ВЕСТИ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА
12 апреля 2024 г. ВЫПУСК № 14 (916)
ВЕСТИ ДЛЯ КАЖДОГО
Федеральный закон
от 6 апреля 2024 г.
N 77-ФЗ
"О внесении
изменений в Кодекс
Российской Федерации об административных правонарушениях"
Увеличены
штрафы за недопуск газовщиков для техобслуживания и ремонта
внутридомового и
внутриквартирного газового оборудования, а также для приостановления
подачи
газа.
Усилена
ответственность за уклонение от заключения договора о техобслуживании и
ремонте
газового оборудования.
Увеличены
штрафы за нарушение требований к качеству выполнения работ по
техобслуживанию и
ремонту газового оборудования, а также за их невыполнение.
Установлена
ответственность за выполнение работ и оказание услуг по техобслуживанию
и
ремонту газового оборудования либо по техническому диагностированию
газопроводов, входящих в состав этого оборудования, организацией, не
отвечающей
требованиям законодательства о газоснабжении.
Введены
штрафы за самовольную замену газового оборудования.
Опубликован
на официальном интернет-портале правовой информации (www.pravo.gov.ru) 6 апреля 2024
г., в Российской
газете, 10 апреля 2024 г. N 78.
Федеральный
закон
от 6 апреля 2024 г. N 70-ФЗ
"О внесении
изменения в Трудовой
кодекс Российской Федерации"
Запрещено
расторгать трудовой договор с супругой (супругом) погибшего (умершего)
ветерана
боевых действий, не вступившей (не вступившим) в повторный брак, по
инициативе
работодателя в течение 1 года с момента гибели (смерти) ветерана. При этом
предусмотрен ряд исключений.
В
частности, норма не действует при ликвидации организации либо
прекращении
деятельности ИП, неоднократном неисполнении работником без уважительных
причин
трудовых обязанностей, если он имеет дисциплинарное взыскание, а также
при
представлении работодателю подложных документов при заключении
трудового
договора.
Федеральный
закон вступает в силу со дня его официального опубликования.
Опубликован
на официальном интернет-портале правовой информации (www.pravo.gov.ru) 6 апреля 2024
г., в Российской
газете, 10 апреля 2024 г. N 78.
Постановление
Правительства Российской Федерации от 9 апреля 2024 г. N 441
"О внесении
изменений в некоторые
акты Правительства Российской Федерации"
Маткапитал
или его часть можно направлять на реконструкцию жилого дома
блокированной
застройки или на компенсацию уже понесенных затрат на эти цели. Речь
идет о
реконструкции как своими силами, так и с привлечением строительной
организации.
Направленные
средства не учитываются при расчете среднедушевого дохода семьи и
одиноко
проживающего гражданина для оказания государственной социальной помощи.
При
расчете среднедушевого дохода семьи для назначения ежемесячного пособия
в связи
с рождением и воспитанием ребенка указанные средства также не
учитываются.
Действие
поправок распространяется на правоотношения, возникшие с 5 января 2024
г.
Опубликован
на официальном интернет-портале правовой информации (www.pravo.gov.ru) 11 апреля 2024
г.
Приказ
Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации
от 2 апреля 2024
г. N 164н
"Об утверждении
официальных
разъяснений по вопросам применения Указа Президента Российской
Федерации от 23
января 2024 г. N 63 "О мерах социальной поддержки многодетных семей"
Минтруд
разъяснил положения президентского указа, которым закреплен единый
бессрочный
статус многодетной семьи и определены меры соцподдержки. Помимо прочего,
указано следующее.
Данный
статус распространяется на семьи, признанные многодетными со дня
вступления в
силу указа, а также до этого момента, если они продолжают быть
многодетными.
Речь также идет о семьях, утративших статус на основании региональных
актов, но
соответствующих положениям указа.
Многодетные
родители могут рассчитывать на соцподдержку в сфере трудовых отношений,
профобучение и получение дополнительного профобразования в целях
обеспечения
занятости, на бесплатное посещение парков культуры, отдыха и выставок в
любом
регионе России независимо от места жительства и др. Женщины, имеющие
троих и
более детей, имеют право на досрочную страховую пенсию по старости.
Если
многодетная семья имеет более трех несовершеннолетних детей, то
соцподдержка
оказывается до достижения старшим ребенком из трех младших
несовершеннолетних
детей 18 лет или 23 лет при условии его очного обучения в
образовательной
организации.
Решение
о прекращении соцподдержки не принимается в период со дня завершения
старшим
ребенком, достигшим 18 лет, обучения в школе до дня продолжения его
обучения в
техникуме и (или) в вузе в том же календарном году.
При
оказании соцподдержки в составе многодетной семьи не учитываются дети,
в
отношении которых оба родителя или единственный родитель лишены
родительских
прав; дети, приобретшие полную дееспособность в связи с эмансипацией
или
вступлением в брак.
Зарегистрирован
в Минюсте России 8 апреля 2024 г., N 77806.
Опубликован
на официальном интернет-портале правовой информации (www.pravo.gov.ru) 9 апреля 2024 г.
Приказ
Департамента здравоохранения г.
Москвы от 1 апреля 2024 г. N 285
"О медицинском
обеспечении
призыва граждан Российской Федерации в городе Москве на военную службу
в период
весеннего призыва 2024 года"
Департаментом
подготовлены Перечень (реестр) арбитражных стационаров для медицинского
обследования граждан по направлению Призывной комиссии города Москвы в
2024
году и Перечень (реестр) медицинских организаций для проведения
обследования
(лечения) призывников в 2024 году.
Опубликован
на Официальном портале Мэра и Правительства Москвы http://www.mos.ru
1 апреля 2024 г., на официальном сайте Департамента здравоохранения г.
Москвы https://mosgorzdrav.ru
1 апреля 2024 г.
ВЕСТИ ДЛЯ БУХГАЛТЕРА
Указ Президента
Российской Федерации
от 8 апреля 2024 г. N 244
"О внесении
изменений в Указ
Президента Российской Федерации от 5 марта 2022 г. N 95 "О временном
порядке исполнения обязательств перед некоторыми иностранными
кредиторами"
и Указ Президента Российской Федерации от 9 сентября 2023 г. N 665 "О
временном порядке исполнения перед резидентами и иностранными
кредиторами
государственных долговых обязательств Российской Федерации, выраженных
в
государственных ценных бумагах, номинальная стоимость которых указана в
иностранной валюте, и иных обязательств по иностранным ценным бумагам"
С
3 января 2024 г. на деньги, учитываемые на счетах типа "С" и
"И", а также на ценные бумаги на счете "С" запрещено
обращать взыскание по исполнительным документам, накладывать арест и
принимать
в их отношении иные обеспечительные меры. Президент
распространил запрет также на требования о
взыскании обязательных платежей.
Уточнено,
что запрет применяется, если судебные акты и акты иных органов вынесены
после 3
января 2024 г.
Указ
вступает в силу со дня опубликования.
Опубликован
на официальном интернет-портале правовой информации (www.pravo.gov.ru) 8 апреля 2024 г.
Постановление
Правительства Российской
Федерации от 3 апреля 2024 г. N 417
"О внесении
изменения в
постановление Правительства Российской Федерации от 8 февраля 2002 г. N
92"
Уточнены
нормы компенсации расходов, связанных с использованием работниками
личных
легковых автомобилей и мотоциклов для служебных поездок. Так, в отношении
автомобилей норма в
зависимости от объема двигателя увеличена с 1 200-1 500 руб. до 2 400-3
000
руб.
Затраты
в пределах норм признаются при налогообложении прибыли в составе прочих
расходов, связанных с производством и реализацией.
Постановление
вступает в силу со дня опубликования и распространяется на
правоотношения,
возникшие с 1 января 2024 г.
Опубликован
на официальном интернет-портале правовой информации (www.pravo.gov.ru) 5 апреля 2024 г.
Приказ Минфина
России от 4 марта 2024
г. N 20н
"О внесении
изменений в коды
(перечни кодов) бюджетной классификации Российской Федерации на 2024
год (на
2024 год и на плановый период 2025 и 2026 годов), утвержденные приказом
Министерства финансов Российской Федерации от 1 июня 2023 г. N 80н"
Скорректированы
КБК. В частности, появились коды для учета новых видов субсидий,
имущественных
взносов РФ, межбюджетных трансфертов, дотаций и грантов.
Зарегистрирован
в Минюсте России 10 апреля 2024 г., N 77820.
Опубликован
на официальном интернет-портале правовой информации (www.pravo.gov.ru) 10 апреля 2024
г.
Новые материалы в
системе ГАРАНТ
Информационный
блок "Большая
библиотека бухгалтера и кадрового работника"
Материалы прессы
Новые материалы в
"Библиотеке
консультаций. Кадры"
Новые материалы
службы Правового
консалтинга ГАРАНТ
ВЕСТИ ДЛЯ ЮРИСТА
Федеральный закон
от 6 апреля 2024 г.
N 79-ФЗ
"О внесении
изменений в Уголовный
кодекс Российской Федерации и Уголовно-процессуальный кодекс Российской
Федерации"
Решено
провести индексацию размера ущерба и размера преступной деятельности (в
том
числе дохода), позволяющих квалифицировать деяние в сфере экономической
деятельности как совершенное в крупном (увеличен с 2,25 млн до 3,5 млн)
или
особо крупном размере (13,5 млн вместо 9 млн руб.).
Проиндексированы
размеры крупного и особо крупного ущерба (размера) в рамках отдельных
преступлений.
Пересмотрены
размеры санкций за незаконное предпринимательство, незаконное
использование
средств индивидуализации товаров (работ, услуг).
Закон
вступает в силу через 10 дней после опубликования. Изменения в части
уклонения
от уплаты таможенных платежей - через 90 дней после опубликования.
Опубликован
на официальном интернет-портале правовой информации (www.pravo.gov.ru) 6 апреля 2024
г., в Российской
газете, 10 апреля 2024 г. N 78.
Федеральный
закон
от 6 апреля 2024 г. N 78-ФЗ
"О внесении
изменений в статьи
3.5 и 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных
правонарушениях"
Внесены
изменения в КоАП в части нарушения законодательства о рекламе.
Введена
ответственность за нарушение требований к рекламе, распространяемой по
сетям
электросвязи. Для граждан предусмотрены штрафы в 10-20 тыс. руб., для
организаций - от 300 тыс. до 1 млн руб.
Штрафы
для банков за некорректную рекламу кредитов вместо 300-800 тыс.
составят от 600
тыс. до 1,6 млн руб. Кроме того, эту норму распространили на
микрофинансовые
организации.
Опубликован
на официальном интернет-портале правовой информации (www.pravo.gov.ru) 6 апреля 2024
г., в Российской
газете, 10 апреля 2024 г. N 78.
Постановление
Конституционного Суда Российской Федерации
от 11 апреля 2024
г. N 17-П
"По делу о
проверке
конституционности статьи 85, части 4 статьи 87 и статьи 211 Кодекса
административного судопроизводства Российской Федерации в связи с
жалобой
гражданина Д.В. Сергеева"
Оспаривался
ряд норм КАС РФ, в т. ч. касающихся применения мер предварительной
защиты по
административному иску.
С
запросом обратился заявитель, который ранее пытался оспорить приказ
регионального
госоргана об исключении одного из зданий из Перечня выявленных объектов
культурного наследия. Мужчина просил применить меру предварительной
защиты -
приостановить действие оспариваемого акта, чтобы за время тяжбы
строение не
могли демонтировать. Суд отклонил подобное ходатайство со ссылкой на
то, что в
силу КАС РФ по иску об оспаривании нормативных правовых актов можно
использовать лишь такую меру, как запрет на их применение в отношении
истца. В
итоге здание снесли еще до того, как суд признал приказ недействующим.
КС
РФ признал положения неконституционными. Они необоснованно ограничивают
полномочия суда и не позволяют применить иные меры предварительной
защиты по
иску об оспаривании акта регионального органа, которым отказано во
включении
имущества в перечень выявленных объектов культурного наследия.
По
сути, в таком случае нормы разрешают использовать лишь меру в виде
запрета
применять оспариваемый акт к административному истцу. Тем самым не
обеспечивается эффективная правовая охрана объекта от невосполнимой
утраты до
вступления в силу решения суда.
Законодатель
должен принять поправки. До этого закрепляется временное регулирование.
При
рассмотрении упомянутого иска суд вправе применить иную меру - обязать
воздержаться от сноса объекта. Обязанность могут возложить на
собственника
(иного владельца) такого имущества или земли, на которой оно находится.
Если
подобное лицо не участвует в деле, суд должен привлечь его в процесс.
Постановление
Конституционного Суда Российской Федерации
от 9 апреля 2024
г. N 16-П
"По делу о
проверке
конституционности пункта 6 статьи 138 Федерального закона "О
несостоятельности (банкротстве)" в связи с жалобами публичного
акционерного общества "Сбербанк России" и общества с ограниченной
ответственностью "Торговый дом "Агроторг"
В
делах о банкротстве суды определили очередность уплаты текущей
задолженности по
налогу на имущество, земельному и транспортному налогам за счет сдачи в
аренду
предметов залога или их реализации до расчетов с залоговыми
кредиторами.
Залогодержатели посчитали, что нарушено их приоритетное право получить
удовлетворение за счет заложенного имущества.
Конституционный
Суд РФ установил, что оспариваемые нормы не противоречат Конституции.
В
законе закреплено право залогодержателя получить средства за реализацию
залогового имущества раньше других кредиторов. Эти гарантии
способствуют
привлечению инвестиций в экономику и ее развитию в целом. Однако за
счет этих
же средств, а не прочего имущества банкрота должны быть покрыты и
расходы на
содержание предмета залога и реализацию его на торгах. Эти издержки
недопустимо
перекладывать на незалоговых кредиторов. КС счел такие ограничения
разумными и
справедливыми.
Тот
же подход применяется и по вопросу очередности уплаты текущих
имущественных
налогов в отношении предмета залога, поскольку залоговый кредитор может
влиять
на характер использования и быстроту реализации залогового имущества.
Однако
погашение таких долгов, в том числе с начисленными пенями, может
привести к
утрате экономического смысла залога. Если не установлено, что поведение
кредитора повлияло на увеличение налоговой нагрузки, то суд вправе
соразмерно
распределить средства между требованиями последнего и налоговыми
требованиями.
Дела заявителей подлежат пересмотру.
Законодатель
вправе внести в закон соответствующие изменения.
Вопрос
– ответ
Вопрос:
Допускается ли
размещать рекламу на официальных страницах государственных органов или
их
подведомственных учреждений в сети Интернет?
Ответ:
По данному
вопросу мы придерживаемся следующей позиции:
Размещение
рекламы на официальных сайтах и официальных страницах государственных
органов и
подведомственных им организаций не допускается, за исключением
социальной
рекламы.
Обоснование
позиции:
В
соответствии с п. 5 ст. 1, ч. 1 ст. 10 Федерального закона от 9 февраля
2009 г.
N 8-ФЗ "Об обеспечении доступа к информации о деятельности
государственных
органов и органов местного самоуправления" (далее Закон N 8-ФЗ)
официальный сайт - это сайт в информационно-телекоммуникационной сети
"Интернет" (далее - сеть "Интернет"), содержащий информацию
о деятельности государственного органа, органа местного самоуправления
или
подведомственной организации, электронный адрес которого в сети
"Интернет" включает доменное имя, права на которое принадлежат
государственному органу, органу местного самоуправления или
подведомственной организации.
Государственные органы, органы местного самоуправления создают
официальные
сайты для размещения информации о своей деятельности.
В
силу п. 6 ч. 1 Закона N 8-ФЗ официальная страница - это персональная
страница в
определенных Правительством Российской Федерации информационных
системах и
(или) программах для электронных вычислительных машин, соответствующих
требованиям, предусмотренным ст. 10.6 Федерального закона от 27 июля
2006 года
N 149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите
информации",
созданная государственным органом, органом местного самоуправления или
подведомственной организацией и содержащая информацию об их
деятельности.
Государственные органы, органы местного самоуправления и
подведомственные
организации осуществляют размещение информации на своих официальных
страницах.
В
п. 1 разъяснений Федеральной антимонопольной службы от 30 июня 2006 г.
"Аналитическая записка по отдельным вопросам применения Федерального
закона "О рекламе" от 13 марта 2006 г." указывается, что в соответствии
с антимонопольным законодательством*(1) запрещается совмещение функций
федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной
власти
субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления с
функциями
хозяйствующих субъектов, а также наделение хозяйствующих субъектов
функциями и
правами указанных органов, в том числе функциями и правами органов
государственного надзора, за исключением случаев, предусмотренных
законодательными актами Российской Федерации.
Следовательно,
сообщение органами государственной власти или органами местного
самоуправления
сведений рекламного характера возможно исключительно в случаях, когда
возможность совмещения функций органов власти с функциями хозяйствующих
субъектов установлена федеральным законом.
В
силу п. 11 ст. 3, ч. 1 ст. 10 Федерального закона от 13 марта 2006 г. N
38-ФЗ
"О рекламе" органы государственной власти, иные государственные
органы и органы местного самоуправления, а также муниципальные органы,
которые
не входят в структуру органов местного самоуправления, могут выступать
рекламодателями социальной рекламы (рекламы, направленной на достижение
благотворительных и иных общественно полезных целей, а также
обеспечение
интересов государства). Иных нормативных актов, допускающих сообщение
органами
государственной власти или органами местного самоуправления сведений
рекламного
характера, нами не обнаружено.
Таким
образом, размещение рекламы на официальных сайтах и официальных
страницах
государственных органов и подведомственных им организаций не
допускается, за
исключением социальной рекламы.
Ответ подготовил:
Эксперт службы
Правового консалтинга ГАРАНТ
Барсегян Артем
Ответ прошел
контроль качества
15
марта 2024 г.
Материал
подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной
в
рамках услуги Правовой консалтинг. Для получения подробной информации
об услуге
обратитесь к обслуживающему Вас менеджеру.
─────────────────────────────────────────────────────────────────────────
*(1)
В указанных разъяснениях специалисты ФАС России ссылаются на норму ч. 3
ст. 7
Закона Российской Федерации "О конкуренции и ограничении
монополистической
деятельности на товарных рынках", утратившую в настоящий момент
юридическую силу. В настоящее время аналогичная норма содержится в ч. 3
ст. 15
Федерального закона от 26 июля 2006 г. N 135-ФЗ "О защите
конкуренции".
Новые материалы в
системе ГАРАНТ
Информационный
блок "Большая
библиотека юриста"
Книги
Бычков
А.И. Правила
поведения и стандарты доказывания в арбитражном процессе. - "Инфотропик
Медиа", 2024 г.
На
основе анализа судебной практики автор рассматривает основные виды
недобросовестного процессуального поведения сторон, а также
существующие
стандарты доказывания: обычный (баланс вероятностей или разумная
степень
достоверности), пониженный (минимально необходимая степень
достоверности),
повышенный (ясные и убедительные доказательства) и наиболее высокий
(достоверность за пределами разумных сомнений).
От
участников судебного разбирательства процессуальный закон требует
разумного и
добросовестного осуществления процессуальных прав и обязанностей,
упоминая лишь
в самом общем виде о последствиях нарушения данного требования. Между
тем
вопросы, связанные с пассивным, противоречивым и непоследовательным
процессуальным поведением сторон ("venire contra factum proprium"), а
также умалчиванием ими об обстоятельствах спора, имеют важное
практическое
значение. Правильное понимание признаков такого недобросовестного
поведения и
умение на него оперативно реагировать, обращая уловки и оплошности
процессуального
оппонента в свою пользу, поможет участнику судебного процесса добиться
для себя
наилучшего результата. Равным образом усилить правовую позицию по делу,
укрепив
свое шаткое положение, вызванное нехваткой доказательств, ему поможет
практическое знание о том, какие стандарты доказывания по разным
категориям дел
в настоящее время используются арбитражными судами.
Бычков
А.И. Правовое
регулирование отдельных видов обязательств. - "Инфотропик Медиа",
2024 г.
Обязательственное
право является подотраслью гражданского права, регулирующей
имущественные
отношения, связанные с оборотом товаров, работ и услуг, а также иных
материальных благ. Категория обязательства занимает центральное место в
рассматриваемой сфере частно-правового регулирования и представляет
собой
правовую связь между должником, обязанным предоставить исполнение, и
кредитором, обладающим правом требования, корреспондирующим такой
обязанности.
В
издании представлены особенности исполнения реверсивных и
реституционных
обязательств, связанных с прекращением договора или возвратом
полученного по
недействительной сделке, а также рассмотрены особенности правового
регулирования отдельных видов обязательств, включая солидарные и
долевые,
деликтные и кондикционные, а также негативные и натуральные
обязательства, в
том числе понятийные соглашения.
Материалы прессы
Новые материалы
службы Правового
консалтинга ГАРАНТ
АРХИВ Выпусков