ВЕСТИ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА
25 октября 2024 г. ВЫПУСК № 42 (944)
ВЕСТИ ДЛЯ КАЖДОГО
Постановление
Правительства Российской
Федерации от 16 октября 2024 г. N 1379
"Об утверждении
Правил
регистрации граждан в целях поиска подходящей работы, Правил
регистрации
безработных граждан и Правил определения органом службы занятости
подходящей
работы гражданину, ищущему работу, а также безработному гражданину"
В
связи с принятием нового Закона о занятости населения Правительство
заново
урегулировало вопросы:
-
регистрации граждан в целях поиска подходящей работы;
-
регистрации безработных граждан;
-
определения органом службы занятости подходящей работы.
Для
указанных целей применяются Единая цифровая платформа в сфере занятости
и
трудовых отношений "Работа в России" и портал госуслуг.
Вводится
индивидуальный план содействия занятости, который формируется на единой
цифровой платформе на основании результатов профилирования гражданина и
согласование которого обязательно для признания его безработным.
Постановление
вступает в силу с 1 января 2025 г.
Опубликовано
на официальном интернет-портале правовой информации (www.pravo.gov.ru) 18 октября 2024
г.
Постановление
Правительства Российской Федерации от 24 октября 2024 г. N 1423
"Об особенностях
оказания
первичной медико-санитарной помощи военнослужащим Вооруженных Сил
Российской
Федерации, находящимся в отпуске, в том числе по болезни, медицинскими
организациями, подведомственными исполнительным органам субъектов
Российской
Федерации, органам местного самоуправления"
В
период СВО первичная медико-санитарная помощь при заболеваниях и
состояниях,
включенных в программу госгарантий бесплатного оказания медпомощи,
военнослужащим в отпуске оказывается региональными и муниципальными
медорганизациями по месту обращения.
Ранее
военнослужащие, даже находясь в отпуске, должны были обращаться только
в
ведомственные госпитали Минобороны. Таким образом, Правительство
повысило
доступность медпомощи.
Информация
Банка России
от 21 октября 2024 г.
"Один для всех:
предложения
регулятора по использованию универсального QR-кода при оплате"
Банк
России предложил использовать при оплате покупок и услуг только
универсальный
QR-код на базе решения Национальной системы платежных карт.
Он
позволит принимать все виды платежей, включая платежные решения банков
(pay-сервисы), СБП, в перспективе - цифровой рубль. Также он обеспечит
поддержку
программ лояльности банков и кешбэков.
Опубликована
на сайте Банка России (www.cbr.ru) 21 октября 2024
г.
Распоряжение Мэра
Москвы от 30
сентября 2024 г. N
608-РМ
"О внесении
изменений в
распоряжение Мэра Москвы от 11 марта 2011 г. N 122-РМ"
В
актуальной редакции изложены:
основной
и резервный составы призывной комиссии города Москвы;
состав
врачей-специалистов, участвующих в проведении контрольного медицинского
освидетельствования граждан, получивших освобождение от призыва на
военную службу
по состоянию здоровья, и граждан, заявивших о несогласии с заключениями
об их
годности к военной службе по результатам медицинского
освидетельствования.
Опубликовано
в Вестнике Москвы, октябрь 2024 г. N 41 (специальный
выпуск) (дата выхода номера в свет 22
октября 2024 г.)
Приказ Главного
архивного управления
г. Москвы (Главархив Москвы)
от 26 сентября
2024 г. N 100
"Об утверждении
Политики Главархива
Москвы в отношении обработки и защиты персональных данных"
Политика
разработана в целях реализации требований законодательства в области
обработки
и защиты персональных данных и направлена на обеспечение защиты прав и
свобод
человека и гражданина при обработке его персональных данных в
Главархиве
Москвы, в том числе защиты прав на неприкосновенность частной жизни,
личной и
семейной тайн.
Действие
Политики распространяется на все персональные данные субъектов,
обрабатываемые
в Главархиве Москвы с использованием средств автоматизации, а также без
использования средств автоматизации.
Главархив
Москвы обеспечивает открытый доступ к Политике в отношении обработки
персональных данных путем ее размещения в сети Интернет на официальной
странице
Главархива Москвы на Портале Мэра Москвы (http://www.mos.ru/mosarchiv/).
Опубликован
на Официальный портал Мэра и Правительства Москвы http://www.mos.ru
27 сентября 2024 г.
Приказ
Департамента здравоохранения г.
Москвы от 22 октября 2024 г. N
939
"О внесении
изменений в приказ
Департамента здравоохранения города Москвы от 9 января 2024 г. N 2"
В
новой редакции изложены:
маршрутизация
пациентов в детские эндоскопические центры для проведения
эндоскопических
исследований в условиях дневного стационара;
перечень
противопоказаний к проведению эндоскопических исследований в условиях
дневного
стационара.
Также
дополнительно установлено, что направление в детский эндоскопический
центр
может осуществить врач-педиатр направляющей медицинский организации в
случае,
если у пациента ранее уже имелось направление в детский эндоскопический
центр,
но оно не было реализовано в срок.
Опубликован
на Официальном портале Мэра и Правительства Москвы http://www.mos.ru
22
октября 2024 г., на официальном
сайте Департамента здравоохранения г. Москвы https://mosgorzdrav.ru
22
октября 2024 г.
ВЕСТИ ДЛЯ БУХГАЛТЕРА
Информационное
сообщение
Банка России от 25 октября 2024 г.
"Банк России
принял решение
повысить ключевую ставку на 200 б.п., до 21,00% годовых"
Банк
России 25 октября 2024 г. решил повысить ключевую ставку на 200 б. п.
до 21%
годовых.
Инфляция
складывается существенно выше июльского прогноза Банка России Требуется
дальнейшее ужесточение денежно-кредитной политики, чтобы обеспечить
возвращение
инфляции к цели 4,5-5% в 2025 г. ЦБ РФ допускает возможность
дальнейшего
повышения ключевой ставки.
Следующее
заседание Совета директоров Банка России по уровню ключевой ставки
запланировано на 20 декабря 2024 г.
Опубликовано
на сайте Банка России (www.cbr.ru) 25 октября 2024
г.
Приказ
Федеральной налоговой службы от
3 сентября 2024 г. N
ЕД-7-21/697@
"Об утверждении
формы заявления о
перерасчете суммы ранее исчисленного транспортного налога, земельного
налога,
налога на имущество физических лиц, налога на доходы физических лиц,
порядка ее
заполнения, формата представления такого заявления в электронной форме,
форм
уведомления о перерасчете суммы ранее исчисленного транспортного
налога,
земельного налога, налога на имущество физических лиц, налога на доходы
физических
лиц, сообщения об отказе в перерасчете суммы ранее исчисленного
транспортного
налога, земельного налога, налога на имущество физических лиц, налога
на доходы
физических лиц"
С
2025 г. вступают в силу поправки к НК РФ, упрощающие гражданам
процедуру
перерасчета имущественных налогов (земельного, транспортного, налога на
имущество) и НДФЛ, исчисленных в налоговых уведомлениях. В частности,
физлица
при наличии оснований, влекущих перерасчет суммы ранее исчисленного
налога,
смогут представить в любой налоговый орган соответствующее заявление. К
заявлению можно приложить документы, подтверждающие наличие оснований
для
перерасчета налога.
ФНС
утвердила единую форму заявления о перерасчете суммы ранее исчисленных
налогов,
порядок ее заполнения, электронный формат представления такого
заявления, а
также формы уведомления о перерасчете суммы налога и сообщения об
отказе в
этом.
Приказ
вступает в силу с 1 января 2025 г.
Зарегистрирован
в Минюсте России 18 октября 2024 г., N 79825.
Опубликован
на официальном интернет-портале правовой информации (www.pravo.gov.ru) 21 октября 2024
г.
Постановление
Конституционного Суда Российской Федерации
от 25 октября
2024 г. N
48-П
"По делу о
проверке
конституционности абзаца второго пункта 4 статьи 48 Налогового кодекса
Российской Федерации в связи с запросом Верховного Суда Республики
Карелия"
По
заявлению налоговой мировой судья вынес судебный приказ о взыскании с
гражданки
задолженности по налогам. Приказ отменили из-за пропуска налоговым
органом
шестимесячного срока на обращение в суд. Тогда налоговая подала иск, и
он был
удовлетворен. Суды общей юрисдикции не придают значения срокам
обращения за
приказом, если после его отмены не прошло 6 месяцев.
Конституционный
Суд РФ разъяснил, что такая практика придает судебному приказу
несвойственное
ему значение судебного акта, которым разрешен спор между налоговым
органом и
налогоплательщиком. Однако приказное производство осуществляется
мировым судьей
единолично без судебного заседания и исследования доказательств. Оно не
может
подменять собой исковое с его процессуальными гарантиями для сторон.
Выбор
налогоплательщиком такого способа отмены судебного приказа, как
возражения
относительно его исполнения, а не подача кассационной жалобы не должен
влечь
более обременительные последствия - невозможность ссылаться в исковом
порядке
на пороки вынесения приказа, так как это нарушает принцип равенства.
Оспариваемая
норма не противоречит Конституции. Она не легализует бессрочную
возможность по
судебному взысканию налоговой задолженности и не препятствует суду
отказать в
иске после отмены приказа из-за нарушения сроков обращения к мировому
судье.
Опубликовано
на сайте Конституционного Суда Российской Федерации (www.ksrf.ru)
Вопрос-ответ
Вопрос:
По новым
правилам (после 01.09.2024) при оплате сверхурочной работы, помимо
оклада,
учитываются стимулирующие и компенсационные выплаты.
Подлежат
ли включению в
расчет оплаты сверхурочной работы:
1)
оплата работы в
праздничные дни; 2) оплата работы в выходные дни; 3) надбавка молодым
специалистам; 4) средний заработок за время перерывов для кормления
ребенка; 5)
компенсация за молоко?
Ответ:
По данному
вопросу мы придерживаемся следующей позиции:
Оплата
работы в выходные и нерабочие праздничные дни, работы в ночное время,
компенсация за молоко и средний заработок за время перерывов для
кормления
ребенка не подлежат включению в расчет оплаты за сверхурочную работу.
Из
перечисленных в вопросе выплат в расчет включается только надбавка
молодым
специалистам.
Обоснование
позиции:
До
1 сентября 2024 года статья 152 ТК РФ предусматривала, что сверхурочная
работа
оплачивается за первые два часа работы не менее чем в полуторном
размере, за
последующие часы - не менее чем в двойном размере. За неимением в этой
норме
ответа на вопрос, какая именно часть заработной платы подлежит
увеличению в
полтора или в два раза при исчислении доплаты за сверхурочную работу,
использовали по аналогии правила, предусмотренные ст. 153 ТК РФ для
оплаты
работы в выходные и нерабочие праздничные дни. Поскольку правовая
природа
сверхурочной работы и работы в выходные и праздники едина (труд в
условиях,
отклоняющихся от нормальных), такая аналогия считалась допустимой
(решение
Верховного Суда РФ от 21.06.2007 N ГКПИ07-516, письмо Минздрава РФ от
02.07.2014 N 16-4/2059436). В связи с этим доплата за сверхурочную
работу
рассчитывалась:
-
сдельщикам - не менее чем по полуторным (двойным) сдельным расценкам;
-
работникам, труд которых оплачивается по дневным и часовым тарифным
ставкам, -
в размере не менее полуторной (двойной) часовой тарифной ставки либо
части
дневной ставки за час работы;
-
работникам, получающим оклад, - в размере не менее полуторной (двойной)
части
оклада за один час работы.
Долгое
время считалось, что исчисленная по такому принципу доплата является
единственной суммой, которая причитается работнику за сверхурочную
работу. В
частности, Верховный Суд РФ в том же решении от 21.06.2007 N ГКПИ07-516
признал
несостоятельным утверждение о том, что для оплаты сверхурочной работы
должны
учитываться все предусмотренные системой оплаты труда виды выплат.
Конституционный
Суд РФ, исходя из того, что предусмотренные в рамках конкретной системы
оплаты
труда компенсационные и стимулирующие выплаты должны начисляться за все
отработанное время, сначала в Постановлении от 28.06.2018 N 26-П пришел
к
выводу, что такие выплаты должны входить в оплату труда, произведенного
в
выходной или нерабочий праздничный день, а затем в Постановлении от
27.06.2023
N 35-П (далее - Постановление 35-П) заключил, что без их начисления
недопустимо
оплачивать и сверхурочную работу. Однако часть первую ст. 153 ТК РФ суд
признал
не противоречащей Конституции РФ, ограничившись выявлением ее
конституционно-правового смысла и указанием на право законодателя
уточнить ее
положения. А вот часть первая ст. 152 ТК РФ была признана
неконституционной, и
введено временное правовое регулирование, которое предполагало
увеличение в
полтора (два) раза только базовой составляющей зарплаты (тарифной
ставки или
оклада), но с начислением помимо этого за время, отработанное
сверхурочно, еще
и всех компенсационных и стимулирующих выплат, предусмотренных системой
оплаты
труда, в одинарном размере (на одинарную ставку или оклад).
Законодателю же
было дано указание внести необходимые изменения, в частности,
предусмотреть
конкретный порядок определения размера повышенной оплаты сверхурочной
работы, с
тем чтобы обеспечить такую оплату в большем размере по сравнению с
оплатой за
аналогичную работу, выполняемую в пределах установленной
продолжительности
рабочего времени. В определении от 14.11.2023 N 3012-О-Р
Конституционный Суд РФ
дополнительно пояснил, что предусмотренное им временное регулирование
устанавливает лишь минимальный размер повышения оплаты сверхурочной
работы и
восполняет пробел, обусловленный отсутствием явно выраженной воли
законодателя
относительно конкретного порядка исчисления оплаты сверхурочной работы
(в том
числе относительно состава входящих в структуру заработной платы
выплат,
подлежащих увеличению в полтора либо в два раза). В то же время это не
препятствует законодателю установить иной порядок определения размера
повышенной оплаты сверхурочной работы, обеспечивающий оплату такой
работы в
более высоком размере, чем это предусмотрено Постановлением 35-П.
В
итоге был принят Федеральный закон от 22.04.2024 N 91-ФЗ. Статья 152 ТК
РФ в
редакции этого закона действует с 1 сентября 2024 года и
предусматривает, что
сверхурочная работа оплачивается исходя из размера заработной платы,
установленного в соответствии с действующими у данного работодателя
системами
оплаты труда, включая компенсационные и стимулирующие выплаты, за
первые два
часа работы не менее чем в полуторном размере, за последующие часы - не
менее
чем в двойном размере.
И
в пояснительной записке к законопроекту, и в заключении Комитета
Госдумы по
труду, социальной политике и делам ветеранов отмечается, что новая
формулировка
устанавливает конкретный порядок определения размера повышенной оплаты
сверхурочной работы и в то же время учитывает разнообразие применяемых
работодателями систем оплаты труда, в том числе включающих выплаты по
тарифным
ставкам и окладам, бестарифной, сдельной и иных систем.
Из
каких же выплат считать полуторный и двойной размер оплаты за
сверхурочную
работу? Совершенно очевидно, что в таком расчете не должны участвовать
суммы,
не являющиеся по своей правовой природе заработной платой и не
соответствующие
определению, приведенному в ст. 129 ТК РФ, как то:
-
премии-поощрения, не включенные в систему оплаты труда и выплачиваемые
работодателем на основании ст. 191 ТК РФ;
-
средний заработок за время командировки;
-
отпускные и другие суммы, выплачиваемые за периоды освобождения от
работы (в
том числе перерывы для кормления);
-
суммы возмещения командировочных расходов, компенсация за использование
личного
имущества и другие суммы, направленные на возмещение затрат работника,
произведенных в интересах работодателя;
-
проценты за задержку зарплаты;
-
социальные выплаты (в том числе выплаты, призванные заменить
натуральные блага,
предоставляемые работодателем по закону или по доброй воле -
компенсация за
молоко при работе во вредных условиях труда, материальная помощь,
оплата
проезда, питания, жилья, занятий спортом, лечения и др.).
Убеждены
мы и в том, что не все выплаты, являющиеся частью заработной платы,
нужно
учитывать при расчете полуторного и двойного размеров оплаты за
сверхурочную
работу. На наш взгляд, при определении такого списка исключений стоит
опираться
на правовые позиции, сформулированные Конституционным Судом РФ.
В
Постановлении 35-П отмечено, что в полной мере согласуется не только с
целевым
назначением соответствующей гарантии, но и с конституционными началами
справедливости,
равенства, уважения человека труда и самого труда такой подход, который
учитывает разумные ожидания работника, который, давая согласие на
привлечение к
сверхурочной работе, полагает, что его труд сверх установленной для
него
продолжительности рабочего времени будет оплачен в большем размере, чем
обычная
работа. Соответственно, за одинарный размер зарплаты, подлежащий
увеличению в
полтора и два раза, на наш взгляд, справедливо принимать такую
совокупность
элементов, которая положена работнику за его обычную работу и которая в
связи с
этим не включает доплат за работу в условиях, отличающихся от обычных,
представляющих собой, как и оплата сверхурочной работы, повышение
обычного
одинарного заработка за часы отклонений.
Из
постановления Конституционного Суда РФ от 11.04.2019 N 17-П следует,
что
работой в обычных условиях является работа в рамках установленной
продолжительности рабочего дня (смены), в дневное время, в будний день,
а
выплаты, связанные со сверхурочной работой, работой в ночное время, в
выходные
и нерабочие праздничные дни, в отличие от компенсационных выплат иного
характера (за работу с вредными и (или) опасными условиями труда, в
местностях
с особыми климатическими условиями), не могут включаться в состав
регулярно
получаемой месячной заработной платы, которая исчисляется с учетом
постоянно
действующих факторов организации труда, производственной среды или
неблагоприятных климатических условий и т.п.
На
этом основании мы приходим к выводу, что выплаты за работу в выходные и
праздники и оплата труда в ночное время частью обычной зарплаты не
являются и в
расчете полуторного и двойного размеров оплаты сверхурочной работы
участвовать
не должны. В то же время если сверхурочная работа производилась в
ночное время,
помимо суммы, полагающейся по ст. 152 ТК РФ, за ночные часы следует
произвести
и доплату, предусмотренную ст. 154 ТК РФ.
Стимулирующие
выплаты, предусмотренные системой оплаты труда (включая надбавку
молодым
специалистам), исключать по какому-либо признаку из состава обычной
зарплаты и
не учитывать при расчете оплаты за сверхурочную работу оснований нет.
Ответ подготовил:
Эксперт службы
Правового консалтинга ГАРАНТ
Мазухина Анна
Ответ прошел
контроль качества
18
сентября 2024 г.
Материал
подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной
в
рамках услуги Правовой консалтинг. Для получения подробной информации
об услуге
обратитесь к обслуживающему Вас менеджеру.
Новые материалы в
системе ГАРАНТ
Новые материалы в
"Большой
библиотеке бухгалтера и кадрового работника"
Материалы прессы
Новые материалы
службы Правового
консалтинга ГАРАНТ
ВЕСТИ ДЛЯ ЮРИСТА
Постановление
Правительства Российской Федерации от 19 октября 2024 г. N 1406
"О внесении
изменений в некоторые
акты Правительства Российской Федерации"
До
августа 2025 г. решено продлить эксперименты по маркировке оптоволокна,
отопительных приборов, кабельно-проводниковой продукции, а также
пиротехники,
средств пожаротушения и обеспечения пожарной безопасности, продукции
для ГО и
защиты от ЧС.
Опубликовано
на официальном интернет-портале правовой информации (www.pravo.gov.ru) 22 октября 2024
г.
Приказ
Министерства
здравоохранения Российской Федерации
от 13 сентября
2024 г. N 468н
"Об утверждении
порядка разработки
общих фармакопейных статей и фармакопейных статей и включения их в
государственную фармакопею, а также порядка размещения данных о
государственной
фармакопее и приложениях к ней на официальном сайте Министерства
здравоохранения Российской Федерации в
информационно-телекоммуникационной сети
"Интернет"
Минздрав
утвердил новый порядок разработки общих фармакопейных и фармакопейных
статей, а
также включения их в государственную фармакопею.
Статьи
разрабатывает экспертное учреждение, в том числе с учетом предложений
субъектов
обращения лекарств, научных организаций и вузов. Учитывается Фармакопея
ЕАЭС.
Далее проекты проходят обсуждение на сайте Минздрава, рассмотрение в
Совете по
государственной фармакопее, научное и техническое редактирование.
Государственная
фармакопея издается Минздравом и подлежит переизданию не реже раза в 5
лет, в
промежутках издаются приложения, содержащие статьи, утвержденные после
издания
или переиздания фармакопеи.
Данные
о государственной фармакопее и приложениях к ней, размещенные на сайте
Минздрава, открыты и общедоступны.
Прежние
правила утрачивают силу.
Зарегистрирован
в Минюсте России 18 октября 2024 г., N 79811.
Опубликован
на официальном интернет-портале правовой информации (www.pravo.gov.ru) 18 октября 2024
г.
Приказ
Министерства транспорта
Российской Федерации от 12 сентября 2024 г. N 313
"Об установлении
Порядка
определения кратчайшего расстояния, на которое осуществляются перевозки
грузов
железнодорожным транспортом"
Установлены
новые правила определения кратчайшего расстояния, на которое
выполняются ж/д
перевозки грузов. Они
заменят правила 2009 г.
Речь
идет о перевозках по путям общего пользования и между ж/д станциями. В
частности, правила касаются перевозки порожних грузовых вагонов.
Зарегистрирован
в Минюсте России 17 октября 2024 г., N 79807.
Опубликован
на официальном интернет-портале правовой информации (www.pravo.gov.ru) 18 октября 2024
г.
Обзор судебной
практики по делам о
защите прав потребителей
(утв. Президиумом
Верховного Суда
Российской Федерации 23 октября 2024 г.)
Верховный
Суд РФ представил важные правовые позиции по делам о защите прав
потребителей.
Невозможность
идентифицировать товар по чеку не свидетельствует о том, что товар
куплен не у
этого продавца.
Условие
о праве продавца на односторонний отказ от договора купли-продажи
является
недействительным и не освобождает продавца от возмещения покупателю
убытков.
Не
считается злоупотреблением отказ потребителя предоставить товар для
проверки
качества по указанному продавцом адресу в другом городе, а не по месту
его
приобретения.
Сокращенные
сроки гарантийных обязательств застройщика по сравнению с
предусмотренными
законом ничтожны.
При
расторжении договора о подключении жилого дома к электричеству в связи
с
нарушением условий договора гражданином с него могут быть взысканы
фактически
понесенные исполнителем расходы, но не свыше платы по договору.
Условия
об одностороннем праве банка увеличивать комиссии по кредиту или
вводить новые
ничтожны.
Банк
как выгодоприобретатель по договору личного страхования в случае смерти
заемщика обязан обратиться за страховкой. Уклонение банка от реализации
этого
права свидетельствует о его недобросовестности.
Проставление
банком в тексте кредитного договора отметки о согласии заемщика на
оказание ему
дополнительных услуг ставит последнего в заранее невыгодное положение.
Такое
согласие недействительно как нарушающее права потребителя.
Новые материалы в
системе ГАРАНТ
Информационный
блок "Большая
библиотека юриста"
Книги
Предпринимательское
право:
взгляд в будущее: научная школа предпринимательского права МГУ:
монография
(коллектив авторов; отв. ред. д.ю.н., проф. Е.П. Губин, д.ю.н., проф.
Ю.С.
Харитонова). - МГУ имени М.В. Ломоносова - М.: "Юстицинформ", 2024 г.
В
монографии освещается актуальная проблематика правового регулирования
экономической, предпринимательской деятельности. Раскрываются вопросы
общей
теории предпринимательского права, корпоративного, конкурентного,
банковского,
цифрового права, проблемы института несостоятельности (банкротства),
правового
регулирования инвестиционной деятельности, вопросы применения права
интеллектуальной собственности.
Материалы прессы
Новые материалы
службы Правового
консалтинга ГАРАНТ
АРХИВ Выпусков