ВЕСТИ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА
28 июня 2024 г. ВЫПУСК № 25 (927)
ВЕСТИ ДЛЯ КАЖДОГО
Федеральный закон
от 22
июня 2024 г. N 159-ФЗ
"О внесении
изменения в статью 86 Федерального закона "Об образовании в Российской
Федерации"
Минобороны
уполномочено определять порядок приема в кадетскую школу, кадетский
(морской
кадетский) корпус и казачий кадетский корпус, а также правила
организации и
ведения образовательной деятельности.
Уточнено,
что организация и ведение образовательной деятельности в таких
учреждениях,
созданных регионами, осуществляются в порядке, установленном
Минпросвещения.
Федеральный
закон вступает в силу со дня его официального опубликования.
Опубликован
на официальном интернет-портале правовой информации (www.pravo.gov.ru) 22 июня 2024
г., в Российской газете,
25 июня 2024 г. N 136.
Федеральный закон
от 22 июня 2024 г. N
156-ФЗ
"О внесении
изменений в статью 3
Закона Российской Федерации "О праве граждан Российской Федерации на
свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах
Российской
Федерации"
Закон
расширяет возможности для подачи заявлений о регистрации по месту
пребывания и
месту жительства.
Заявления
и иные документы для регистрационного учета разрешено подавать
представителю
гражданина по доверенности (нотариально удостоверенной или приравненной
к ней).
Закон
вступает в силу со дня опубликования.
Опубликован
на официальном интернет-портале правовой информации (www.pravo.gov.ru) 22 июня 2024
г., в Российской газете,
25 июня 2024 г. N 136.
Федеральный закон
от 22 июня 2024 г. N
155-ФЗ
"О внесении
изменений в
Федеральный закон "О государственном (муниципальном) социальном заказе
на
оказание государственных (муниципальных) услуг в социальной сфере"
Уточняется
понятие госуслуги в социальной сфере.
Потребители
могут на портале Госуслуг выбирать исполнителя, подавать заявления о
предоставлении, неоказании или ненадлежащем оказании услуг в социальной
сфере.
Правительство
будет утверждать перечень госуслуг, в отношении которых формируется
федеральный
соцзаказ. Высший исполнительный орган субъекта Федерации - перечень
госуслуг
для регионального соцзаказа, местная администрация - перечень
муниципальных
услуг для муниципального соцзаказа. Эти перечни будут размещаться на
едином
портале бюджетной системы.
Уточнен
порядок отбора исполнителей услуг. Создаются дополнительные стимулы для
участия
в оказании соцуслуг для инвесторов, реализующих проекты с
использованием
инструментов в рамках соглашения о ГЧП/МЧП, концессионного соглашения.
Опубликован
на официальном интернет-портале правовой информации (www.pravo.gov.ru) 22 июня 2024
г., в Российской газете,
25 июня 2024 г. N 136.
Федеральный закон
от 22 июня 2024 г. N
143-ФЗ
"О внесении
изменений в
Федеральный закон "Об основах туристской деятельности в Российской
Федерации" и статью 2 Федерального закона "О внесении изменений в
Федеральный закон "Об основах туристской деятельности в Российской
Федерации" в части правового регулирования деятельности экскурсоводов
(гидов), гидов-переводчиков и инструкторов-проводников"
В
Закон об основах туристской деятельности внесены поправки, уточняющие
условия
оказания услуг экскурсовода и гида-переводчика, а также порядок их
аттестации.
В
частности, понятия экскурсовода и гида-переводчика дополнены положением
о том,
что услуги оказываются ими в очной форме на основании договора. Им
разрешено
проходить аттестацию для работы в одном или нескольких муниципальных
образованиях. При отказе в аттестации повторно подать заявление о ней
можно
через 30 дней.
Кроме
того, уточнено, что экскурсовод и гид-переводчик должны один раз в пять
лет
проходить плановое подтверждение соответствия установленным
требованиям. Такая
обязанность вводится с 1 марта 2025 г. Содержание нагрудной
идентификационной
карточки дополнено QR-кодом для перехода на страницу единого реестра. В
перечень оснований для прекращения аттестации включено в т. ч.
неоднократное
(более 2 раз в течение одного года) привлечение к административной
ответственности за нарушение условий оказания услуг. В дальнейшем
аттестация
возможна не ранее чем через 6 месяцев со дня принятия указанного
решения.
Ранее
выданные аттестаты экскурсовода и гида-переводчика действуют до
окончания срока
их выдачи. Оказывать услуги после завершения действия таких аттестатов
можно
будет только при условии прохождения планового подтверждения
соответствия
установленным требованиям.
Экскурсоводы
и гиды-переводчики, сведения о которых отсутствуют в едином реестре,
смогут
осуществлять свою деятельность до 1 марта 2025 г.
Закон
вступает в силу с 1 сентября 2024 г., за исключением отдельных
положений.
Опубликован
на официальном интернет-портале правовой информации (www.pravo.gov.ru) 22 июня 2024
г., в Российской газете,
25 июня 2024 г. N 136.
Постановление
Правительства Российской
Федерации от 22 июня 2024 г. N 848
"О внесении
изменений в
постановление Правительства Российской Федерации от 14 декабря 2005 г.
N
761"
Граждане,
у которых ежемесячно на оплату жилья и коммунальных услуг уходит больше
определенной доли дохода, имеют право на получение субсидий.
Правительство
скорректировало правила их предоставления.
В
частности, теперь для получения такой субсидии граждане могут подать
электронное заявление через Единый портал. Основную часть документов
госорганы
будут самостоятельно запрашивать в т. ч. через систему
межведомственного
электронного взаимодействия. При этом за назначением указанной меры
поддержки
можно также обратиться в органы соцзащиты или МФЦ.
Постановление
вступает в силу по истечении 3 месяцев со дня его официального
опубликования,
за исключением отдельных положений.
Опубликовано
на официальном интернет-портале правовой информации (www.pravo.gov.ru) 25 июня 2024 г.
Постановление
Правительства Российской
Федерации от 20 июня 2024 г. N 830
"О едином
стандарте
предоставления государственной услуги по назначению социального пособия
на
погребение"
Стандартизировано
оказание госуслуги по назначению социального пособия на погребение.
Если
умерший на день смерти не подлежал обязательному соцстрахованию на
случай
временной нетрудоспособности и в связи с материнством и не являлся
пенсионером,
а также при рождении мертвого ребенка по истечении 154 дней
беременности
пособие назначает региональный орган соцзащиты населения. В остальных
случаях -
территориальный орган СФР либо иной орган, в котором умерший получал
пенсию,
если он не подлежал обязательному соцстрахованию на день смерти.
Обратиться
за получением пособия могут супруг (супруга), близкий родственник, иной
родственник,
законный представитель умершего или иное лицо, взявшее на себя
обязанность
осуществить погребение умершего. Соответствующее заявление подается в
территориальный орган СФР. Это можно сделать в т. ч. на Госуслугах.
Независимо
от способа обращения информация о ходе предоставления госуслуги и ее
результат
отображаются в личном кабинете заявителя на едином портале.
Постановление
вступает в силу с 1 января 2025 г., за исключением положений, которые
применяются со дня официального опубликования.
Опубликовано
на официальном интернет-портале правовой информации (www.pravo.gov.ru) 25 июня 2024 г.
Приказ Фонда
пенсионного и социального
страхования Российской Федерации
от 22 апреля 2024
г. N 643
"Об утверждении
форм документов и
сведений, применяемых в целях назначения и выплаты страхового
обеспечения по
обязательному социальному страхованию"
В
связи с созданием Социального фонда России утверждены новые формы
документов,
применяемых для назначения и выплаты страхового обеспечения по ОСС. В
их числе
- сведения о застрахованном лице, заявление о назначении пособия по
уходу за
ребенком, выписка из электронного листка нетрудоспособности, извещение
о
представлении недостающих сведений и документов.
Формы,
утвержденные ФСС, утрачивают силу.
Зарегистрирован
в Минюсте России 26 июня 2024 г., N 78675.
Опубликовано
на официальном интернет-портале правовой информации (www.pravo.gov.ru) 26 июня 2024 г.
Вопрос-ответ
Вопрос:
Имеет ли право
работодатель принимать на работу несовершеннолетних без прохождения
медицинского осмотра? Обязательно ли всем несовершеннолетним проходить
медицинский осмотр? (ответ службы Правового консалтинга ГАРАНТ, май
2024 г.)
Имеет
ли право
работодатель принимать на работу несовершеннолетних без прохождения
медицинского осмотра? Обязательно ли всем несовершеннолетним проходить
медицинский
осмотр?
Ответ:
Рассмотрев
вопрос, мы пришли к следующему выводу:
Работодатель
не имеет права принимать на работу несовершеннолетних без прохождения
предварительного медицинского осмотра. Закон не устанавливает никаких
исключений и не предполагает существования какого-либо перечня работ,
при
выполнении которых проводятся обязательные медицинские осмотры.
По
мнению представителей Роструда, направлять дистанционных работников в
возрасте
до 18 лет на медицинский осмотр не нужно.
Обоснование
вывода:
В
соответствии со ст. 69 и ст. 266 ТК РФ лица в возрасте до 18 лет
принимаются на
работу только после предварительного обязательного медицинского осмотра
и в
дальнейшем, до достижения возраста 18 лет, ежегодно подлежат
обязательному
медицинскому осмотру.
Приведенная
норма не устанавливает никаких исключений и не предполагает
существования
какого-либо перечня работ, при выполнении которых проводятся
обязательные
медицинские осмотры. Это означает, что все несовершеннолетние работники
независимо от трудовой функции (должности, профессии, специальности,
конкретного вида работы) подлежат обязательному медосмотру при
заключении
трудового договора, а также ежегодно до достижения 18 лет, что
подтверждено в
п. 8 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 28.01.2014 N 1.
По
мнению представителей Роструда, направлять дистанционных работников в
возрасте
до 18 лет на медицинский осмотр не нужно. Объясняется это тем, что
статья 312.7
ТК РФ устанавливает усеченный по сравнению с обычным перечень
обязанностей
работодателя по обеспечению безопасных условий, и охраны труда
дистанционных
работников и медицинских осмотров в этом перечне нет (вопрос-ответ 1,
вопрос-ответ 2 с информационного портала "Онлайнинспекция.РФ").
Однако, как уже сказано выше, закон прямо не устанавливает исключений
для
каких-либо категорий работников. Материалов судебной практики по
вопросу
необходимости направлять дистанционных работников в возрасте до 18 лет
на
медицинский осмотр (как предварительный, так и периодический) в
доступных нам
источниках обнаружить не удалось.
В
силу части первой ст. 76 ТК РФ работника, не прошедшего в установленном
порядке
обязательный медицинский осмотр, работодатель обязан отстранить от
работы (не
допускать к работе). Кроме того, прием на работу несовершеннолетних без
прохождения предварительного медосмотра может повлечь привлечение
работодателя
к административной ответственности (чч. 3, 5 ст. 5.27.1 КоАП РФ)
(смотрите,
например, решения Канашского райсуда Чувашской Республики - Чувашии от
18.10.
2019 N 12-174/2019, Октябрьского райсуда г. Мурманска Мурманской
области от
13.11.2018 N 12-905/2018, Кировского райсуда Ставропольского края от
30.08.2018
N 12-55/2018, Большеглушицкого райсуда Самарской области от 08.02.2018
N
12-1/2018, Краснодарского краевого суда от 31.03.2016 N 12-899/2016).
Таким
образом, работодатель не имеет права принимать на работу
несовершеннолетних без
прохождения предварительного медицинского осмотра.
Отметим,
по общему правилу обязательные медицинские осмотры проводятся в
соответствии с
Порядком проведения обязательных предварительных и периодических
медицинских
осмотров..., утвержденным приказом Минздрава России от 28.01.2021 N 29н
(далее
- Порядок N 29н). Однако, как следует из п. 1 этого документа, он
устанавливает
правила проведения не всех обязательных медосмотров, а только осмотров
работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными условиями
труда (в
том числе на подземных работах), на работах, связанных с движением
транспорта,
а также работников организаций пищевой промышленности, общественного
питания и
торговли, водопроводных сооружений, медицинских организаций и детских
учреждений, а также некоторых других работодателей, которые проходят
указанные
медицинские осмотры в целях охраны здоровья населения, предупреждения
возникновения и распространения заболеваний. Обязанность работодателя
организовать проведение медосмотров этих категорий работников
закреплена в ст.
220 ТК РФ (ранее в ст. 213 ТК РФ) и в ст. 34 Федерального закона от
30.03.1999
N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения". Ни
ссылок на ст. 266 ТК РФ, ни упоминания возраста до 18 лет в качестве
самостоятельного основания для проведения медосмотра с сопутствующим
этому
установлением списка необходимых исследований и осмотров
врачей-специалистов, а
также дополнительных медицинских противопоказаний именно к работе
подростков
Порядок N 29н не содержит. Поэтому он не может считаться нормативным
правовым
актом, который необходимо соблюдать при проведении медосмотров всех
несовершеннолетних работников и кандидатов в работники во исполнение
требований
ст. 266 ТК РФ.
Приказом
Минздрава России от 15.12.2014 N 834н утверждена форма N 086/у
"Медицинская справка (врачебное профессионально-консультативное
заключение)". Из пунктов 1, 2.4 и 2.5 Порядка заполнения учетной формы
N
086/у, утвержденного тем же приказом, следует, что именно такая справка
с
результатами проведения предварительного медицинского осмотра и
сведениями о
профессиональной пригодности выдается поступающим на работу лицам 15-17
лет.
Для лиц в возрасте 14 лет при необходимости выдачи им медицинского
заключения
об отсутствии противопоказаний к работе за неимением другой тоже
используется
форма 086/у (смотрите, например, приказ Минтруда России от 28.01.2022 N
25н,
посвященный в том числе оказанию государственной услуги по организации
временного трудоустройства несовершеннолетних граждан в возрасте от 14
до 18
лет в свободное от учебы время, в котором приведен единый для всей
возрастной
группы перечень документов, которые необходимо предоставить
работодателю для
заключения трудового договора, включающий справку формы 086/у).
Судебная
практика подтверждает, что справка формы 086/у является надлежащим
документом,
свидетельствующим о прохождении несовершеннолетним обязательного
медосмотра и о
соблюдении требований ст. 266 ТК РФ (постановление Седьмого КСОЮ от
08.04.2022
N 16-1622/2022, решения Московского городского суда от 16.09.2020 N
7-7986/2020, Суда Еврейской автономной области от 11.01.2018 N
71-1/2018,
Ленинградского областного суда от 22.01.2018 N 7-5/2018, Краснодарского
краевого суда от 31.03.2016 N 12-899/2016).
Большинство
видов работ, перечисленных в Порядке N 29н, запрещены всем
несовершеннолетним
независимо от состояния их здоровья. В то же время требующие
медосмотров
работы, указанные в пунктах 23-27 приложения к Порядку N 29н (работы,
где
имеется контакт с пищевыми продуктами, работы в организациях по
воспитанию и
обучению детей, медицинских организациях и др.), могут выполняться
лицами 14-17
лет. Тот факт, что несовершеннолетние, занятые на таких работах, наряду
со
всеми должны проходить медосмотры именно в соответствии с Порядком N
29н,
подтверждается самим текстом этого нормативного акта (смотрите п. 45).
И если в
общем случае осмотр проводится для исключения вреда здоровью самого
несовершеннолетнего, то в данном случае осмотр требуется для исключения
вреда
здоровью окружающих, поскольку согласно части второй ст. 220 ТК РФ
работники
организаций пищевой промышленности, общественного питания и торговли,
водопроводных сооружений, медицинских организаций и детских учреждений,
а также
некоторых других работодателей проходят медицинские осмотры в целях
охраны
здоровья населения, предупреждения возникновения и распространения
заболеваний.
Исходя из этого для таких работ установлены свои перечни исследований и
осмотров врачей-специалистов, а также свои медицинские
противопоказания. Объем
осмотра всех несовершеннолетних с выдачей справки 086/у выявить эти
противопоказания в полной мере не позволяет.
На
наш взгляд, изложенное означает, что медицинские осмотры,
предусмотренные ст.
266 ТК РФ, и медосмотры, необходимые в соответствии с частью второй ст.
220 ТК
РФ, не заменяют, а дополняют друг друга. Несовершеннолетний независимо
от
трудовой функции в любом случае подлежит обязательному медицинскому
осмотру с
оформлением справки 086/у. Если при этом выполняемая работа поименована
в
пунктах 23-27 приложения к Порядку N 29н, кроме указанной справки
требуются
также заключение по результатам осмотра, проведенного в соответствии с
Порядком
N 29н, и в необходимых случаях медицинская книжка с его результатами.
Близкие
по смыслу рассуждения можно обнаружить, например, в решении Омского
районного
суда Омской области от 07.12.2018 N 12-202/2018. Мысль о необходимости
существования в подобной ситуации всех названных документов
прослеживается и в
некоторых консультациях с портала "Онлайнинспекция.РФ" (смотрите,
например, вопрос-ответ 1, вопрос-ответ 2).
Ответ подготовил:
Эксперт службы
Правового консалтинга ГАРАНТ
Воронова Елена
Ответ прошел
контроль качества
30
мая 2024 г.
Материал
подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной
в
рамках услуги Правовой консалтинг. Для получения подробной информации
об услуге
обратитесь к обслуживающему Вас менеджеру.
ВЕСТИ ДЛЯ БУХГАЛТЕРА
Федеральный закон
от 22
июня 2024 г. N 148-ФЗ
"О внесении
изменений в статью 5 части первой и часть вторую Налогового кодекса
Российской
Федерации"
Приняты
поправки к НК в связи с введением особого правового режима
хозяйственной
деятельности на отдельных территориях, прилегающих к Украине, ДНР, ЛНР,
Запорожской и (или) Херсонской областям. Их перечень
определит Правительство.
Для
участников свободной экономической зоны на прилегающих территориях
вводятся
налоговые льготы:
-
нулевая ставка акциза на жидкую сталь;
-
пониженные ставки налога на прибыль для инвесторов: 0% на 10 лет - в
части
зачисления в федеральный бюджет, от 0% до 13,5% в период действия
договора о
работе в СЭЗ - в части зачисления в региональные бюджеты;
-
нулевая ставка НДПИ при добыче угля и железной руды;
-
освобождение от налога на имущество в течение 10 лет;
-
освобождение от земельного налога на 3 года;
-
пониженные тарифы страховых взносов.
Закон
вступает в силу с 1 июля 2024 г.
Опубликован
на официальном интернет-портале правовой информации (www.pravo.gov.ru) 22 июня 2024
г., в Российской газете,
25 июня 2024 г. N 136.
Федеральный закон
от 22 июня 2024 г. N
147-ФЗ
"О внесении
изменений в
Федеральный закон "О свободной экономической зоне на территориях
Донецкой
Народной Республики, Луганской Народной Республики, Запорожской области
и
Херсонской области"
Преференциальный
режим свободной экономической зоны решено распространить на отдельные
территории, прилегающие к Украине, ДНР, ЛНР, Запорожской и Херсонской
областям. Цель - оказание
господдержки
отдельным предприятиям. Прилегающие территории будут определены в
порядке,
установленном Правительством РФ. Будут закреплены требования к
участникам СЭЗ,
к ведению деятельности.
Напомним,
что для участников СЭЗ действуют налоговые послабления, применяется
режим
свободной таможенной зоны и др.
Федеральный
закон вступает в силу с 1 июля 2024 г.
Опубликован
на официальном интернет-портале правовой информации (www.pravo.gov.ru) 22 июня 2024
г., в Российской газете,
25 июня 2024 г. N 136.
Новые материалы в
системе ГАРАНТ
Книги
Трудовые
отношения:
вопросы и ответы (под редакцией А.В. Брызгалина). - "Налоги и
финансовое
право", 2024 г.
В
сборнике представлены ответы на практические вопросы, связанные с
трудовыми
отношениями: расчёт и выплата заработной платы; расчёт среднего
заработка; учёт
рабочего времени; удержание алиментов; компенсация расходов; отпуск;
командировка; обучение сотрудника; удержания из заработной платы;
временная
ставка; увольнение; налоговая задолженность работника. Кроме того,
рассмотрены
отдельные вопросы учёта расходов, обложения НДС, возникающие в
деятельности
авиакомпаний. В традиционном формате обобщена судебная практика
применения
общих положений налогового законодательства (кассационная инстанция,
январь -
март 2024 года).
Материалы прессы
Новые материалы в
"Библиотеке
консультаций. Кадры"
Новые материалы
службы Правового
консалтинга ГАРАНТ
ВЕСТИ ДЛЯ ЮРИСТА
Федеральный закон
от 22 июня 2024 г. N
158-ФЗ
"О внесении
изменений в
Федеральный закон "Об информации, информационных технологиях и о защите
информации" и статьи 11 и 15 Федерального закона "О деятельности
иностранных
лиц в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" на
территории Российской Федерации"
Полномочия
по принятию решения о признании сайта "зеркалом" заблокированного
ресурса передаются непосредственно Роскомнадзору. Это позволит
сократить процесс
ограничения доступа к таким сайтам.
Обязанность
прекратить выдавать сведения о сайтах-"зеркалах", о сайтах с
нарушениями авторских прав и о заблокированных ресурсах
распространяется на
всех операторов поисковых систем безотносительно распространения ими
рекламы
для российских потребителей. Граждане смогут требовать от всех
операторов
поисковых систем удалить из выдачи информацию о себе, которая устарела,
недостоверна или нарушает законодательство.
Закон
вступает в силу со дня опубликования. Изменения в Закон об информации,
информационных технологиях и о защите информации вступают в силу с 1
октября
2024 г.
Опубликован
на официальном интернет-портале правовой информации (www.pravo.gov.ru) 22 июня 2024
г., в Российской газете,
25 июня 2024 г. N 136.
Федеральный закон
от 22 июня 2024 г. N
157-ФЗ
"О внесении
изменений в статью 5
Федерального закона "О применении положений Федерального закона "Об
исполнительном производстве" на территориях Донецкой Народной
Республики,
Луганской Народной Республики, Запорожской области, Херсонской области"
Внесены
изменения в законодательство в части применения Закона об
исполнительном
производстве на новых территориях.
До
конца 2025 г. запрещено принудительное исполнение документов о
взыскании
денежных средств с государственных и муниципальных предприятий новых
регионов
по обязательствам, возникшим до 30 сентября 2022 г. (за некоторым
исключением).
Поправки
вступают в силу со дня опубликования.
Опубликован
на официальном интернет-портале правовой информации (www.pravo.gov.ru) 22 июня 2024
г., в Российской газете,
25 июня 2024 г. N 136.
Федеральный закон
от 22 июня 2024 г. N
153-ФЗ
"О внесении
изменения в статью
77.1 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации"
За
осужденными, привлекаемыми в качестве подозреваемого (обвиняемого),
закрепляется право на краткосрочные и длительные свидания с
родственниками и
иными лицами с письменного разрешения лица или органа, в производстве
которых
находится уголовное дело в отношении этого осужденного.
Право
на краткосрочные и длительные свидания с родственниками и иными лицами
закреплено и за осужденными, привлекаемыми в качестве свидетеля либо
потерпевшего.
Прописан
порядок замены длительного свидания на краткосрочное, либо свидания на
телефонный разговор.
Федеральный
закон вступает в силу через 180 дней после его официального
опубликования.
Опубликован
на официальном интернет-портале правовой информации (www.pravo.gov.ru) 22 июня 2024
г., в Российской газете,
25 июня 2024 г. N 136.
Федеральный закон
от 22
июня 2024 г. N 152-ФЗ
"О внесении
изменений в Кодекс Российской Федерации об административных
правонарушениях"
Внесены
изменения в КоАП, предусматривающие ответственность за нарушение
требований
законодательства о регулировании корпоративных отношений в экономически
значимых хозяйственных обществах (ЭЗО).
Речь
идет об уклонении российских бенефициаров от прямого владения акциями и
долями,
которыми они распоряжаются через иностранные компании. Штрафы для юрлиц
составляют до 700 тыс. руб.
Поправки
вступают в силу со дня опубликования.
Опубликован
на официальном интернет-портале правовой информации (www.pravo.gov.ru) 22 июня 2024
г., в Российской газете,
25 июня 2024 г. N 136.
Постановление
Конституционного Суда Российской Федерации
от 25 июня 2024
г. N 33-П
"По делу о
проверке
конституционности пункта 1 статьи 1276 Гражданского кодекса Российской
Федерации в связи с жалобой общества с ограниченной ответственностью
"Издательский дом "Фест Хэнд"
Издатель
разместил в путеводителе без согласия авторов фотографию памятника с
архитектурными и скульптурными элементами. При этом изображения
произведений
архитектуры можно использовать без ограничений, а объекты
изобразительного
искусства, в т. ч. скульптуру, можно воспроизводить только в
некоммерческих
целях. Издание путеводителя - это предпринимательская деятельность.
Поэтому за
публикацию памятника ассоциация правообладателей взыскала
вознаграждение.
Заявитель
оспаривает деление комплексных монументальных произведений на
самостоятельные
объекты правовой охраны с разными режимами защиты и правилами
использования.
Конституционный
Суд РФ указал, что оспариваемая норма не противоречит Конституции, но
само по
себе извлечение прибыли из распространения изображений общедоступных
произведений в социально значимых целях - недостаточное основание для
требований о выплате вознаграждения автору.
Воспроизведение
указанных объектов в туристических справочниках способствует росту
внутреннего
туризма, увековечиванию исторической памяти, популяризации важных
событий.
Ограничения могут привести к отказу от использования таких объектов,
что может
снизить интерес к ним, ограничить право каждого на доступ к культурным
ценностям.
Решения
по делу заявителя подлежат пересмотру.
Опубликовано
на сайте Конституционного Суда Российской Федерации (www.ksrf.ru)
Постановление
Конституционного Суда Российской Федерации
от 24 июня 2024
г. N 32-П
"По делу о
проверке
конституционности пункта 37 Правил предоставления субсидий на оплату
жилого
помещения и коммунальных услуг в связи с жалобой гражданина В.В.
Кузнецова"
В
целях получения субсидии на оплату жилья и коммунальных услуг
среднемесячный
доход гражданина определяется путем деления суммы его доходов,
возникших в
течение расчетного периода, на количество месяцев этого расчетного
периода, в
течение которых он имел доходы. Конституционный Суд проверил эту норму
в
следующей ситуации.
Заявитель-гражданин
ухаживал за пожилым родственником. Ему отказали в субсидии из-за того,
что его
среднемесячный доход составил более 50 тыс. руб. Данная сумма - это
взысканное
по суду пособие по безработице, которое было получено единовременно.
Порядок исчисления
среднемесячного дохода предполагает использование только числа месяцев,
в
течение которых получены доходы. В данном случае это был один месяц.
Период
ухода за пожилым родственником не был учтен. Конституционный Суд встал
на
сторону заявителя.
Норма
не противоречит Конституции РФ. Однако период ухода за нетрудоспособным
родственником не может игнорироваться при определении количества
месяцев в
расчетном периоде, за который исчисляется размер среднемесячного дохода
гражданина, для решения вопроса по субсидии.
Несмотря
на то, что не учитываются месяцы, в которые не было доходов, отсутствие
последних само по себе не является основанием для отказа в субсидии,
если
гражданин не мог работать по уважительным причинам (например, ухаживал
за
пожилым родственником).
Разовый
доход не распределяется по всем учитываемым месяцам. Однако формальный
подход к
применению данного правила не учитывает тот факт, что гражданин не
получал
дохода в иные месяцы, поскольку занимался социально значимой
деятельностью.
Размер доходов может привести к отказу в субсидии, что лишает
соцподдержки лиц,
ухаживающих за нетрудоспособными гражданами.
Опубликовано
на сайте Конституционного Суда Российской Федерации (www.ksrf.ru)
Обзор
практики рассмотрения
судами дел по пенсионным спорам
(утв. Президиумом
Верховного Суда
Российской Федерации 26 июня 2024 г.)
При
обобщении практики рассмотрения судами пенсионных споров ВС представил
следующие правовые позиции.
Пенсионный
орган должен зарегистрировать обращение гражданина за страховой пенсией
независимо от формы такого обращения (устное или письменное). Если
невыполнение
такой обязанности привело к несвоевременному назначению пенсии,
гражданин имеет
право на недополученные суммы за прошедшее время.
Пенсионеру
из числа военнообязанных, привлеченных к ликвидации последствий
чернобыльской
катастрофы, не может быть отказано в установлении второй пенсии по
инвалидности.
Право
на повышенную фиксированную выплату к страховой пенсии имеют
пенсионеры, у
которых на иждивении находятся нетрудоспособные члены семьи, даже если
у
последних есть собственный доход, но помощь пенсионера при этом
является
существенной.
Специальный
стаж для досрочной пенсии подтверждается документами работодателя или
госорганов, но не свидетельскими показаниями.
Служба
в армии на территории любой бывшей союзной республики засчитывается в
страховой
стаж.
Педагоги
имеют право на досрочную пенсию независимо от формы собственности
учреждений
(государственная, муниципальная, частная).
Работа
в санаторной школе-интернате не включается в стаж для досрочной пенсии
в сфере
здравоохранения.
В
стаж работы в районах Крайнего Севера включается период междувахтового
отдыха.
Обзор судебной
практики по отдельным
вопросам применения статьи 15.25 Кодекса Российской Федерации об
административных правонарушениях
(утв. Президиумом
Верховного Суда
Российской Федерации 26 июня 2024 г.)
ВС
представил примеры квалификации правонарушений. К незаконным
валютным операциям
отнесены:
-
получение организацией, минуя счет в банке, наличных от
гражданина-нерезидента
в качестве погашения займа или оплаты за проданную вещь;
-
передача наличных иностранцу под видом займа для прикрытия расчетов с
иностранной компанией по договору аренды;
-
выплата иностранцам зарплаты, стипендии наличными, в том числе при
уклонении
гражданина от подачи заявления на открытие счета для этих выплат;
-
нарушение резидентом порядка учета в уполномоченном банке контракта, во
исполнение которого проводились валютные операции;
-
перевод резидентом на банковский счет нерезидента денег без
подтверждения
исполнения нерезидентом оказания услуг по внешнеторговому контракту.
Не
образуют состава нарушения случаи, в которых:
-
резидент не смог выполнить требования валютного законодательства из-за
мер
ограничительного характера со стороны недружественных государств;
-
уполномоченные банки отказали резиденту в открытии банковского счета
для
расчетов с нерезидентами в иностранной валюте во исполнение контракта;
-
резидент не возвратил в Россию уплаченные нерезиденту деньги за
неввезенные
товары в связи с прощением долга нерезиденту либо в связи с ввозом
меньшего
количества товаров из-за естественной убыли;
-
резидент не отчитался о движении средств по зарубежному счету, на
котором
учитываются ценные бумаги, а не деньги.
Рассмотрены
вопросы исчисления срока давности привлечения к ответственности,
назначения
наказания при совершении нескольких незаконных операций, объединения
дел при
выявлении нескольких нарушений при проведении одного контрольного
(надзорного)
мероприятия.
Постановление
Пленума
Верховного Суда Российской Федерации от 25 июня 2024 г. N 21
"О внесении
изменений в отдельные
постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации по уголовным
делам"
В
связи с ужесточением ответственности за преступления на дорогах ВС
представил
следующие разъяснения.
Ответственность
наступает при совершении нарушения не только на дороге, но и в пределах
обустроенных или специально приспособленных для движения транспорта
полос
земли, искусственных сооружений, прилегающих к ним территорий (во
дворах МКД, в
коттеджных поселках, на автостоянках, АЗС, территориях организаций), в
лесу, в
поле, на льду.
Оставление
водителем места преступления может квалифицироваться по совокупности
преступлений, если водитель осознавал, что оставляет в опасности
пострадавшего.
Отягчающим обстоятельством может быть алкогольное опьянение водителя.
Помощь
пострадавшему в госпитализации не считается оставлением места ДТП, если
это
было вызвано необходимостью и не было иной возможности довезти
пострадавшего к
врачу.
ВС
внес некоторые уточнения и в постановление об условно-досрочном
освобождении.
Если неотбытая часть наказания заменена принудительными работами, то
срок для
УДО исчисляется с момента начала отбывания лишения свободы.
Опубликовано
на сайте Верховного Суда Российской Федерации (http://www.vsrf.ru)
Постановление
Пленума Верховного Суда
Российской Федерации от 25 июня 2024 г. N 20
"О некоторых
вопросах,
возникающих в практике судов общей юрисдикции при рассмотрении
административных
дел, связанных с пребыванием несовершеннолетнего в центре временного
содержания
для несовершеннолетних правонарушителей органа внутренних дел, в
специальном
учебно-воспитательном учреждении закрытого типа (главы 312 и 313
Кодекса административного
судопроизводства Российской Федерации)"
Верховный
Суд рассмотрел некоторые вопросы, связанные с помещением
несовершеннолетних в
центры временного содержания, в закрытые спецучреждения. Разъяснен
порядок
участия в административном деле законного представителя
несовершеннолетнего,
уполномоченного по правам ребенка, органа опеки (попечительства).
Раскрыты
нормы о подаче административных исковых заявлений, о сроках пребывания
в
учреждениях, об их продлении, об исследовании материалов дел. В
частности,
отмечено следующее.
Административные
дела не могут быть рассмотрены в порядке упрощенного (письменного)
производства. Исковое заявление о помещении несовершеннолетнего в центр
подается в суд ОВД в течение 1 месяца со дня вынесения постановления о
прекращении
уголовного дела в отношении несовершеннолетнего или об отказе в его
возбуждении
либо возникновения иных обстоятельств. Указанный срок может быть
восстановлен
судом.
Прокурор
вправе обратиться с исковым заявлением о помещении несовершеннолетнего
в
закрытое спецучреждение, о досрочном прекращении пребывания в нем, о
переводе в
другое учреждение, о проведении медицинского освидетельствования
несовершеннолетнего в недобровольном порядке для определения
возможности его
помещения в учреждение.
В
отдельном процессе не могут быть оспорены прилагаемые к
административному
исковому заявлению о помещении в закрытое спецучреждение постановление
комиссии
по делам несовершеннолетних, характеристика с места учебы (работы), акт
обследования семейно-бытовых условий жизни, справка ОВД и т. д. Они
сами по
себе не влекут правовых последствий для несовершеннолетнего. Возражения
относительно указанных доказательств должен оценить суд.
Несовершеннолетние
дети - мигранты и их законные представители уведомляются судом о праве
на
свободу общения с консульскими должностными лицами соответствующего
иностранного государства и доступа к ним.
При
помещении несовершеннолетнего в учреждение нельзя игнорировать наличие
у него
психических заболеваний, ограниченных возможностей. Суд должен
выяснить,
имеется ли в учреждении возможность оказания необходимой помощи.
Вопрос
о сроке, в течение которого несовершеннолетний может содержаться в
центре либо
на который продлевается его содержание в нем, решается исходя из
времени,
минимально необходимого для достижения целей помещения в центр, что
отражается
в мотивировочной части решения суда.
Недопустимо
участие в административном деле в качестве законного представителя
родителя,
который совершил общественно опасное деяние в отношении
несовершеннолетнего,
совместно с несовершеннолетним.
Опубликовано
на сайте Верховного Суда Российской Федерации (http://www.vsrf.ru)
Постановление
Пленума Верховного Суда
Российской Федерации от 25 июня 2024 г. N 19
"О применении
судами
законодательства о добровольном страховании имущества"
ВС
представил следующие правовые подходы к вопросам добровольного
страхования
имущества.
Отказ
в выплате страховки должен быть обоснован. Запрещен отказ из-за
непредставления
страхователем отдельных документов, если решение о выплате можно
принять без
них. Нельзя отказать в страховке, если страхователь не обжаловал отказ
в
возбуждении уголовного дела по факту ущерба.
Не
страхуются противоправные интересы, убытки от участия в играх, лотереях
и пари,
а также расходы, к которым лицо может быть принуждено для освобождения
заложников. Неправильное оформление прав на объект страхования
(отсутствие
разрешения на строительство) еще не свидетельствует о страховании
противоправного интереса.
Разъяснен
порядок заключения электронного договора со страхователем-физлицом.
Договор
считается заключенным на условиях страховщика после уплаты страховой
премии
(взноса). Уплатой также подтверждается согласие страхователя с
условиями
страхования.
Уточнены
обстоятельства, при наступлении которых страхователь вправе отказаться
от
договора. Разъяснены условия оспаривания договора страховщиком,
которому
страхователь предоставил ложные сведения или не сообщил о существенных
обстоятельствах.
Если
один из сособственников застраховал имущество на полную стоимость и
получил
выплату при наступлении страхового случая, другие сособственники могут
обратиться к нему и потребовать часть полученного возмещения,
соответствующую
их доле.
Намеренный
недопуск экспертов к поврежденному имуществу освобождает страховщика от
штрафных санкций или компенсации морального вреда. Суд может уменьшить
его
ответственность, если клиент содействовал увеличению убытков или не
принял
разумных мер к их уменьшению.
Разъяснены
условия и сроки отказа клиента от договора и его права на возврат части
уплаченной премии.
Уточнены
нюансы страхования имущества, приобретаемого на кредитные средства.
Определен
размер страховки при гибели транспортного средства.
Рассмотрены
вопросы уплаты страховой премии в рассрочку.
Опубликовано
на сайте Верховного Суда Российской Федерации (http://www.vsrf.ru)
Постановление
Пленума Верховного Суда
Российской Федерации от 25 июня 2024 г. N 18
"О судебной
практике отмены
условного осуждения или продления испытательного срока"
Верховный
Суд указал на особенности назначения условного осуждения, его отмены,
продления
испытательного срока. В частности, отмечено следующее.
Цель
назначения условного осуждения - это исправление лица в течение
испытательного
срока без реального отбывания основного наказания. Об исправлении могут
свидетельствовать в т. ч. положительные характеристики с места
жительства,
учебы, работы или службы, участие в благотворительных, волонтерских
организациях, патриотических движениях, в боевых действиях. Также нужно
возместить причиненный преступлением вред. Отсутствие у осужденного
денежных
средств не является уважительной причиной для невозмещения вреда.
Уважительными
причинами могут считаться возникшие после постановления приговора
обстоятельства, из-за которых гражданин лишен возможности в течение
испытательного срока возместить вред (например, длительная
нетрудоспособность,
невыплата зарплаты, утрата заработка или имущества по независящим от
осужденного обстоятельствам).
Отмена
условного осуждения возможна по истечении не менее половины
установленного
испытательного срока, если гражданин доказал свое исправление,
возместил вред.
При рассмотрении данного вопроса в отношении лица, которому назначен
дополнительный вид наказания и который до истечения испытательного
срока своим
поведением доказал исправление, суд принимает решение об отмене
условного
осуждения и о снятии судимости лишь после отбытия им дополнительного
наказания.
Основанием
для продления условно осужденному испытательного срока может являться
как одно
из допущенных им нарушений, перечисленных в УК РФ, так и совокупность
таких
нарушений. Если гражданин в течение испытательного срока, в т. ч.
установленного в максимальном пределе, уклонился от исполнения
обязанностей, от
возмещения вреда либо нарушил общественный порядок, то суд продлевает
испытательный срок. С учетом поведения осужденного и других данных,
характеризующих его личность, допускается выйти за пределы
максимального срока,
но не более чем на 1 год. Можно продлить испытательный срок более
одного раза,
если общий срок продления не превышает 1 года.
Скрывающимся
от контроля признается условно осужденный, место нахождения которого не
установлено в течение более 30 дней. В таком случае принимается решение
об
отмене условного осуждения и исполнении наказания. Решение может быть
принято
без участия лица, но с обязательным участием адвоката.
Ранее
выпущенные разъяснения признаны утратившими силу.
Опубликовано
на сайте Верховного Суда Российской Федерации (http://www.vsrf.ru)
Постановление
Пленума Верховного Суда
Российской Федерации от 25 июня 2024 г. N 17
"Об отдельных
вопросах,
возникающих у судов при рассмотрении дел об административных
правонарушениях,
посягающих на установленный порядок информационного обеспечения выборов
и
референдумов"
Верховный
Суд РФ представил следующие разъяснения о нарушениях информобеспечения
выборов.
Граждане,
не являющиеся кандидатами и не уполномоченные выступать от кандидатов,
избирательных объединений, не вправе проводить агитацию, требующую
финансовых
затрат и не оплаченную из избирательного фонда. При этом безвозмездные
услуги
без привлечения третьих лиц не образуют состава правонарушения.
Разъяснена
разница между СМИ и организациями, выпускающими СМИ. Субъект
ответственности -
главный редактор, редакция СМИ, организация, осуществляющая теле- или
радиовещание, выпуск или распространение СМИ, лица, нарушившие порядок
опубликования материалов в Интернете в период избирательной кампании.
При этом
администрации соцсетей к субъектам правонарушения не относятся.
Госслужащим
запрещено проводить предвыборную агитацию. При выпуске агитматериалов
по
референдуму лицам, замещающим государственные или выборные
муниципальные должности,
нельзя использовать преимущества своего должностного или служебного
положения.
Иноагенты
не могут быть заказчиками, изготовителями и распространителями
агитационных
материалов. Наравне с ними ответственность несут их исполнители.
Исполнители
должны обеспечивать кандидатам, избирательным объединениям равные
условия
оплаты изготовления печатных агитационных материалов.
Определена
ответственность изготовителей и распространителей фейковой информации,
в т. ч.
созданной с помощью компьютерных технологий.
Агитационные
материалы можно размещать в специальных местах на избирательных
участках, а
также на рекламных конструкциях зданий без согласия собственника,
заключившего
договор с владельцем такой конструкции. Запрещено располагать их на
памятниках,
обелисках, объектах, имеющих историческую, культурную или архитектурную
ценность, в зданиях избиркомов, помещениях для голосования и ближе 50 м
от
входа в них.
Скриншоты
с указанием адреса интернет-страницы, даты и времени их изготовления
могут быть
доказательством нарушений.
Опубликовано
на сайте Верховного Суда Российской Федерации (http://www.vsrf.ru)
Новые материалы в
системе ГАРАНТ
Информационный
блок "Большая
библиотека юриста"
Книги
Максуров
А.А.
Международное санкционное право и антисанкционное законодательство
Российской
Федерации: монография. - "Юстицинформ", 2024 г.
Исследован
категориальный аппарат санкционного права, выявленная проблемная
область
рассмотрена с точки зрения юридической санкционной технологии, в том
числе
санкционной стратегии, тактики и техники.
Материалы прессы
Новые материалы
службы Правового
консалтинга ГАРАНТ
АРХИВ Выпусков