставление помещения в соцнаем, издание
акта
распорядительного органа, заключение договора о передаче помещения в
собственность, регистрация в ЕГРН.
Совокупность
этих действий создает у последующих приобретателей разумную уверенность
в
законности предоставления жилья первоначальному частному собственнику.
Гражданин не обязан проверять законность приватизации, если право
зарегистрировано в ЕГРН. При этом стандарт осмотрительности органов
публичной
власти должен быть более высоким, чем у частных субъектов.
Перекладывание
последствий их безответственности на граждан подрывает их доверие к
действиям
публичной власти и нарушает стабильность гражданского оборота. С учетом
неравных условий выявления противоправных действий должностных лиц
риски должны
распределяться в пользу граждан.
Дело
заявительницы подлежит пересмотру.
Опубликовано
на сайте Конституционного Суда Российской Федерации (www.ksrf.ru).
ВЕСТИ ДЛЯ БУХГАЛТЕРА
Приказ
Федеральной налоговой службы от
13 декабря 2024 г. N ЕД-7-8/1140@
"Об утверждении
Порядка
информирования налоговым органом банков в соответствии с частями 17 и
18 статьи
4 Федерального закона от 14.07.2022 N 263-ФЗ "О внесении изменений в
части
первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации"
Обязанность
налоговых органов по информированию банков о приостановлении операций
по счетам
в случае принятия решения о взыскании задолженности, о сумме
отрицательного
сальдо единого налогового счета (ЕНС), в отношении которой действует
приостановление, и об изменении указанной суммы была продлена до конца
2026 г.
В
связи с этим ФНС утвердила новый порядок информирования. Оно
осуществляется
посредством СМЭВ путем обращения банка к системе и ввода ИНН и БИК.
Если такой
способ взаимодействия невозможен, то документы направляются на бумажном
носителе заказным письмом или вручаются под расписку представителю
банка.
Сведения об отрицательном сальдо ЕНС актуализируются не реже 1 раза в
сутки, а
при положительном и нулевом сальдо ЕНС - в режиме реального времени.
Приказ
вступает в силу по истечении одного месяца со дня его официального
опубликования и действует по 31 декабря 2026 г.
Зарегистрирован
в Минюсте России 26 мая 2025 г., N 82335.
Опубликован
на официальном интернет-портале правовой информации (www.pravo.gov.ru) 27 мая 2025 г.
Приказ Минфина
России от 16 мая 2025
г. N 58н
"Об утверждении
Информации,
позволяющей осуществить перевод денежных средств в рамках применяемых
форм
безналичных расчетов, необходимой для идентификации платежей,
являющихся
источниками формирования доходов бюджетов бюджетной системы Российской
Федерации, иных платежей, поступающих на казначейские счета, открытые в
органах
Федерального казначейства, платежей за выполнение работ, оказание услуг
автономными учреждениями, описания такой информации, Правил ее указания
в
распоряжении клиента, Правил кодирования такой информации, а также
формы
распоряжения клиента - физического лица для осуществления указанных
платежей"
Минфин
определил новые сведения для безналичных денежных переводов. Они нужны
для
идентификации платежей в бюджет, иных платежей, поступающих на
казначейские
счета, а также платежей за выполнение работ, оказание услуг автономными
учреждениями.
Для
каждого реквизита установлено описание, значение. Приведены правила
указания
сведений, их кодирования , а также форма распоряжения клиента.
Прежние
правила указания информации в реквизитах распоряжений о переводе
денежных
средств в бюджет утратят силу.
Приказ
вступает в силу с 1 апреля 2026 г.
Зарегистрирован
в Минюсте России 23 мая 2025 г., N 82320.
Опубликован
на официальном интернет-портале правовой информации (www.pravo.gov.ru) 27 мая 2025 г.
Приказ
Федеральной налоговой службы от
17 февраля 2025 г. N
ЕД-7-14/98@
"Об утверждении
форм сведений,
используемых при аккредитации филиалов и представительств иностранных
кредитных
организаций, филиалов иностранных страховых организаций,
представительств
иностранных юридических лиц, осуществляющих деятельность в области
гражданской
авиации, и форматов их представления в электронной форме"
Зарубежные
банки могут открывать в России свои филиалы. В связи с этим обновлены
формы и
форматы представления Банком России и Росавиацией в налоговые органы
сведений
для аккредитации филиалов и представительств иностранных кредитных
организаций,
филиалов иностранных страховых организаций и представительств
иностранных
компаний, ведущих деятельность в области гражданской авиации.
Прежние
формы и форматы утрачивают силу.
Приказ
вступает в силу через месяц после опубликования.
Зарегистрирован
в Минюсте России 22 мая 2025 г., N 82303.
Опубликован
на официальном интернет-портале правовой информации (www.pravo.gov.ru) 23 мая 2025 г.
Информация
Министерства экономического
развития Российской Федерации
от 27 мая 2025 г.
"О ставках
вывозных таможенных пошлин
на нефть и отдельные категории товаров, выработанных из нефти, на
период с 1 по
30 июня 2025 года"
На
июнь 2025 г. установлены нулевые ставки вывозных пошлин на сырую нефть
и
нефтепродукты.
Ставки
вывозных пошлин рассчитаны исходя из средней цены на сырую нефть марки
"Юралс" 384,6 долл. США за тонну.
Новые материалы в
системе ГАРАНТ
Новые материалы в
"Большой
библиотеке бухгалтера и кадрового работника"
Книги
Судебная
практика по
налоговым и финансовым спорам. 2024 год (под редакцией А.В.
Брызгалина). -
"Налоги и финансовое право", 2025 г.
Сборник
посвящён анализу судебной практики по налоговым и финансовым спорам за
2024
год. Отдельно рассмотрены вопросы отраслевого учёта: признания доходов
и
расходов по строительному контролю. Кроме того, исследованы проблемы
применения
и пути гармонизации соотношения общих антиуклонительных норм в
национальном и
международном налоговом праве (на примере положений ст. 54.1 НК РФ и Principal
Purpose
Test соответственно).
Материалы прессы
Новые материалы в
"Библиотеке
консультаций. Кадры"
Новые материалы
службы Правового
консалтинга ГАРАНТ
ВЕСТИ ДЛЯ ЮРИСТА
Федеральный закон
от 23 мая 2025 г. N
123-ФЗ
"О внесении
изменений в
Федеральный закон "О государственном регулировании производства и
оборота
табачных изделий, табачной продукции, никотинсодержащей продукции и
сырья для
их производства"
Скорректирован
Закон о госрегулировании производства и оборота табачных изделий,
табачной и
никотинсодержащей продукции, сырья для их производства.
В
частности, основанием для отказа в регистрации основного
технологического
оборудования будет отсутствие установленного (смонтированного)
оборудования,
указанного в заявлении. Введен запрет на консервацию установленного
(смонтированного) оборудования при отсутствии лицензии в период
рассмотрения
заявления о госрегистрации такого оборудования или о выдаче лицензии на
производство табачной продукции.
Кроме
того, в заявлении на получение лицензии на производство табачной и
никотинсодержащей продукции теперь нужно указывать конкретный ее вид в
соответствии
с техрегламентом. В выдаче лицензии откажут, если указанное в заявлении
место
ведения деятельности не совпадает с фактическим местом. Из круга
заявителей,
имеющих право обратиться за получением лицензии на закупку табачной и
никотинсодержащей продукции для ее реализации в рамках беспошлинной
торговли,
исключены ИП. К основаниям для аннулирования лицензии отнесено
непредставление
сведений в информсистему мониторинга за оборотом маркируемых товаров.
Также
установлено, что табачная продукция, кроме сигарет и папирос, не может
продаваться ниже минимальной цены на табачную продукцию, которая
определяется в
порядке, установленном Правительством.
Закон
вступает в силу с 1 сентября 2025 г.
Опубликован
на официальном интернет-портале правовой информации (www.pravo.gov.ru) 23 мая 2025 г.
Федеральный закон
от 23 мая 2025 г. N
122-ФЗ
"О внесении
изменений в статьи 6
и 14 Федерального закона "О промышленной политике в Российской
Федерации"
В
ГИСП будут вноситься в т. ч. данные об организациях и ИП, которые
включаются в
реестр участников оборота метанола и метанолсодержащих жидкостей.
Реестром
займется Минпромторг, а Правительство РФ установит порядок его ведения,
доступа
к нему.
Федеральный
закон вступает в силу с 1 сентября 2025 г.
Опубликован
на официальном интернет-портале правовой информации (www.pravo.gov.ru) 23 мая 2025 г.
Федеральный закон
от 23 мая 2025 г. N
120-ФЗ
"О внесении
изменения в статью 9
Федерального закона "Об основах государственного регулирования торговой
деятельности в Российской Федерации"
Запрещается
включение в договор поставки продовольственных товаров условий об
ответственности поставщика за полное или частичное неосуществление
поставок в
торговые сети в количестве, превышающем согласованное, либо исполнение
такого
договора в соответствующей части.
Федеральный
закон вступает в силу с 1 сентября 2025 г. Уже заключенные договоры
нужно будет
привести в соответствие с новыми требованиями до 1 марта 2026 г.
Опубликован
на официальном интернет-портале правовой информации (www.pravo.gov.ru) 23 мая 2025 г.
Федеральный закон
от 23 мая 2025 г. N
117-ФЗ
"О внесении
изменений в
Федеральный закон "О развитии малого и среднего предпринимательства в
Российской Федерации" и статью 3 Федерального закона "О внесении
изменений в статью 5 Федерального закона "О развитии малого и среднего
предпринимательства в Российской Федерации" и Федеральный закон "Об
официальном статистическом учете и системе государственной статистики в
Российской Федерации"
В
Закон о развитии малого и среднего предпринимательства (МСП) внесены
поправки,
упрощающие процедуру включения субъектов МСП в соответствующий реестр.
В
частности, уточнено, что вновь созданными юрлицами и ИП считаются
хозяйствующие
субъекты, которые созданы (включены в госреестры) с 1 декабря
предшествующего
календарного года по 31 мая года, следующего за текущим календарным
годом. При
этом к вновь созданным юрлицам не относятся субъекты МСП, которые были
преобразованы.
Кроме
того, в реестре МСП теперь будет указываться не только ИНН
налогоплательщика,
но и его основной государственный регистрационный номер. Аналогичное
изменение
внесено в реестр МСП - получателей поддержки. Из реестра МСП исключена
информация об участии субъекта МСП в госзакупках за предшествующий
календарный
год.
Опубликован
на официальном интернет-портале правовой информации (www.pravo.gov.ru) 23 мая 2025 г.
Федеральный закон
от 23
мая 2025 г. N
116-ФЗ
"О внесении
изменений в статьи 9 и 10 Федерального закона "Об организации перевозок
пассажиров и багажа легковым такси в Российской Федерации, о внесении
изменений
в отдельные законодательные акты Российской Федерации и о признании
утратившими
силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации"
Автомобиль,
сведения о котором вносятся в региональный реестр легковых такси,
должен
соответствовать одному из следующих требований:
-
совокупное количество баллов за выполнение (освоение) на территории
России
технологических операций (условий) при производстве автомобиля
соответствует
совокупному количеству баллов, установленному Правительством для
госзакупок
продукции автомобилестроения;
-
автомобиль произведен в рамках специнвестконтракта, заключенного с 1
марта 2022
г. по 1 марта 2025 г., либо в рамках контракта, в который с 1 марта
2022 г. по
1 марта 2025 г. внесены изменения, предусматривающие привлечение для
производства автомобиля организации, которая ранее являлась инвестором
или
привлеченным лицом по другому контракту, заключенному до 1 марта 2022
г.;
-
автомобиль произведен в рамках специнвестконтракта, заключенного после
1 марта
2025 г., либо в рамках контракта, в который внесены изменения после 1
марта
2025 г. и в отношении которого Правительством принято решение о допуске
автомобилей к использованию в качестве легкового такси.
С
2033 г. требование к локализации станет обязательным.
Указанные
требования не распространяются на автомобили, сведения о которых
внесены в
региональные реестры легковых такси до 1 марта 2026 г., в
Калининградской
области и регионах Сибирского федерального округа - до 1 марта 2028 г.,
в
регионах Дальневосточного федерального округа - до 1 марта 2030 г.
Закон
вступает в силу с 1 марта 2026 г.
Опубликован
на официальном интернет-портале правовой информации (www.pravo.gov.ru) 23 мая 2025 г.
Постановление
Правительства Российской
Федерации от 27 мая 2025 г. N 725
"Об утверждении
Правил
формирования и ведения единого реестра уведомлений, представления и
учета
уведомлений о начале осуществления отдельных видов предпринимательской
деятельности"
Установлены
правила формирования и ведения единого реестра, представления и учета
уведомлений о начале осуществления отдельных видов предпринимательской
деятельности.
Уведомления
направляются через федеральный или региональный портал госуслуг. Реестр
уведомлений входит в состав единого реестра видов контроля. Указано
содержание
реестра уведомлений.
Установлен
порядок направления и учета уведомлений, если органом госконтроля
(надзора)
являются органы ФСБ или внешней разведки.
Постановление
вступает в силу с 1 сентября 2025 г. и действует до 1 сентября 2031 г.
Опубликовано
на официальном интернет-портале правовой информации (www.pravo.gov.ru) 27 мая 2025 г.
Постановление
Правительства Российской
Федерации от 22 мая 2025 г. N
708
"Об установлении
случаев осуществления
закупок, при которых такие закупки не включаются в расчет совокупного
годового
объема закупок при определении объема закупок у субъектов малого
предпринимательства и социально ориентированных некоммерческих
организаций"
Дополнительно
определены виды закупок, которые не учитываются в расчете совокупного
годового
объема при определении объема закупок у субъектов МСП и социально
ориентированных НКО. Это закупки:
-
товаров, работ и услуг для космической деятельности;
-
наркотиков, психотропов и их прекурсоров;
-
лекарственных препаратов и медицинских изделий (при годовом объеме
закупок
заказчика таких товаров 20 млн руб. и более).
Из
расчета совокупного годового стоимостного объема договоров, заключенных
заказчиками по 223-ФЗ, в т. ч. с субъектами МСП, исключены закупки
наркотиков,
психотропов и их прекурсоров.
Скорректирован
порядок подготовки отчета об объеме закупок у субъектов МСП и социально
ориентированных НКО.
Опубликовано
на официальном интернет-портале правовой информации (www.pravo.gov.ru) 23 мая 2025 г.
Постановление
Правительства Российской
Федерации от 22 мая 2025 г. N
702
"Об утверждении
Правил проверки
соответствия пользователей государственной информационной системы,
определенной
в соответствии с частью 2 статьи 131 Федерального закона "О
персональных
данных", требованиям, указанным в части 7 статьи 131 Федерального
закона
"О персональных данных"
С
1 сентября 2025 г. передача обезличенных персональных данных будет
осуществляться операторами по требованию Минцифры в госинформсистему
Министерства, которую определит Правительство.
Правительство
по согласованию с ФСБ утвердило правила проверки соответствия
пользователей
указанной госинформсистемы требованиям Закона о персональных данных в
целях
предоставления доступа к ней. Проверку будет проводить Минцифры на
основании
запроса заявителя, который можно подать лично, направить по почте или
через
Единый портал. Определено содержание такого запроса для граждан и
организаций.
Срок его рассмотрения и проверки заявителя - не более 15 рабочих дней
со дня
получения. Проверка включает анализ возможной причастности
пользователей к
экстремистской деятельности или терроризму.
В
случае соответствия заявителя установленным требованиям ему направят
уведомление об этом, в ином случае - мотивированный отказ.
Постановление
вступает в силу с 1 сентября 2025 г.
Опубликовано
на официальном интернет-портале правовой информации (www.pravo.gov.ru) 28 мая 2025 г.
Приказ
Министерства здравоохранения
Российской Федерации
от 14 апреля 2025
г. N
204н
"Об утверждении
Порядка
осуществления экспертизы качества медицинской помощи, за исключением
медицинской помощи, оказываемой в соответствии с законодательством
Российской
Федерации об обязательном медицинском страховании"
Минздрав
утвердил новый порядок проведения экспертизы качества медицинской
помощи, за
исключением той, что оказывается в рамках ОМС. Он заменит
порядок 2017 г.
В
частности, экспертиза будет проводиться при осуществлении
государственного и
ведомственного контроля качества и безопасности меддеятельности. В
рамках
госконтроля она будет осуществляться в соответствии с Законом о
госконтроле
экспертом или экспертной организацией по поручению контрольного
(надзорного)
органа, а в рамках ведомственного контроля - специалистами и учеными,
назначаемыми ГВФ, федеральными и региональными органами исполнительной
власти.
Прописаны обязанности специалистов при проведении экспертизы в рамках
ведомственного контроля.
Приказ
вступает в силу с 1 сентября 2025 г. и действует до 1 сентября 2031 г.
Зарегистрирован
в Минюсте России 23 мая 2025 г., N 82312.
Опубликован
на официальном интернет-портале правовой информации (www.pravo.gov.ru) 23 мая 2025 г.
Постановление
Конституционного
Суда Российской Федерации
от 29 мая 2025 г.
N
24-П
"По делу о
проверке
конституционности части первой статьи 151 и статьи 1112 Гражданского
кодекса
Российской Федерации в связи с жалобой граждан А.Г. Байгускаровой и
М.Г.
Мухаметчина"
Гражданин
убил жену, до суда и приговора не дожил. Дети погибшей потребовали
компенсацию
морального вреда от его наследников. В иске было отказано, так как сами
ответчики не причиняли морального вреда, а компенсация не была взыскана
при
жизни обвиняемого.
Потерпевшие
обратились в Конституционный Суд РФ.
Суды
по-разному применяют оспариваемые нормы. Одни связывают моральный вред
с
личностью наследодателя, что исключает возложение этого обязательства
на его
наследников, другие не видят препятствий для взыскания с них
компенсации.
Оспариваемые
нормы не противоречат Конституции. Они не запрещают взыскивать с
наследников
компенсацию морального вреда в пределах стоимости наследства,
независимо от
наличия на момент смерти причинителя вреда вступившего в силу судебного
акта о
выплате компенсации. Иной подход снижал бы правовую защищенность
потерпевших,
что не отвечало бы требованиям справедливости.
Дело
заявителей подлежит пересмотру.
Постановление
Конституционного Суда Российской Федерации
от 28 мая 2025 г.
N 23-П
"По делу о
проверке
конституционности абзаца четвертого пункта 1 Постановления Совета
Министров
РСФСР "О создании Прибайкальского национального парка в Иркутской
области" в связи с запросом Правительства Иркутской области"
Правительство
Иркутской области оспаривало в Конституционном Суде РФ норму о
включении более
сотни тысяч гектаров сельхозземель в состав Прибайкальского
национального
парка. Участки нельзя предоставить в аренду фермерам, под ИЖС и
строительство
соцобъектов, что существенно ограничивает жизнедеятельность их
владельцев.
Оспариваемая
норма о включении указанных земель в состав нацпарка не соответствует
Конституции
РФ, поскольку не обеспечивает определения режима использования земель в
нацпарке, в том числе на основе специального для этого случая
разграничения
полномочий между уровнями публичной власти.
Особый
статус нацпарка должен согласовываться с не менее значимым интересом
проживающих там граждан в экологически совместимой хозяйственной
эксплуатации
земель для их жизнедеятельности.
На
федеральном уровне нет специального регулирования этих вопросов, что
может
повлечь автоматическое распространение на спорные земли общих запретов
для
ООПТ, препятствовать рациональному использованию, охране и развитию
органического сельского хозяйства.
Незавершенность
правового регулирования эксплуатации земель нацпарка имеет характер
конституционно значимого пробела, восполнить который надлежит
федеральному
законодателю и Правительству РФ.
Опубликовано
на сайте Конституционного Суда Российской Федерации (www.ksrf.ru).
Постановление
Конституционного Суда Российской Федерации
от 30 мая 2025 г.
N 25-П
"По делу о
проверке
конституционности пункта "д" части первой статьи 104.1 Уголовного
кодекса Российской Федерации в связи с жалобой гражданки О.А.
Андрияновой"
По
приговору суда, вступившему в законную силу, у гражданина конфисковали
автомобиль за неоднократное вождение в нетрезвом виде. Позднее мужчина
скончался, но автомобиль все равно изъяли. Супруге умершего не удалось
это
оспорить. Она пожаловалась в Конституционный Суд РФ.
Оспариваемая
норма соответствует Конституции.
Конфискация
автомобиля, находящегося в совместной собственности супругов,
вследствие его
использования одним из них при совершении преступления ведет к
ограничению
имущественных прав невиновного супруга. Такое ограничение необходимо
для
снижения риска повторения подобных преступлений и сбалансировано правом
другого
супруга контролировать использование такого имущества, а также оформить
его
раздел. Понимание того, что конфискация затрагивает всю семью,
выступает
фактором сдерживания.
Смерть
осужденного ведет к невозможности повторения им указанного
преступления. Тем не
менее, ограничение права пережившего невиновного супруга оправдано
целями общей
превенции, тем более, приговор вступил в силу при жизни осужденного и
на момент
смерти переход права собственности из частной в публичную уже состоялся.
Постановление
Пленума Верховного Суда
Российской Федерации от 27 мая 2025 г. N 1
"О внесении
изменений в
постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 19
декабря 2013
года N
41 "О практике применения судами законодательства о мерах пресечения в
виде заключения под стражу, домашнего ареста, залога и запрета
определенных
действий"
Пленум
Верховного Суда РФ обновил прежние разъяснения о применении судами меры
пресечения.
Заключение
под стражу подозреваемого или обвиняемого возможно лишь по
преступлениям, за
которые может быть назначено лишение свободы.
По
преступлениям небольшой тяжести такая мера избирается только в
исключительных
случаях и при условии, что гражданином нарушена ранее избранная мера
пресечения
либо он скрылся от следствия или от суда.
По
преступлениям средней тяжести без насилия или угрозы его применения к
вышеназванным условиям добавляется отсутствие места
жительства/пребывания
гражданина в России, неустановление его личности. При этом отсутствие
места
жительства/пребывания, регистрации или документов, удостоверяющих
личность,
само по себе без иных оснований недостаточно для ареста.
В
отношении обвиняемых в экономических преступлениях суды обязаны
рассматривать
возможность применения меры пресечения, которая позволит продолжить
предпринимательскую деятельность.
Разъяснены
вопросы избрания меры пресечения при участии гражданина в судебном
заседании
посредством видео-конференц-связи.
Во
всех случаях судам следует обсуждать возможность применения более
мягкой меры
пресечения.
Опубликовано
на сайте Верховного Суда Российской Федерации (http://www.vsrf.ru).
Постановление
Пленума Верховного Суда
Российской Федерации от 27 мая 2025 г. N 2
"О внесении
изменений в отдельные
постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации по уголовным
делам"
В
разъяснениях о выдаче преступников исключено упоминание о Европейской
конвенции
о защите прав человека и основных свобод. В некоторых пунктах она
заменена
Конвенцией СНГ о правах и основных свободах человека. Разъяснения
дополнены
ссылками на Конвенцию о правовой помощи и правовых отношениях по
гражданским,
семейным и уголовным делам.
Не
являются основанием для отказа в передаче лица иностранному государству
отсутствие в нем вида исправительного учреждения, назначенного
приговором
российского суда, различия в правилах зачета срока меры пресечения в
срок
наказания.
Судам
рекомендуется с учетом международных договоров РФ в сфере консульских
сношений
в качестве дополнительной гарантии прав осужденного рассматривать
вопрос об
уведомлении о рассмотрении материалов о его передаче для отбывания
наказания в
соответствующее консульское учреждение этого государства.
Дополнены
разъяснения норм о подсудности уголовного дела.
Принятие
судом решения об изменении территориальной подсудности разрешено
обжаловать в
апелляции до вынесения итогового решения по делу. При этом отказ суда в
изменении подсудности считается промежуточным и не подлежащим
самостоятельному
обжалованию.
Опубликовано
на сайте Верховного Суда Российской Федерации (http://www.vsrf.ru)
Информация
Федеральной службы по
контролю за алкогольным и табачным рынками
от 28 мая 2025 г.
"Внимание!!! О
добавлении
нестационарных торговых объектов в ЕГАИС"
Для
отражения участниками алкогольного рынка в ЕГАИС сведений об обороте
алкоголя по
адресу нестационарного торгового объекта разработан функционал по
внесению в
справочник ЕГАИС адреса такого объекта и присвоению ему уникального
идентификатора “FSRAR ID”.
Процедура
добавления сведений о месте деятельности, являющемся нестационарным
торговым
объектом, в справочник ЕГАИС на домашней странице УТМ описана в разделе
“Место
деятельности” Руководства пользователя “Сервисы
домашней страницы УТМ”, которое
доступно на интернет-портале Росалкогольтабакконтроля в подразделе
“Подключение
к системе ЕГАИС” раздела “Ведение единой
государственной автоматизированной
информационной системы учета объема производства и оборота этилового
спирта,
алкогольной и спиртосодержащей продукции (ЕГАИС)” во вкладке
“АЛКОГОЛЬ”.
Должна
быть установлена последняя версия УТМ ЕГАИС. Ее можно скачать в
подразделе
“Подключение к системе ЕГАИС”.
Вопрос-ответ
Вопрос:
Мы организация,
которая как производит кирпич, так и его реализует. Реализация -
юридическим и
физическим лицам. Возникают случаи, когда продукцию выпускаем
(собираем)
индивидуально под покупателя. Какие судебные перспективы могут быть при
включении в Договор условия о невозвратности товара в случае заказа
кирпича
индивидуально?
Ответ:
Вы
уточнили, что речь идет о возврате продукции надлежащего качества.
Если
договор заключается НЕ с потребителем, то, на мой взгляд, такое условие
договора правомерно, так как возврат изготовленного на заказ товара
возможен,
если он изготовлен с отступлениями от договора подряда, ухудшившими
результат
работы, или с иными недостатками, которые делают его не пригодным для
предусмотренного в договоре использования (см. Вопрос: В каких случаях
товар,
изготовленный под заказ, можно вернуть продавцу (не законодательство о
защите
прав потребителей)? (ответ службы Правового консалтинга ГАРАНТ, февраль
2023
г.)).
Если
договор заключался с потребителем, а кирпич изготавливался на основании
выставленного образца, то покупатель может заявить требования,
основываясь на
ст. 25 Закона РФ "О защите прав потребителей", в
силу которой цвет и размер не являются индивидуальным признаками.
Согласно
ст. 25 этого закона потребитель вправе обменять непродовольственный
товар
надлежащего качества на аналогичный товар у продавца, у которого этот
товар был
приобретен, если указанный товар не подошел по форме, габаритам,
фасону,
расцветке, размеру или комплектации. При этом если покупатель выберет
тот цвет
или размер, который у продавца-изготовителя на день обращения
отсутствует, то
подлежит применению п. 2 той же статьи: "В случае если аналогичный
товар
отсутствует в продаже на день обращения потребителя к продавцу, потребитель вправе отказаться от исполнения
договора купли-продажи и потребовать возврата уплаченной за указанный
товар
денежной суммы". Отменить действие этой нормы договором
невозможно.
Если
речь идет о продаже товара дистанционным способом, то право на
одностороннее
расторжение договора купли-продажи товара надлежащего качества НЕ
предоставляется покупателю в том случае, если такой товар имеет
индивидуально-определенные свойства и может быть использован исключительно приобретающим его
потребителем (п. 4 ст. 26.1 Закона о защите прав
потребителей). При этом
суды считают, что, например, факт формирования заказа потребителя в
соответствии с его пожеланиями в целях обстановки определенной части
жилого
помещения не свидетельствует о том, что приобретенный им товар обладает
какими-либо индивидуально-определенными свойствами (смотрите
определение
Санкт-Петербургского городского суда от 28.03.2013 N 33-3748/2013). В
этом
судебном решении суд отказался применять пункт 4 статьи 26.1, указав,
что
"доказательства тех обстоятельств, что возвращенный товар не
соответствовал имеющимся у ответчика образцам и описаниям данного
товара,
поскольку был специально изготовлен с учетом пожеланий истицы,
ответчиком не
представлены". То есть, если кирпич
был подобран для конкретного потребителя, само по себе это не
свидетельствует о
наличии у указанного товара индивидуально-определенных свойств, если
кирпич в
случае возврата может быть использован и иными потребителями
(см. Вопрос:
Организация является продавцом строительных и отделочных материалов.
Покупателю
реализуется плитка поштучно, которая не является складской позицией,
продается
по образцам, выставленным в торговом зале, и предварительно
заказывается у
производителя по согласованию с покупателем. Покупатель получает товар
без
замечаний к его количеству и качеству. В течение 14 дней с момента
продажи
обращается с требованием о приемке (возврате) невостребованной части
плитки.
Обязан ли продавец в данном случае удовлетворять требование потребителя
в
случае, если тот обращается в пределах 7-дневного срока, но при этом
просит
принять лишь часть товара надлежащего качества? (ответ службы Правового
консалтинга ГАРАНТ, декабрь 2019 г.)).
Поскольку
действующее законодательство не раскрывает понятие товара,
изготовленного по
индивидуальному заказу, то основным критерием, определяющим его
индивидуально
определенные свойства, является критерий, в силу которого указанный
товар может быть использован исключительно
приобретающим его потребителем. Ответ на данный вопрос может быть дан
только
судом исходя из обстоятельств конкретного дела и характеристик
конкретного
товара (см. Вопрос: Критерии товара, имеющего
индивидуально-определенные
свойства, для целей осуществления потребителем права на его возврат
(ответ
службы Правового консалтинга ГАРАНТ, март 2024 г.)).
Возможно,
Вам будут полезны также следующие материалы:
Вопрос:
Клиент заказал штакетник (400 шт.). Оформили заказ, получили предоплату
(50% от
стоимости заказа), закупили материал для изготовления заказа. Заказ
выполнили в
срок, по качеству претензий нет. Через три дня после получения клиентом
заказа,
он заявил, что 100 штук штакетника лишние, т.к. он ошибся при подсчете,
и
потребовал забрать 100 штук и вернуть деньги. В магазине имеются в
продаже
такие же штакетники в свободной продаже. Будут ли штакетники, которые
требует
сдать клиент (100 штук), признаны изделиями, изготовленными по
индивидуальному
заказу? Может ли магазин, опираясь на это, не принимать товар и не
возвращать
деньги клиенту? (Правовед.RU, ноябрь 2021 г.);
Вопрос:
Имеет ли право покупатель на обмен изготовленного по заказу товара и
оплату
пени в размере 3%, если он обратился с требованием о возврате товара
через
месяц после покупки? (ответ службы Правового консалтинга ГАРАНТ, июль
2020 г.).
Ответ
подготовил:
Специалист
Горячей линии информационно-правовой поддержки ГАРАНТ
Закорко
Жанна
Новые материалы в
системе ГАРАНТ
Новые материалы в
"Большой
библиотеке юриста"
Книги
Бабич
М.Е., Рахмеева
И.И., Чураков В.Д. Комментарий к Федеральному закону "Об обязательных
требованиях в Российской Федерации" от 31.07.2020 N 247-ФЗ: к
пятилетию федерального закона.
- Специально для системы ГАРАНТ, 2025 г.
Постатейный
комментарий содержит положения, касающиеся установления и оценки
применения
обязательных требований на уровне субъектов Российской Федерации и
муниципальных образований. Приводятся примеры правовой регламентации
той или
иной процедуры региональным или муниципальным нормативным правовым
актом,
ссылки на региональные и муниципальные официальные сайты, с помощью
которых
проводится общественное обсуждение проектируемого регулирования.
Материалы прессы
Новые материалы
службы Правового
консалтинга ГАРАНТ
АРХИВ Выпусков