ВЕСТИ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА
5 апреля 2024 г. ВЫПУСК № 13 (915)
ВЕСТИ ДЛЯ КАЖДОГО
Постановление
Правительства Российской
Федерации от 3 апреля 2024 г. N 419
"О внесении
изменения в
постановление Правительства Российской Федерации от 30 апреля 2022 г. N
805"
Общий
лимит средств на выдачу льготных ипотечных кредитов IT-специалистам
увеличен с
500 млрд до 700 млрд руб.
Льготная
ипотечная программа для сотрудников аккредитованных IT-компаний
запущена в 2022
г. Взять ипотечный кредит по ставке до 5% годовых могут специалисты в
возрасте
до 50 лет. Максимальный размер субсидируемого государством
кредита для
покупки жилья в регионах-миллионниках - 18 млн руб., в остальных - 9
млн руб.
Приказ
Министерства труда и социальной
защиты Российской Федерации
от 4 марта 2024
г. N 89н
"О внесении
изменений в Порядок и
условия назначения и выплаты государственных пособий гражданам, имеющим
детей,
утвержденные приказом Министерства труда и социальной защиты Российской
Федерации от 29 сентября 2020 г. N 668н"
Скорректированы
правила выплаты пособий гражданам с детьми.
Причина
- поправками к законодательству право на ежемесячное пособие по уходу
за ребенком
сохранено за лицами, которые вышли на работу до достижения ребенком 1,5
лет.
Также пособие выплачивается в случае работы в период отпуска по уходу
за
ребенком у другого работодателя.
Зарегистрирован
в Минюсте России 3 апреля 2024 г., N 77763.
Опубликован
на официальном интернет-портале правовой информации (www.pravo.gov.ru) 4 апреля 2024 г.
Приказ
Министерства труда и социальной
защиты Российской Федерации
от 29 февраля
2024 г. N 80н
"Об утверждении
перечня жизненных
событий, наступление которых предоставляет гражданам возможность
получения мер
социальной защиты (поддержки), социальных услуг, предоставляемых в
рамках
социального обслуживания и государственной социальной помощи, иных
социальных
гарантий и выплат"
Обновлен
перечень жизненных событий, наступление которых дает гражданам
возможность
получения мер соцзащиты (поддержки), соцуслуг, предоставляемых в рамках
соцобслуживания и государственной соцпомощи, других соцгарантий и
выплат.
В
частности, с 31 декабря 2025 г. граждан с помощью Единой цифровой
платформы в
социальной сфере через Госуслуги будут информировать о мерах поддержки
при
потере работы и достижении предпенсионного возраста (ранее это событие
вводилось с 1 января 2025 г.), а с 31 декабря 2026 г. - при достижении
ребенком-сиротой или ребенком, оставшимся без попечения родителей,
возраста 18
лет.
Прежний
перечень признается утратившим силу.
Приказ
вступает в силу по истечении 10 дней после его официального
опубликования.
Зарегистрирован
в Минюсте России 1 апреля 2024 г., N 77712.
Опубликован
на официальном интернет-портале правовой информации (www.pravo.gov.ru) 1 апреля 2024 г.
Приказ МВД России
от 5 марта 2024 г. N
90
"О внесении
изменений в
Административный регламент Министерства внутренних дел Российской
Федерации по
предоставлению государственной услуги по проведению экзаменов на право
управления транспортными средствами и выдаче водительских
удостоверений, утвержденный
приказом МВД России от 20 февраля 2021 г. N 80"
Скорректирован
административный регламент по проведению экзаменов на право управления
транспортными средствами и выдаче водительских удостоверений. Это обусловлено
изменением Закона о
безопасности дорожного движения.
Закреплена
возможность участия МФЦ в предоставления госуслуги при наличии
соглашения о
взаимодействии между центром и региональным органом МВД.
Результат
госуслуги может быть получен в экзаменационном подразделении или в МФЦ.
Также
он направляется в личный кабинет заявителя на Едином портале госуслуг.
Установлены
основания для приостановления оказания госуслуги.
Расширены
основания для отказа в ее предоставлении. Это в т. ч. лишение заявителя
права
заниматься деятельностью, непосредственно связанной с управлением ТС, а
также
отсутствие у автошколы в период обучения кандидата в водители
заключения о
соответствии ее учебно-материальной базы установленным требованиям.
Отказ
последует и в том случае, если заявитель подвергнут административному
наказанию
за пьяное вождение, а также за невыполнение требования о прохождении
медосвидетельствования или о запрещении водителю употреблять алкоголь,
наркотики и психотропы и не имеет при этом права на управление ТС или
лишен
этого права.
Пересмотрены
показатели качества и доступности предоставления госуслуги.
Часть
поправок касается выдачи российского водительского удостоверения на
основании
иностранного.
Уточнена
процедура сдачи экзамена.
Приказ
вступает в силу с 1 апреля 2024 г.
Зарегистрирован
в Минюсте России 29 марта 2024 г., N 77681.
Опубликован
на официальном интернет-портале правовой информации (www.pravo.gov.ru) 29 марта 2024 г.
Закон г. Москвы
от 27 марта 2024 г. N
5
"О внесении
изменений в статьи
10.9 и 16.3 Закона города Москвы от 21 ноября 2007 года N 45 "Кодекс
города Москвы об административных правонарушениях"
Приняты
поправки в Кодекс города Москвы об административных правонарушениях,
направленные на повышение комфорта и безопасности пассажиров в
московском
метрополитене и на московской монорельсовой транспортной системе.
Речь
идет об усилении ответственности за отдельные нарушения, совершаемые на
этих
видах общественного транспорта. В частности, о неправомерной (то есть
без
надобности) остановке эскалаторов посредством поворота рукоятки или
нажатия
кнопки со знаком "Стоп", что может повлечь серьезный вред для
здоровья других пассажиров, находящихся в этот момент на эскалаторе, а
также
спровоцировать транспортный коллапс в часы пик.
Теперь
это правонарушение выделено в отдельный состав, а сумма штрафа за его
совершение повышена до 5 тысяч рублей. При этом ограничиться одним лишь
штрафом
нарушитель сможет только в том случае, если в его действиях отсутствуют
признаки уголовно наказуемых деяний или административных
правонарушений,
регулируемых федеральным законодательством, а именно КоАП РФ.
Помимо
этого, изменения коснулись и других правонарушений, за совершение
которых ранее
была предусмотрена административная ответственность в виде
предупреждения или
штрафа в размере 100 рублей. Так, административный штраф в размере 2
тысячи
рублей предусмотрен для тех, кто умышленно создает помехи движению
пассажиропотока, осуществляющих проезд в поездах, направляющихся в
депо, а
также передвигающихся на территории станции на различных средствах
передвижения, таких как велосипед или самокат. Исключением является
только
передвижение на инвалидной коляске.
Опубликован
на официальном сайте Московской городской Думы http://www.duma.mos.ru/
4 апреля 2024 г., на официальном портале Мэра и Правительства Москвы http://www.mos.ru 4
апреля 2024 г.
Постановление
Конституционного Суда
Российской Федерации
от 4 апреля 2024
г. N 15-П
"По делу о
проверке
конституционности пункта 1 статьи 395 Гражданского кодекса Российской
Федерации
в связи с жалобой гражданина И.А. Сысоева"
Гражданина
восстановили на работе по решению суда с взысканием в его пользу
среднего
заработка за время вынужденного прогула и компенсации морального вреда.
Деньги
были выплачены через 3 месяца после вступления решения суда в законную
силу. Суды
отказали в начислении процентов за этот период, так как ст. 395 ГК РФ
не
применяется в трудовых правоотношениях.
Конституционный
Суд РФ пришел к выводу, что названная норма ГК не противоречит
Конституции,
поскольку отношения, связанные с выплатой работодателем компенсации
незаконно
уволенному работнику, регулируются нормой ТК РФ. В ней предусмотрено,
что
проценты надо рассчитывать со дня, когда суммы должны быть выплачены,
по день
фактической выплаты включительно. Эти проценты являются мерой
ответственности
работодателя, компенсирующей работнику негативные последствия нарушения
его
права на своевременную и справедливую зарплату.
В
соответствии с поправками, внесенными в январе 2024 года, проценты
рассчитываются исходя из всех полагающихся работнику сумм - начисленных
и
неначисленных. Если работодатель не исполняет решение суда и
задерживает
выплаты, работник имеет право на компенсацию. Дело заявителя
подлежит
пересмотру.
ВЕСТИ ДЛЯ БУХГАЛТЕРА
Приказ
Федеральной налоговой службы от
29 февраля 2024 г. N ЕД-7-3/164@
"Об утверждении
перечня
контрольных соотношений показателей налоговых деклараций (расчетов),
предусмотренных абзацем вторым подпункта 1 пункта 5 статьи 11.3
Налогового
кодекса Российской Федерации"
ФНС
утвердила перечень контрольных соотношений показателей налоговых
деклараций
(расчетов), на основании которых определяется совокупная обязанность
налогоплательщика в рамках единого налогового счета. Это не касается
деклараций, в которых заявлены суммы налогов к возмещению либо вычеты
по НДФЛ.
Приказ
вступает в силу по истечении одного месяца со дня опубликования.
Зарегистрирован
в Минюсте России 29 марта 2024 г., N 77704.
Опубликован
на официальном интернет-портале правовой информации (www.pravo.gov.ru) 1 апреля 2024 г.
Приказ
Федеральной налоговой службы от
21 февраля 2024 г. N СД-7-2/148@
"Об утверждении
формы и формата
представления уведомления о невозможности представления в установленные
сроки
документов (информации) в электронной форме"
Утверждены
новые форма и формат уведомления о невозможности представления
документов или
информации в установленные сроки.
С 1 апреля 2024 г. направлять его в налоговую могут в том числе банки.
Прежние
форма и формат утрачивают силу.
Приказ
вступает в силу по истечении месяца со дня опубликования.
Зарегистрирован
в Минюсте России 29 марта 2024 г., N 77693.
Опубликован
на официальном интернет-портале правовой информации (www.pravo.gov.ru) 29 марта 2024
г.
Приказ
Федеральной налоговой службы от
1 марта 2024 г. N ЕД-7-3/170@
"Об утверждении
формы и формата
представления расчета финансового результата инвестиционного
товарищества в
электронной форме"
ФНС
утвердила форму и формат расчета финансового результата инвестиционного
товарищества. Ранее
их устанавливал Минфин.
Приказ
вступает в силу по истечении 2 месяцев со дня опубликования.
Зарегистрирован
в Минюсте России 29 марта 2024 г., N 77687.
Опубликован
на официальном интернет-портале правовой информации (www.pravo.gov.ru) 29 марта 2024 г.
Приказ
Федеральной налоговой службы от
16 января 2024 г. N ЕД-7-15/19@
"Об утверждении
перечня
контрольных соотношений, применяемых для обнаружения факта нарушения
порядка
заполнения уведомления об исчисленных суммах налогов, сборов, авансовых
платежей по налогам, страховых взносов"
Составлен
список контрольных соотношений для обнаружения нарушений порядка
заполнения
уведомлений об исчисленных суммах налогов, сборов, авансовых платежей
по
налогам и страховых взносов.
При несоответствии контрольным соотношениям уведомления будут считаться
не
представленными полностью либо в части.
Приказ
вступает в силу с 1 января 2025 г.
Зарегистрирован
в Минюсте России 29 марта 2024 г., N 77683.
Опубликован
на официальном интернет-портале правовой информации (www.pravo.gov.ru) 29 марта 2024 г.
Приказ
Федеральной налоговой службы от
28 февраля 2024 г. N ЕД-7-15/162@
"Об утверждении
формата и порядка
направления банковской гарантии в налоговый орган в электронной форме"
С
1 апреля 2024 г. начинают действовать поправки к НК, позволяющие банкам
и
ВЭБ.РФ направлять налоговым органам электронные банковские гарантии.
ФНС
утвердила формат банковской гарантии и порядок ее направления.
Порядок
уведомления банком налогового органа о выдаче банковской гарантии
утрачивает
силу.
Приказ
вступает в силу через месяц после опубликования, но не ранее 1 апреля
2024 г.
Зарегистрирован
в Минюсте России 28 марта 2024 г., N 77675.
Опубликован
на официальном интернет-портале правовой информации (www.pravo.gov.ru) 29 марта 2024 г.
Письмо Минфина
России от 1 апреля 2024
г. N 02-06-06/29423
"Методические
рекомендации по
применению отдельных унифицированных форм электронных документов,
утвержденных
приказом № 61н, в рамках реализации электронного документооборота"
Минфин
подготовил методические рекомендации по применению учреждениями
бюджетной сферы
следующих унифицированных электронных первичных учетных документов,
оформляющих
факты хозяйственной жизни в рамках электронного документооборота:
-
Акт об утилизации (уничтожении) материальных ценностей (ф. 0510435);
-
Акт о приеме-передаче нефинансовых активов (ф. 0510448);
-
Акт о списании объектов нефинансовых активов (кроме транспортных
средств) (ф.
0510454).
Приведены
примеры заполнения указанных документов и описание бизнес-процессов.
Новые материалы в
системе ГАРАНТ
Информационный
блок "Большая
библиотека бухгалтера и кадрового работника"
Материалы прессы
Новые материалы в
"Библиотеке
консультаций. Кадры"
Новые материалы
службы Правового
консалтинга ГАРАНТ
ВЕСТИ ДЛЯ ЮРИСТА
Указ Президента
Российской Федерации
от 29 марта 2024 г. N 221
"Об особом
порядке совершения
отдельных видов сделок (операций) с акциями (долями в уставных
капиталах)
некоторых хозяйственных обществ"
Президент
расширил список компаний, которые не раскрывают и не предоставляют
информацию,
подлежащую раскрытию и (или) предоставлению на основании требований
законодательства.
Помимо экономически значимых организаций и связанных с ними лиц, в
список
включены:
-
хозобщества, в отношении которых применяется особый порядок совершения
сделок
(операций), и общества, в которых они владеют акциями (долями). Их
перечень
определяет Президент;
-
российские компании, которые приобрели права на акции (доли) указанных
хозобществ в результате совершения таких сделок.
Указ
вступает в силу со дня его официального опубликования.
Опубликован
на официальном интернет-портале правовой информации (www.pravo.gov.ru) 29 марта 2024
г., в Российской
газете, 1 апреля 2024 г. N 70.
Постановление
Правительства Российской
Федерации от 30 марта 2024 г. N 399
"О внесении
изменений в
постановление Правительства Российской Федерации от 10 марта 2022 г. N
339"
Скорректирован
перечень дополнительных оснований для закупки у единственного
поставщика
(подрядчика, исполнителя).
В
частности, внесены закупки для выполнения мероприятий по ГО, для
восстановления
объектов, поврежденных из-за боевых действий.
Постановление
вступает в силу со дня опубликования. Контракты по-прежнему нужно
заключить не
позднее 31 декабря 2024 г.
Опубликован
на официальном интернет-портале правовой информации (www.pravo.gov.ru) 1 апреля 2024 г.
Приказ
Департамента
экономической политики и развития г. Москвы
от 22 марта 2024
г. N
ДПР-ПР-64/24
"Об утверждении
порядков определения предельной цены единицы товара, производство
которого
создано, модернизировано, освоено в соответствии с контрактом, и (или)
предельной цены единицы услуги, оказываемой с использованием имущества
(недвижимого имущества или недвижимого и движимого имущества,
технологически
связанных между собой), которое создано, реконструировано в
соответствии с
контрактом, а также определения цены контракта, заключаемого с
поставщиком
(исполнителем), с которым заключен контракт со встречными
инвестиционными
обязательствами, для целей осуществления закупок в соответствии с
пунктом 48
части 1 статьи 93 Федерального закона "О контрактной системе в сфере
закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и
муниципальных
нужд"
О
мерах по реализации на территории города Москвы Федерального закона от
5 апреля
2013 г. N 44-ФЗ.
Порядок
определения предельной цены единицы товара, производство которого
создано,
модернизировано, освоено в соответствии с контрактом, и (или)
предельной цены
единицы услуги, оказываемой с использованием имущества, которое
создано,
реконструировано в соответствии с контрактом, применяется для
определения
предельной цены единицы товара, производство которого создано,
модернизировано,
освоено, и (или) предельной цены единицы услуги, оказываемой с
использованием
имущества, которое создано, реконструировано, при осуществлении закупок
в
соответствии с п. 48 ч. 1 статьи 93 Федерального закона от 5 апреля
2013 г. N
44-ФЗ.
Порядок
определения цены контракта, заключаемого с поставщиком (исполнителем),
с
которым заключен контракт со встречными инвестиционными
обязательствами,
применяется для определения цены контракта, заключаемого с поставщиком
(исполнителем), с которым заключен контракт со встречными
инвестиционными
обязательствами, при осуществлении закупок в соответствии с п. 48 ч. 1
статьи
93 Федерального закона от 5 апреля 2013 г. N 44-ФЗ.
Признан
утратившим силу приказ Департамента экономической политики и развития
города
Москвы от 4 апреля 2022 г. N 41-ПР.
Опубликован
на Официальном портале Мэра и Правительства Москвы http://www.mos.ru
26 марта 2024 г.
Постановление
Конституционного Суда Российской
Федерации
от 2 апреля 2024
г. N
14-П "По делу о проверке
конституционности части 2 статьи 1.7, части 5 статьи 4.4, части 1
статьи 15.25,
пункта 2 статьи 31.7, статьи 31.8 Кодекса Российской Федерации об
административных правонарушениях и статьи 260 Арбитражного
процессуального
кодекса Российской Федерации в связи с жалобами общества с ограниченной
ответственностью "Воплощение" и общества с ограниченной
ответственностью "СИБТЕК"
Юридических
лиц оштрафовали за неоднократную выдачу зарплаты наличной валютой
работникам-нерезидентам. В рамках одной проверки по каждому случаю
вынесено
отдельное постановление и назначен самостоятельный штраф.
Позднее
в КоАП внесли изменения. Штраф по результатам одного контрольного
мероприятия
независимо от количества нарушений и проверяемых периодов назначается
однократно (одним постановлением). Закон, улучшающий положение
нарушителя,
имеет обратную силу. Но добиться прекращения дел по неисполненным
постановлениям заявители не смогли. По мнению судов, новая норма не
улучшает их
положение, так как итоговый размер штрафа, исчисляемого пропорционально
сумме
каждой незаконной валютной операции, не снижается.
Конституционный
Суд РФ указал, что обжалуемые нормы не противоречат Конституции,
поскольку
позволяют применить обратную силу и в случае, когда штраф определяется
в
кратном размере. Соответствующие постановления должны учитывать как
одно путем
суммирования назначенных штрафов. Норма и в данном случае улучшает
правовое
положение нарушителя, поскольку количество назначенных административных
наказаний может иметь для него существенное значение.
В
рассматриваемом деле суды ограничили возможность придания обратной силы
закону,
улучшающему положение привлеченного к ответственности лица. Это
нарушает конституционные принципы справедливости, юридического
равенства.
С
учетом сроков давности привлечения к ответственности заявители не могут
требовать отмены постановлений и принятия нового, объединяющего все
правонарушения. Но в правоотношениях, где число таких постановлений
имеет значение,
правоприменительные органы должны их учитывать в качестве одного
постановления.
Вопрос
– ответ
Вопрос:
На какой НПА
сослаться, при заполнении п. 3.1. уведомления "о заключении трудового
договора или гражданско-правового договора на выполнение работ
(оказание услуг
с иностранным гражданином" в ситуации, когда заключается договор на
клининговые услуги с самозанятым, гражданином ЕАЭС (Киргизии)? И нужно
ли
заполнять в п. 3.1. данного уведомления пункт и статью, ссылающиеся на
115-ФЗ
«О правовом положении иностранных граждан в Российской
Федерации»?
Ответ: На сайте
73.мвд.рф в
разделе «Образцы заполнения уведомлений»
приводятся Образцы, в которых для граждан
ЕАЭС в пункте 3.1
заполняется ТОЛЬКО наименование международного соглашения: ДОГОВОР О
ЕВРАЗИЙСКОМ ЭКОНОМИЧЕСКОМ СОЮЗЕ (без заполнения подпункта, пункта и
статьи
закона N 115-ФЗ).
На
сайте 55.мвд.рф в
разделе «Памятка для работодателей по заполнению
уведомлений» размещены
следующие разъяснения:
-
если иностранный
гражданин имеет разрешение на временное проживание (РВП) или вид на
жительство
(ВНЖ), то в пункте 3.1. уведомления указывается: подпункт 1 пункта 4
статьи 13 Федерального
закона от 25 июля 2002
г. № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в
Российской Федерации»;
-
если иностранные
граждане: Армении, Белоруссии, Казахстана и Кыргызстана не имеют РВП
или ВНЖ,
то в пункте 3.1. уведомления указывается: «Договор о
Евразийском экономическом
союзе от 29.05.2014 г.».
Специалисты
дают следующие разъяснения:
Применительно
к трудящимся из стран, входящих в ЕАЭС, п. 3.1 Уведомления (основания
осуществления трудовой деятельности без разрешения на работу или
патента) может
заполняться по-разному:
-
если у иностранца есть РВП или вид на жительство, в качестве такого
основания
указывается подп. 1 п. 4 ст. 13 Федерального закона от 25 июля 2002 г.
N
115-ФЗ;
-
если вышеназванные
документы отсутствуют, п. 1 ст. 97 Договора о ЕАЭС (Вопрос:
Трудоустройство гражданина
Киргизии (ответ службы Правового консалтинга ГАРАНТ, июнь 2023 г.)).
Никаких
особенностей для заполнения уведомления для случая, когда исполнителем
по
гражданско-правовому договору является самозанятый иностранный
гражданин, нам
обнаружить не удалось. Заказчик услуг при заключении
гражданско-правового
договора с самозанятым иностранным гражданином должен уведомить об этом
территориальный орган МВД в течение трех рабочих дней (ст. 2, п. 8 ст.
13
закона N 115-ФЗ). Формы уведомлений и порядок их подачи утверждены
Приказом МВД
России от 30.07.2020 N 536 (приложения 7-9) (Самозанятые - иностранные
граждане
(О.В. Давыдова, журнал "Оплата труда: бухгалтерский учет и
налогообложение", N 11, ноябрь 2022 г.)).
Новые материалы в
системе ГАРАНТ
Информационный
блок "Большая
библиотека юриста"
Книги
Киктенко
К.Г.
Франчайзинг: великая иллюзия свободы. Критика юридической теории
франчайзинга:
монография. - "Издательская группа "ЗАКОН", 2023 г.
Книга
посвящена наиболее проблемным и дискуссионным вопросам договора
коммерческой
концессии (франчайзинга). Первая глава работы посвящена понятию,
признакам,
проблеме юридической квалификации договора коммерческой концессии,
составу и
значению комплекса исключительных прав, передаваемых по договору.
Акцентируется
внимание на феодальном архетипе договора франчайзинга, полностью
предопределяющего его содержание. Вторая глава представляет
сравнительно-правовой анализ предмета договора франчайзинга в более чем
30
правопорядках, функционирование регистрации франшиз и предварительное
раскрытие
информации в разных штатах США, а также актуальные проблемы в практике
применения института франчайзинга в зарубежных странах. Третья глава
раскрывает
экономико-правовое содержание отношений, складывающихся в рамках
договора
франчайзинга, указывая на проблемы, которые проявляются в трудовом,
деликтном,
корпоративном и налоговом праве.
Бычков
А.И.
Злоупотребления должника в деле о банкротстве и инструменты защиты прав
кредитора.
- "Инфотропик Медиа", 2023 г.
На
практике многие недобросовестные должники используют процедуру
банкротства
вопреки ее назначению как цивилизованного способа урегулирования
задолженности
перед конкурсными кредиторами и налоговым органом, пытаясь скрыть
активы и
уберечь их от взыскания, а также уклониться от погашения долгов. Эта
книга
посвящена изучению вопросов, связанных со злоупотреблениями должником и
контролирующими его лицами, допускаемыми на различных стадиях дела о
банкротстве: необоснованная подача в суд заявления о банкротстве,
попытки
включения контролируемой задолженности в реестр требований кредиторов,
совершение подозрительных и преференциальных сделок с целью вывода
активов,
злоупотребление исполнительским иммунитетом в отношении единственного
жилья, а
также оставление компаний с долгами.
С
опорой на обширную судебную практику в работе проанализированы вопросы
применения в отношении должников и их контролирующих лиц мер
публично-правовой
ответственности за нарушение законодательства о банкротстве, включая
административную и уголовную ответственность за фиктивное и
преднамеренное
банкротство, неправомерные действия при банкротстве, а также
неприменение
правила об освобождении от исполнения обязательств перед всеми или
отдельными
кредиторами.
Левушкин
А.Н.
Обеспечение баланса частноправового регулирования общественных
отношений в
парадигме конвергенции норм права: научные воззрения доктора
юридических наук,
профессора А.Н. Левушкина: монография (в двух томах, том 2). -
"Юстицинформ", 2023 г.
В
монографии изложены доктринальные подходы и концепции, аналитическая
информация, предложены практические решения отдельных проблем в
конкретных
областях частноправовой юридической науки, исходя из
научно-практических
воззрений профессора А.Н. Левушкина. Издание может быть интересно всем,
кто
интересуется проблемами частноправового регулирования общественных
отношений в
парадигме конвергенции норм права.
Бычков
А.И. Исламский
банкинг. - "Инфотропик Медиа", 2024 г.
Исламский
банкинг представляет собой финансовую деятельность, основанную на
принципах
шариата и принципиально отличающуюся от стандартного банковского
бизнеса
отказом банков от взимания процентных и иных платежей за ссужаемые
денежные
средства. В исламском банкинге банки занимаются не кредитованием, а
"проектным финансированием", участвуя в инвестировании средств в
развитие различных коммерческих проектов в реальном секторе экономики и
избегая
спекулятивных схем. Одними из самых распространённых способов
привлечения
капитала в исламском банкинге являются мушарака, мурабаха, иджара и
мудараба,
которые в российском праве имеют определенное сходство с договором
простого
товарищества (о совместной деятельности), с отсрочкой и рассрочкой
оплаты, с
лизингом (аренда с правом выкупа) и инвестиционной деятельностью.
Приверженность религиозным правилам и канонам ислама исключает для
банков
возможность инвестирования в производство и реализацию алкогольной
продукции,
производство свинины, игорный бизнес, оружейное дело и другие сферы,
находящиеся под запретом (харам).
В
этом издании, основываясь на российском законодательстве и судебной
практике,
автор рассматривает особенности исламского банкинга и правовой механизм
партнерского финансирования, введенный недавно принятым федеральным
законом,
исследует основные инструменты исламского банкинга (покупки в
рассрочку,
беспроцентный заем, финансовая аренда (лизинг), договор простого
товарищества
(о совместной деятельности) и доверительное управление активами), а
также для
сравнения обращается к анализу таких кредитных инструментов на рынке
долгового
финансирования, как грейс-период по кредиту и ростовщический процент.
Выход
в свет издания связан как с расширением экономических связей российских
предпринимателей с странами Востока, так и с вступлением в силу
Федерального
закона от 4 августа 2023 г. N 417-ФЗ "О проведении эксперимента по
установлению специального регулирования в целях создания необходимых
условий
для осуществления деятельности по партнерскому финансированию в
отдельных
субъектах Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные
законодательные акты Российской Федерации".
Материалы прессы
Новые материалы
службы Правового
консалтинга ГАРАНТ
АРХИВ Выпусков