ВЕСТИ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА
25 апреля 2025 г. ВЫПУСК № 16 (969)
ВЕСТИ ДЛЯ КАЖДОГО
Федеральный закон
от 21 апреля 2025 г.
N
99-ФЗ
"О внесении
изменений в отдельные
законодательные акты Российской Федерации"
Работники
ведомственной охраны наделены правом применять физическую силу,
спецсредства и
огнестрельное оружие при пресечении функционирования беспилотных
аппаратов в
целях защиты охраняемых объектов.
Работники
ведомственной охраны и транспортной безопасности понесут
ответственность, если
при применении физической силы, спецсредств или огнестрельного оружия
они
превысят не только свои полномочия, но и крайнюю необходимость или
необходимую
оборону.
В
Воздушном кодексе РФ уточнены вопросы борьбы с атаками беспилотников.
Опубликован
на официальном интернет-портале правовой информации (www.pravo.gov.ru) 21 апреля 2025
г.
Федеральный закон
от 21 апреля 2025 г.
N
83-ФЗ
"О внесении
изменений в
Федеральный закон "О ветеранах"
Решено
предоставлять статус ветерана и инвалида боевых действий
военнослужащим, лицам
рядового и начальствующего состава ОВД, войск нацгвардии, ГПС,
учреждений и
органов УИС, органов принудительного исполнения, прокурорам,
сотрудникам СК, в
том числе уволенным в запас (отставку), добровольцам, выполнявшим
задачи по
отражению вооруженного вторжения на территорию России, а также в ходе
вооруженной провокации на границе и территориях, прилегающих к районам
проведения СВО.
Опубликован
на официальном интернет-портале правовой информации (www.pravo.gov.ru) 21 апреля 2025
г.
Федеральный закон
от 21 апреля 2025 г.
N
82-ФЗ
"О внесении
изменений в
Федеральный закон "О воинской обязанности и военной службе"
Установлено,
что решение о призыве на военную службу, не исполненное в тот призыв, в
котором
его приняли, исполнят в следующие периоды призыва на военную службу в
течение
одного года. Это касается и осеннего призыва 2024 г.
Кроме
того, от призыва на срочную службу освобождены военные, которые более 6
месяцев
выполняли задачи в рядах добровольческих подразделений, а также
граждане,
прошедшие военную службу в формированиях ДНР и ЛНР.
Также
закреплена возможность создать одну призывную комиссию более чем в двух
муниципальных районах, муниципальных и городских округах, а также в
городах
федерального значения. Такое решение принимает глава региона на
основании
представления военного комиссара субъекта. Основными критериями
являются
транспортная доступность, оснащение помещений призывных пунктов
необходимым
оборудованием и их пропускная способность.
Закон
вступает в силу со дня опубликования.
Опубликован
на официальном интернет-портале правовой информации (www.pravo.gov.ru) 21 апреля 2025
г.
Федеральный
закон от 21
апреля 2025 г. N
81-ФЗ
"О внесении
изменений в статьи 6
и 7 Федерального закона "О противодействии легализации (отмыванию)
доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма"
Взносы
на капремонт, перечисляемые региональному оператору, решено вывести
из-под
"антиотмывочного" контроля.
Деятельность
регионального оператора специально законодательно урегулирована и
строго
контролируется, поэтому денежные операции имеют крайне низкий риск.
Федеральный
закон вступает в силу по истечении 90 дней после его официального
опубликования.
Опубликован
на официальном интернет-портале правовой информации (www.pravo.gov.ru) 21 апреля 2025
г.
Федеральный закон
от 21 апреля 2025 г.
N
86-ФЗ
"О внесении
изменений в статьи 3
и 47 Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации"
В
Закон об образовании внесены изменения, направленные на повышение
качества
дополнительного профобразования педагогических работников.
Повышение
квалификации по направлению работодателя будет возможно только по
профилю
педагогической деятельности. Для приобретения новой квалификации или
управления
образовательными организациями нужно будет пройти профессиональную
переподготовку.
Дополнительное
профобразование педагоги, а также иные лица, которые планируют
заниматься
педагогической деятельностью, должны будут получать в государственных и
муниципальных образовательных организациях, в учебных заведениях,
расположенных
в Сириусе, на территориях инновационного центра "Сколково" и
инновационных научно-технологических центров, в общероссийских
спортивных
федерациях (в части дополнительного профобразования в области
физкультуры и
спорта). Эта норма не коснется лиц, которые уже получили документ или
приняты
на обучение.
Федеральный
закон вступает в силу с 1 сентября 2025 г.
Опубликован
на официальном интернет-портале правовой информации (www.pravo.gov.ru) 21 апреля 2025
г.
Федеральный
закон от 21
апреля 2025 г. N
85-ФЗ
"О внесении
изменений в статью 70
Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации"
В
Закон об образовании внесли изменения в целях повышения уровня
подготовки
абитуриентов, поступающих в вузы после колледжей и техникумов.
Они
будут приниматься в вузы по результатам вступительных испытаний только
в том
случае, если направленность (профиль) образовательных программ
бакалавриата или
специалитета соответствует направленности (профилю) полученного ими
среднего
профобразования. Соответствие направленностей (профилей) будет
определять вуз.
Закон
вступает в силу с 1 сентября 2025 г.
Опубликован
на официальном интернет-портале правовой информации (www.pravo.gov.ru) 21 апреля 2025
г.
Постановление
Правительства Российской
Федерации от 18 апреля 2025 г. N 509
"Об установлении
норматива
финансовых затрат в месяц на одного гражданина, получающего
государственную
социальную помощь в виде социальной услуги по обеспечению в
соответствии со
стандартами медицинской помощи по рецептам врача (фельдшера)
лекарственными
препаратами для медицинского применения, медицинскими изделиями, а
также
специализированными продуктами лечебного питания для детей-инвалидов, в
2025
году"
Правительство
определило сумму, на которую льготники могут получать бесплатные
лекарства,
медизделия и лечебное питание для детей-инвалидов в 2025 г. С 1 февраля
она
составляет 1 326,4 руб. в месяц (ранее - 1 211,3 руб.).
Опубликовано
на официальном интернет-портале правовой информации (www.pravo.gov.ru) 18 апреля 2025
г.
Приказ
Министра обороны
Российской Федерации от 22 марта 2025 г. N 164
"О внесении
изменений в Порядок
назначения и осуществления единовременных выплат, установленных Указом
Президента Российской Федерации от 5 марта 2022 г. N 98 "О
дополнительных социальных
гарантиях военнослужащим, лицам, проходящим службу в войсках
национальной
гвардии Российской Федерации, и членам их семей", в Вооруженных Силах
Российской Федерации, определенный приказом Министра обороны Российской
Федерации от 22 апреля 2022 г. N
236, и Порядок и условия назначения и осуществления единовременных
выплат,
установленных Указом Президента Российской Федерации от 11 марта 2024
г. N
181 "О дополнительных социальных
гарантиях отдельным категориям лиц", в Вооруженных Силах Российской
Федерации, определенные приказом Министра обороны Российской Федерации
от 29
августа 2024 г. N
470"
Скорректирован
порядок назначения и осуществления установленных Президентом
единовременных
выплат военнослужащим и гражданскому персоналу (федеральным госслужащим
и
работникам) Вооруженных Сил РФ, участвующим в обеспечении выполнения
задач в
ходе СВО и на прилегающих территориях либо на территории Сирии.
В
частности, установлены особенности осуществления данной выплаты
гражданскому
персоналу (федеральным госслужащим и работникам) после 12 ноября 2024
г.
Расширена география действия указанной меры поддержки. Уточнена
терминология:
"ранение (контузия, травма, увечье)" заменено на "увечье
(ранение, травма, контузия)". В перечень необходимых для назначения
выплаты документов дополнительно включены справки о тяжести увечья
(ранения, травмы,
контузии) и об установлении инвалидности. Приведен рекомендуемый
образец
справки о тяжести увечья.
Зарегистрирован
в Минюсте России 23 апреля 2025 г., N 81951.
Опубликован
на официальном интернет-портале правовой информации (www.pravo.gov.ru) 24 апреля 2025
г.
Приказ
Министерства спорта Российской
Федерации от 7 февраля 2025 г. N 92
"Об утверждении
стандартов
предоставления инвалидам и детям-инвалидам услуг по физической
реабилитации и
абилитации с использованием средств и методов адаптивной физической
культуры и
адаптивного спорта"
С
1 марта 2025 г. действует стандарт предоставления инвалидам услуг по
физической
реабилитации и абилитации с помощью адаптивных физкультуры и спорта.
Услуги
оказываются в стационарной, полустационарной форме, на дому, в т. ч.
дистанционно с применением информационно-телекоммуникационных
технологий.
Обозначены список и содержание мероприятий, привлекаемые специалисты,
примерный
перечень реабилитационного оборудования и др.
Информация
Банка России
от 22 апреля 2025 г.
"Заемщики,
пострадавшие от недобросовестных подрядчиков индивидуального жилищного
строительства, могут обратиться за реструктуризацией"
Банк
России рекомендует кредитным организациям оказывать поддержку людям,
которые
оформили ипотечный кредит на ИЖС, банк перечислил деньги подрядчику, но
тот не
завершил строительство или даже не начал его.
Кредиторам
следует оценивать каждый конкретный случай, учитывать экономическое
положение
заемщика, его социальный статус, наличие или отсутствие другого жилья.
На
основании этого банки могут принимать решение о реструктуризации долга,
в т. ч.
не повышать процентную ставку из-за того, что не построен дом,
перенести срок
погашения, не применять неустойки и даже в особых ситуациях частично
или
полностью прощать долг.
Опубликована
на сайте Банка России (www.cbr.ru).
Постановление
Правительства Москвы от 15 апреля 2025 г. N 795-ПП
"О дополнительных
возможностях реализации ветеранами боевых действий права на получение
мер
социальной поддержки по бесплатному проезду в городе Москве"
Ветеранам
боевых действий, имеющим место жительства в городе Москве,
предоставлена
возможность реализации права на бесплатный проезд на наземном городском
пассажирском транспорте общего пользования города Москвы, Московском
метрополитене, включая Московскую монорельсовую транспортную систему,
Малом
кольце Московской железной дороги, участках межсубъектных маршрутов
регулярных
перевозок железнодорожным транспортом в пригородном сообщении на
Московских
центральных диаметрах и железнодорожном транспорте пригородного
сообщения с
использованием выданного в соответствии с законодательством РФ
удостоверения
ветерана боевых действий в виде пластиковой идентификационной карты.
Постановление
вступает в силу с 21 апреля 2025 года.
Опубликовано
в Вестнике Москвы, апрель 2025 г. N 23 (дата выхода номера в свет 22
апреля
2025 г.)
ВЕСТИ ДЛЯ БУХГАЛТЕРА
Постановление
Правительства Российской Федерации от 18 апреля 2025 г. N 510
"Об утверждении
индекса роста
среднемесячной заработной платы в Российской Федерации за 2024 год"
Индекс
роста среднемесячной зарплаты в России за 2024 г. составляет 1,183.
Показатель
применяется для расчета ежемесячной доплаты к пенсии членам летных
экипажей
воздушных судов гражданской авиации и отдельным категориям работников
угольной
промышленности.
Опубликовано
на официальном интернет-портале правовой информации (www.pravo.gov.ru) 18 апреля 2025
г.
Информационное
сообщение Банка России
от 25 апреля 2025 г.
"Банк России
принял решение
сохранить ключевую ставку на уровне 21,00% годовых"
Банк
России 25 апреля 2025 г. решил сохранить ключевую ставку на уровне 21%
годовых. ЦБ РФ заявил о
продолжительном
периоде проведения жесткой денежно-кредитной политики. Базовый сценарий
предусматривает среднюю ключевую ставку в диапазоне 19,5-21,5% годовых
в 2025
г. и 13-14% годовых в 2026 г. По прогнозу Банка России, годовая
инфляция
снизится до 7-8% в 2025 году и вернется к 4% в 2026 г.
Следующее
заседание Совета директоров Банка России по уровню ключевой ставки
запланировано на 6 июня 2025 г.
Опубликовано
на сайте Банка России (www.cbr.ru) 25 апреля 2025
г.
Информация
Министерства экономического
развития Российской Федерации
от 18 апреля 2025
г.
"О ставках
вывозных таможенных
пошлин на нефть и отдельные категории товаров, выработанных из нефти,
на период
с 1 по 31 мая 2025 года"
На
май 2025 г. установлены нулевые ставки вывозных пошлин на сырую нефть и
отдельные нефтепродукты. Ставка пошлины на сжиженные углеводородные
газы
составит 0,9 долл. США за тонну, на этан, бутан, изобутан - 0,8 долл.
США.
Ставки
вывозных пошлин рассчитаны исходя из средней цены на сырую нефть марки
"Юралс" 422,2 долл. США за тонну.
Постановление
Правительства Москвы от
15 апреля 2025 г. N 792-ПП
"О внесении
изменений в постановление
Правительства Москвы
от 31 марта 2011
г. N 99-ПП"
Дополнительно
установлено, что Департамент:
обеспечивает
реализацию мероприятий по финансовому мониторингу деятельности
Заказчиков,
Московского фонда реновации жилой застройки, Московского фонда защиты
прав
граждан - участников долевого строительства;
определяет
порядок взаимодействия Департамента с Заказчиками, Московским фондом
реновации
жилой застройки, Московским фондом защиты прав граждан - участников
долевого
строительства при реализации мероприятий по финансовому мониторингу их
деятельности.
Опубликовано
в Вестнике Москвы, апрель 2025 г. N 23 (дата выхода номера в свет 22
апреля
2025 г.)
Новые материалы в
системе ГАРАНТ
Новые материалы в
"Большой
библиотеке бухгалтера и кадрового работника"
Материалы прессы
Новые материалы в
"Библиотеке
консультаций. Кадры"
Новые материалы
службы Правового
консалтинга ГАРАНТ
ВЕСТИ ДЛЯ ЮРИСТА
Федеральный закон
от 21 апреля 2025 г.
N
102-ФЗ
"О внесении
изменения в статью
205.6 Уголовного кодекса Российской Федерации"
Вводится
уголовная ответственность за несообщение в органы власти о
преступлениях
диверсионной направленности.
Ответственность
наступает за несообщение уполномоченным органам о лице, которое по
достоверно
известным сведениям готовит, совершает или совершило хотя бы одно из
таких
преступлений, как диверсия, содействие диверсионной деятельности,
прохождение
обучения в целях осуществления диверсионной деятельности, организация
диверсионного сообщества и участие в нем.
Опубликован
на официальном интернет-портале правовой информации (www.pravo.gov.ru) 21 апреля 2025
г.
Федеральный
закон от 21
апреля 2025 г. N
101-ФЗ
"О внесении
изменения в статью
247 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации"
Помимо
тяжких и особо тяжких преступлений в перечень уголовных дел,
рассмотрение
которых возможно в отсутствие подсудимого, включены преступления
небольшой или
средней тяжести, связанные с антироссийской деятельностью:
-
публичные призывы к терроризму и экстремизму, сепаратизму, массовым
беспорядкам, к деятельности против безопасности государства, к введению
санкций, развязыванию агрессивной войны;
-
публичное распространение фейков;
-
уничтожение либо повреждение воинских захоронений;
-
дискредитация российских войск и властей;
-
возбуждение ненависти либо вражды;
-
неоднократная пропаганда либо публичная демонстрация нацистской
символики;
-
участие в деятельности и финансирование нежелательной иностранной или
международной организации;
-
содействие в исполнении решений международных организаций, в которых
Россия не
участвует, или иностранных госорганов;
-
незаконные задержание, заключение или содержание под стражей;
-
уклонение от исполнения обязанностей иноагентов;
-
участие в деятельности иностранной или международной организации, не
зарегистрированной в России;
-
реабилитация нацизма.
При
этом УПК предусмотрен механизм отмены судебных решений, вынесенных
заочно, в
случаях личной явки подсудимого.
Закон
вступает в силу со дня опубликования.
Опубликован
на официальном интернет-портале правовой информации (www.pravo.gov.ru) 21 апреля 2025
г.
Федеральный закон
от 21 апреля 2025 г.
N
100-ФЗ
"О внесении
изменений в
Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации" и статьи 9
и 11 Федерального закона "О контроле за деятельностью лиц, находящихся
под
иностранным влиянием"
С
1 сентября 2025 г. будет действовать полный запрет на ведение
иноагентами
просветительской и образовательной деятельности.
Заявление
о предоставлении лицензии на образовательную деятельность будет
возвращено,
действие лицензии будет прекращено, если соответственно соискатель
лицензии или
лицензиат является иноагентом.
Вводится
запрет на получение иноагентами муниципальной поддержки и на включение
в реестр
социально ориентированных НКО.
Будет
уточнен перечень лиц, которые обязаны сопровождать распространение
материалов
иноагентов или информации, касающейся их деятельности, указанием на
свой
статус.
Опубликован
на официальном интернет-портале правовой информации (www.pravo.gov.ru) 21 апреля 2025
г.
Федеральный закон
от 21 апреля 2025 г.
N
94-ФЗ
"О внесении
изменений в
Федеральный закон "Об электронной подписи"
Определен
порядок создания и выдачи квалифицированных сертификатов ключа проверки
электронной подписи для госорганов, сведения о которых не включены в
ЕГРЮЛ. Удостоверяющий
центр Казначейства
России выполнит необходимые процедуры при условии внесения сведений о
таких
госорганах в специальный перечень.
Федеральный
закон вступает в силу с 1 сентября 2025 г.
Опубликован
на официальном интернет-портале правовой информации (www.pravo.gov.ru) 21 апреля 2025
г.
Федеральный закон
от 21 апреля 2025 г.
N
92-ФЗ
"О внесении
изменений в
Федеральный закон "О государственном регулировании производства и
оборота
этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об
ограничении
потребления (распития) алкогольной продукции" и признании утратившими
силу
отдельных положений законодательных актов Российской Федерации"
Предусмотрен
перенос маркировки федеральными специальными марками импортного
алкоголя на
территорию России.
Ранее марки должны были наносить на алкоголь до его ввоза в страну. Это
правило
оставили для продукции из государств ЕАЭС. Изменения нужны, чтобы
избежать
риска введения недружественными странами запрета на маркировку
поставляемого в
Россию алкоголя на их территории.
Правительство
утвердит перечень зарубежных производителей алкоголя, ввозимого в
Россию со
спецмарками, нанесенными в местах производства, а также предельные
объемы ввоза
такой продукции. С 1 сентября 2025 г. Кабмин будет определять
требования к
местам маркировки ввезенного в страну алкоголя и особенности его
перемещения от
границы до мест маркировки.
До
1 сентября 2027 г. продлевается срок уничтожения или утилизации изъятых
или
конфискованных незаконно произведенного алкоголя, а также
использованных для
его производства полуфабрикатов, сырья, оборудования, тары, этикеток,
которые
хранятся на складах уполномоченной организации более 3 лет.
Закон
вступает в силу с 1 июня 2025 г., за исключением положений, для которых
установлены иные сроки. До 28 февраля 2026 г. разрешена маркировка
алкоголя,
произведенного за пределами ЕАЭС, в местах производства для ввоза в
Россию.
Опубликован
на официальном интернет-портале правовой информации (www.pravo.gov.ru) 21 апреля 2025
г.
Федеральный закон
от 21 апреля 2025 г.
N
90-ФЗ
"О внесении
изменений в Уголовный
кодекс Российской Федерации и статью 31 Уголовно-процессуального
кодекса
Российской Федерации"
В
УК РФ внесены поправки, ужесточающие наказание за дискредитацию
Вооруженных сил
РФ, призывы к санкциям против России, ее граждан либо российских юрлиц,
а также
за участие в исполнении решений международных организаций, где страна
не
представлена.
В
частности, за призывы к введению санкций против страны, совершенные из
корыстных побуждений или по найму, предусматривается до 5 лет лишения
свободы,
в т. ч. со штрафом до 500 тыс. руб. За дискредитацию Вооруженных сил РФ
при тех
же мотивах грозит до 7 лет лишения свободы. Такое же наказание
последует за
оказание содействия в исполнении решений международных организаций, в
которых
Россия не участвует. Во всех случаях может применяться конфискация
имущества.
Закон
вступает в силу со дня его официального опубликования.
Опубликован
на официальном интернет-портале правовой информации (www.pravo.gov.ru) 21 апреля 2025
г.
Федеральный закон
от 21 апреля 2025 г.
N
89-ФЗ
"О внесении
изменений в статью 4
Федерального закона "О контроле за деятельностью лиц, находящихся под
иностранным влиянием"
Иноагентами
признаются лица, содействующие исполнению решений международных
организаций, в
которых Россия не участвует, и иностранных госорганов, если они
направлены
против безопасности нашей страны.
Такой статус распространен и на тех, кто вовлекает граждан в сбор
сведений в
области военной и военно-технической деятельности, которые могут быть
использованы против государства, а также в распространение сообщений,
материалов и участие в их создании.
Опубликован
на официальном интернет-портале правовой информации (www.pravo.gov.ru) 21 апреля 2025
г.
Федеральный закон
от 21 апреля 2025 г.
N
87-ФЗ
"О внесении
изменений в Закон
Российской Федерации "Основы законодательства Российской Федерации о
культуре" и статьи 20.2 и 37 Федерального закона "О физической
культуре и спорте в Российской Федерации"
Приняты
поправки по вопросам обеспечения общественного порядка и безопасности
при
организации и проведении зрелищных мероприятий.
Организатор
должен заблаговременно уведомлять региональные, местные власти о
тематике,
объекте и (или) территории, на которых планируется проведение
мероприятия,
собственнике (правообладателе) объекта, дате и времени мероприятия,
планируемом
количестве посетителей, планируемых мерах по обеспечению общественного
порядка
и безопасности. Об изменениях, а также об отмене, замене и переносе
мероприятия
нужно сообщать незамедлительно.
Регионы,
местные власти должны информировать ОВД и другие заинтересованные
органы и
учреждения.
Правила
обеспечения безопасности зрелищных мероприятий определит Правительство.
Установят категории мероприятий, для которых не требуется уведомление.
Закреплены
обязанности организатора, собственника (правообладателя) объекта и
(или)
территории, на которых проводится зрелищное мероприятие. Определен
порядок
привлечения контролеров-распорядителей.
Закон
вступает в силу с 1 сентября 2025 г.
Опубликован
на официальном интернет-портале правовой информации (www.pravo.gov.ru) 21 апреля 2025
г.
Федеральный закон
от 21 апреля 2025 г.
N
80-ФЗ
"О внесении
изменения в статью
15.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях"
Предусмотрена
административная ответственность за непредставление в Федеральное
казначейство
в установленный срок резидентом - участником бюджетного процесса на
федеральном
уровне, за исключением Центрального банка, и федеральным бюджетным
(автономным)
госучреждением, лицевые счета которому открыты в Федеральном
казначействе, форм
учета и отчетности по валютным операциям, совершаемым за счет средств
федерального бюджета, средств, поступающих во временное распоряжение
федеральных казенных учреждений, средств бюджетов государственных
внебюджетных
фондов и федеральных бюджетных (автономных) госучреждений, а также
подтверждающих документов и информации при совершении таких операций.
Штраф для
должностных лиц составляет от 20 до 50 тыс. руб.
Закон
вступает в силу с 1 января 2026 г.
Опубликован
на официальном интернет-портале правовой информации (www.pravo.gov.ru) 21 апреля 2025
г.
Постановление
Конституционного Суда Российской Федерации
от 24 апреля 2025
г. N 17-П
"По делу о
проверке
конституционности подпункта 9 пункта 2 статьи 3, пункта 4 статьи 5,
подпункта 2
пункта 1 и пункта 5 статьи 13 Федерального закона "О приватизации
государственного и муниципального имущества" в связи с жалобой
гражданки
В.П. Балябиной"
Аукцион
по продаже находящегося в хозведении МУП нежилого помещения признали
несостоявшимся, а имущество продали его единственной участнице.
Администрация
города оспорила сделку, ссылаясь на нарушение процедуры. Если аукцион
не
состоялся, имущество должно продаваться посредством публичного
предложения. Это
регламентировано общими нормами ГК РФ, не допускающими его продажу без
согласия
собственника, так как продажа имущества УП исключена из сферы действия
Закона о
приватизации государственного и муниципального имущества.
Конституционный
Суд РФ признал оспариваемые нормы не противоречащими Конституции. В
спорном
случае было установлено, что приватизация допускается только с согласия
городского УМИ на аукционе или на конкурсе. Это соответствует
конституционному
принципу соразмерности ограничения прав на основании закона. Равный
доступ к
муниципальному имуществу поддерживает конкуренцию и обеспечивает
профилактику
коррупции. В этой ситуации оспаривание властями права собственности
приобретателя из-за того, что торги не состоялись, нарушает принцип
защиты
добросовестных участников хозяйственного оборота.
Право
заключить договор с единственным участником торгов при отсутствии
объективных к
этому препятствий относится и к приватизации УП. При этом процедуры
отчуждения
недвижимости УП без использования процедур закона о приватизации не
должны
вести к обходу правил законодательства о приватизации и к
злоупотреблению
правом на отчуждение имущества.
Дело
заявительницы подлежит пересмотру.
Вопрос-ответ
Вопрос:
ОМВД вынесло
Постановление о привлечении ООО к административной ответственности,
предусмотренной ч. 4 ст. 18.15. КоАП РФ. ООО подало жалобу на данное
постановление в районный суд. Суд вынес решение об оставлении
Постановления без
изменения, жалобу ООО - без удовлетворения.
На
данный момент ООО
хочет обжаловать данное решение в течение 10 дней в Московский
городской суд
через районный суд, вынесший решение.
Подскажите,
пожалуйста,
необходимо ли ООО оплачивать госпошлину за подачу апелляционной жалобы
на
решение районного суда по данному делу, в каком размере?
С
кого будет
взыскиваться уплаченная ООО госпошлина, в случае удовлетворения
апелляционной
жалобы ООО Московским городским судом?
С
кого необходимо
просить суд взыскать госпошлину за подачу данной апелляционной жалобы?
Ответ:
Однозначный
ответ на вопрос о необходимости уплаты государственной пошлины в
настоящий
момент дать невозможно.
Поясню.
С
одной стороны, из совокупности норм части 5 статьи 30.2 КоАП РФ
("жалоба
на постановление по делу об административном правонарушении
государственной
пошлиной не облагается") и части 3 статьи 30.9 КоАП РФ ("подача
последующих жалоб на постановление по делу об административном
правонарушении и
(или) решения по жалобе на это постановление, их рассмотрение и
разрешение
осуществляются в порядке и в сроки, установленные статьями 30.2 - 30.8
настоящего Кодекса") можно сделать вывод, что апелляционная жалоба не
должна облагаться госпошлиной.
С
другой стороны, есть разъяснение Верховного Суда РФ, согласно которому
государственная пошлина подлежит уплате при подаче апелляционной,
кассационной
или надзорной жалоб на решения по делам об оспаривании решения
административного органа о привлечении к административной
ответственности в
арбитражном процессе (см. последний абзац Вопроса 3 Обзора судебной
практики ВС
РФ N 2, 3 (2024) (утв. Президиумом ВС РФ 27 ноября 2024 года).
Это
разъяснение уже применяется на практике арбитражными судами:
Определение
Десятого арбитражного апелляционного суда от 11 февраля 2025 г. N
10АП-25437/24
по делу N А41-75225/2024: "...в обоснование не представления документа,
подтверждающего уплату государственной пошлины ... ООО Микрокредитная
компания
"Свои люди" ссылается на то, что согласно ч. 5 ст. 30.2 КоАП РФ
жалоба на постановление по делу об административном правонарушении
государственной пошлиной не облагается.
В
рассматриваемом случае государственную
пошлину, как указывал суд апелляционной инстанции следует оплатить в связи с обращением с
апелляционной жалобой на
решение суда первой инстанции по делу об оспаривании постановления о
назначении
административного наказания по делу об административном правонарушении
на
основании ст. 331.21 Налогового кодекса Российской Федерации.
Исключения
по оплате государственной пошлины в связи с обращением с апелляционной
жалобой
по данной категории дел закон не содержит" (здесь, вероятно,
подразумевается статья 333.21 НК РФ);
Определение
Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 16 января 2025 г. N
18АП-16231/24 по делу N А07-34235/2024: "...государственная
пошлина подлежит уплате при подаче апелляционной жалобы
на решение по делам об оспаривании решения административного органа о
привлечении к административной ответственности в арбитражном
процессе в
размере, предусмотренном пунктом 19 части 1 статьи 333.21 Налогового
кодекса
Российской Федерации".
Разъяснение
ВС РФ дано для арбитражного процесса, но не исключено, что суды общей
юрисдикции будут руководствоваться той же логикой. Тогда размер пошлины
для
организаций составит 15 000 рублей (см. подпункт 19 пункта 1 статьи
333.19 НК
РФ).
Требовать
взыскания расходов по оплате госпошлины нужно с Российской Федерации в
лице МВД
России за счет казны РФ. Однако по вопросу возможности такого взыскания
у судов
нет единой позиции.
Практика
о невозможности
взыскания (она
базируется на том, что МВД России освобождено от уплаты государственной
пошлины
на основании подпункта 19 пункта 1 статьи 333.36 НК РФ):
Апелляционное
определение СК по гражданским делам Верховного Суда Республики Саха
(Якутия) от
17 февраля 2025 г. по делу N 33-447/2025;
Апелляционное
определение СК по гражданским делам Московского городского суда от 26
июня 2024
г. по делу N 33-25786/2024.
Практика
о возможности
такого взыскания (она
базируется на том, что взыскивается не госпошлина, от уплаты которой
ответчик
освобожден, а судебные расходы истца в виде оплаченной им госпошлины):
Определение
СК по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции от
18
февраля 2025 г. по делу N 8Г-856/2025[88-2843/2025];
Определение
СК по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции
от 28
мая 2024 г. по делу N 8Г-11232/2024[88-14548/2024];
Апелляционное
определение СК по гражданским делам Московского городского суда от 26
февраля
2025 г. по делу N 33-6723/2025.
Ответ
подготовил:
Специалист
Горячей линии информационно-правовой поддержки ГАРАНТ
Закорко
Жанна
Новые материалы в
системе ГАРАНТ
Новые материалы в
"Большой
библиотеке юриста"
Книги
Борисов
А.Н. Комментарий
к Федеральному закону от 30 декабря 2008 г. N 307-ФЗ "Об
аудиторской
деятельности" (постатейный; издание второе, перераб. и доп.). -
"Юстицинформ", 2025 г.
В
книге дан постатейный комментарий к Федеральному закону от 30 декабря
2008 г. N 307-ФЗ "Об
аудиторской
деятельности" в редакции внесенных в него изменений и дополнений, в том
числе Федеральным законом от 26 декабря 2024 г. N 481-ФЗ. Подробно
проанализированы
правовые основы регулирования и особенности саморегулирования в сфере
аудиторской деятельности в России.
Фролов
И.В. Мораторные
проценты в делах о банкротстве граждан: правовая природа, особенность
начисления и уплаты: монография. - "Юстицинформ", 2025 г.
Монография
посвящена исследованию правовой природы мораторных процентов в делах о
банкротстве. Особое внимание автором обращено на специфику начисления и
уплаты
мораторных процентов в делах о банкротстве граждан. В работе
рассмотрены
правовые механизмы начисления и уплаты мораторных процентов по итогам
проведения процедуры реструктуризации долгов гражданина, процедуры
реализации
имущества гражданина и мирового соглашения в делах о банкротстве
граждан.
Проведено исследование специфики и особенностей начисления мораторных
процентов
при заключении отдельного мирового соглашения и плана реструктуризации
долгов
гражданина с кредитором, требования которого обеспечены залогом
(ипотекой)
единственного жилья должника. Представлен подробный анализ особенностей
начисления мораторных процентов в делах о банкротстве индивидуальных
предпринимателей, "самозанятых граждан", крестьянских (фермерских)
хозяйств и в делах о банкротстве гражданина в случае его смерти.
Материалы прессы
Новые материалы
службы Правового
консалтинга ГАРАНТ
АРХИВ Выпусков