ВЕСТИ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА
12 января 2024 г. ВЫПУСК № 1 (903)
ВЕСТИ ДЛЯ КАЖДОГО
Официальное
сообщение
МИД России от 9 января 2024 г.
Российско-датская
конвенция об избежании
двойного налогообложения больше не действует.
Сообщается, что
конвенция между
Россией и Данией об избежании двойного налогообложения прекратила свое
действие
с 1 января 2024 г.
Сообщение МИД
России от
9 января 2024 г.
Соглашение с
Латвией об избежании
двойного налогообложения более не применяется.
Сообщается, что
действие Соглашения с
Латвией об избежании двойного налогообложения и о предотвращении
уклонения от
уплаты налогов в отношении налогов на доходы и капитал прекращено 1
января 2024
г.
Постановление
Правительства Москвы от 19 декабря 2023 г. N 2579-ПП
"О внесении
изменений в постановление Правительства Москвы от 22 августа 2011 г. N
379-ПП"
О
совершенствовании организации
перевозок грузовым автотранспортом на территории города Москвы.
Скорректированы
административные
регламенты по предоставлению госуслуг о внесении в реестр действующих
пропусков
на право въезда и передвижения грузового транспорта по городу в части
продления
до 31 декабря 2024 года срока, когда для предоставления госуслуг не
требуется
предъявлять ряд документов при оформлении ночных пропусков для
грузового
автотранспорта разрешенной максимальной массой свыше 3,5 тонны и при
оформлении
пропусков в случае выбора заявителем зоны действия МКАД для грузового
автотранспорта разрешенной максимальной массой свыше 3,5 тонны, но не
более 12
тонн.
Опубликовано в
Вестнике Москвы, декабрь
2023 г. N 71 (дата выхода номера в свет 26.12.2023)
Указ
Мэра Москвы от 27
декабря 2023 г. N 119-УМ
"О внесении
изменений в указ Мэра Москвы от 22 сентября 2022 г. N 52-УМ"
Скорректирован
документ о
дополнительных выплатах для добровольцев и мобилизованных в Москве.
Установлено, что
за военнослужащим,
которому предоставляется ежемесячная выплата, предусмотренная указом, в
случае
его захвата в плен или в качестве заложника либо его безвестного
отсутствия,
сохраняется предоставление указанной ежемесячной выплаты, которая
производится
по месяц полного выяснения обстоятельств захвата военнослужащего в плен
или в
качестве заложника, либо его освобождения, либо признания в
установленном
порядке безвестно отсутствующим, либо объявления его в установленном
порядке
умершим:
- супруге
(супругу) военнослужащего;
- при отсутствии
у военнослужащего
супруги (супруга) - в равных долях проживающим совместно с
военнослужащим
совершеннолетним детям, опекунам, попечителям несовершеннолетних детей
военнослужащего, опекунам, попечителям детей военнослужащего,
являющихся
инвалидами с детства, лицам, находящимся на иждивении военнослужащего;
- при отсутствии
у военнослужащего
супруги (супруга) и детей - в равных долях родителям военнослужащего.
Опубликован в
Вестнике Москвы, декабрь
2023 г. N 73 (том 3) (дата выхода номера в свет 28.12.2023)
Закон Московской
области
от 28 декабря 2023 г. N 265/2023-ОЗ
"О внесении
изменений в Закон Московской области "О социальной поддержке отдельных
категорий граждан в Московской области"
Новое в мерах
социальной поддержки для
граждан Московской области, подвергшихся воздействию радиации.
Уточнена одна из
категорий получателей
материальной помощи в связи с Днем участников ликвидации последствий
радиационных аварий и катастроф и памяти жертв этих аварий и катастроф.
Исключена возможность предоставления материальной помощи одновременно
нескольким членам семей умершего инвалида или участника ликвидации
радиационных
аварий и катастроф, а также исключаются дублирующие условия
предоставления
материальной помощи.
Меры социальной
поддержки, назначенные
предпенсионерам до 31 декабря 2023 г., предоставляются до назначения им
пенсии
в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Закон вступает в
силу на следующий
день после дня официального опубликования.
Опубликован на
Интернет-портале
Правительства Московской области (http://mosreg.ru) 29 декабря 2023; на
"Официальном
интернет-портале правовой информации" (www.pravo.gov.ru) 29 декабря
2023
г.
Закон Московской
области
от 28 декабря 2023 г. N 264/2023-ОЗ
"О внесении
изменений в некоторые законы Московской области, регулирующие
предоставление
дополнительных мер социальной поддержки по бесплатному проезду"
В Московской
области продлено действие
некоторых социальных льгот.
Дополнительные
меры социальной
поддержки отдельным категориям граждан по бесплатному проезду в городе
Москве
на автобусе, трамвае или троллейбусе по маршрутам регулярных перевозок
пассажиров, на Московском метрополитене (включая Московскую
монорельсовую
транспортную систему) и на Малом кольце Московской железной дороги по
социальной карте жителя Московской области продлены до
31 декабря
2026 г.
Бесплатный проезд
на железнодорожном
транспорте в пригородном сообщении для отдельных лиц, таких как
дети-сироты и
дети, оставшиеся без попечения родителей, также продлен еще на три года.
Лица, достигшие
возраста 60 лет и
старше, имеющие место жительства в Московской области, имеют право на
бесплатный проезд до 31 декабря 2024 г.
Закон вступает в
силу с 1 января
2024 г.
Опубликовано на
Интернет-портале
Правительства Московской области (http://mosreg.ru) 29 декабря 2023; на
"Официальном
интернет-портале правовой информации" (www.pravo.gov.ru) 29 декабря
2023
г.
Вопрос
– ответ
Вопрос.
Можно ли на законных основаниях отказаться от изучения второго
иностранного
языка для ребенка 6 класса?
Ответ. Рассмотрев
вопрос, мы пришли к
следующему выводу:
Возможность
отказа обучающегося (его
законных представителей) от изучения второго иностранного языка зависит
от
того, на основании какого федерального государственного
образовательного
стандарта были разработаны образовательные программы, по которым
осуществляется
обучение в конкретной образовательной организации.
Обоснование
вывода:
Согласно ч. 6.1
ст. 12 Федерального
закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской
Федерации" (далее - Закон N 273-ФЗ) общеобразовательные организации
разрабатывают
образовательные программы в соответствии с федеральными
государственными
образовательными стандартами (ФГОС) и соответствующими федеральными
основными
общеобразовательными программами, которые также разрабатываются на
основе ФГОС
(ч. 6.5 ст. 12 Закона N 273-ФЗ).
Согласно п.
18.3.1 ФГОСа,
утвержденного Приказом Министерства образования и науки РФ от 17
декабря 2010
г. N 1897 (далее - ФГОС N 1897), иностранный язык, второй иностранный
язык
являлись обязательными предметами. Данный ФГОС не предусматривал
возможности
отказа от изучения указанного предмета*(1).
Приказом
Министерства просвещения РФ
от 31.05.2021 N 287 "Об утверждении федерального государственного
образовательного стандарта основного общего образования" (далее -
Приказ N
287) был утвержден новый ФГОС. Согласно п. 2 Приказа N 287, прием на
обучение в
соответствии с ФГОСом основного общего образования, утвержденным
Приказом N
1897, прекращен с 1 сентября 2022 г. При этом переход на обучение по
новому
ФГОСу лиц, зачисленных до вступления в силу Приказа N 287,
осуществляется с их
согласия*(2).
Согласно новому
ФГОС, утвержденному
Приказом N 287, в учебный план также входят обязательные для изучения
предметные области и учебные предметы Иностранный язык, Второй
иностранный
язык.
Однако изучение
второго иностранного
языка из перечня, предлагаемого образовательной организацией,
осуществляется
только в случае поступления соответствующих заявлений от обучающихся,
родителей
(законных представителей) несовершеннолетних обучающихся при наличии в
образовательной
организации необходимых условий (п. 31.1 Приказа N 287, письмо
Министерства
просвещения РФ от 20 марта 2023 г. N 03-ПГ-МП-7643 "О рассмотрении
обращения").
Таким образом, в
случае перехода
образовательной организации на соответствующий ФГОС изучение второго
иностранного языка может осуществляться только по заявлению
обучающегося/родителя.
Ответ подготовил:
Эксперт службы
Правового консалтинга
ГАРАНТ
Рижская Мария
Ответ прошел
контроль качества
12 января 2024 г.
Материал
подготовлен на основе
индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги
Правовой
консалтинг. Для получения подробной информации об услуге обратитесь к
обслуживающему Вас менеджеру.
─────────────────────────────────────────────────────────
*(1) Официально
данный ФГОС не
отменен.
*(2) В
соответствии с п. 4 ст. 3
Федерального закона N 371-ФЗ от 24 сентября 2022 г. N 371-ФЗ "О
внесении
изменений в Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации"
и статью 1 Федерального закона "Об обязательных требованиях в
Российской
Федерации" основные общеобразовательные программы всех
общеобразовательных
организаций Российской Федерации не позднее 1 сентября 2023 года
подлежат
приведению в соответствие с федеральными основными общеобразовательными
программами,
которые в том числе разработаны с учетом нового ФГОС (на данную
обязанность
также указывалось в Письмах Министерства просвещения РФ, например,
письмо от 17
ноября 2022 г. N 03-1889 "О направлении информации", письмо от 16
января 2023 г. N 03-68 "О направлении информации").
ВЕСТИ ДЛЯ БУХГАЛТЕРА
Приказ
Минтруда
России от 28 ноября 2023 г. N 836н
"О
внесении изменений в перечень индикаторов риска нарушения
обязательных требований при осуществлении федерального государственного
контроля (надзора) за соблюдением трудового законодательства и иных
нормативных
правовых актов, содержащих нормы трудового права, утвержденный приказом
Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 30
ноября 2021
г. N 838н"
Средняя
зарплата ниже МРОТ
- причина для внеплановой проверки работодателя.
Появилось
2 новых
основания для проведения инспекторами ГИТ внепланового контрольного
мероприятия. Первое - средняя зарплата работника ниже МРОТ (ее
определят путем
соотношения размера фонда оплаты труда и количества работников у одного
работодателя за квартал). Второе - отсутствие кадровых изменений при
сокращении
обязательных отчислений в СФР на 50%.
Зарегистрировано
в Минюсте
РФ 27 декабря 2023 г. N 76685.
Опубликован
на
"Официальном интернет-портале правовой информации" (www.pravo.gov.ru)
28 декабря 2023 г.
Приказ
ФНС России от 1 декабря 2023 г. N ЕД-7-17/914@
"Об
утверждении Перечня государств (территорий), не
обеспечивающих обмен информацией для целей налогообложения с Российской
Федерацией"
Налогообложение
прибыли
контролируемых иностранных компаний: обновлен список стран, не
обеспечивающих
обмен налоговой информацией с Россией.
ФНС
обновила перечень
государств и территорий, не обеспечивающих обмен информацией для целей
налогообложения с Россией. В него больше не входят Антигуа и Барбуда,
Вануату,
Гана, Гренада, Мальдивы, Оман, Перу, а также Кюрасао и острова Кука.
При этом
включены США, Украина, Соединенное Королевство Великобритании и
Северной
Ирландии, Швейцария, Германия и Латвия. Новый перечень насчитывает 88
государств и 14 территорий.
Прибыль
контролируемой
иностранной компании освобождается от налогообложения, если постоянным
ее
местонахождением является государство, с которым у России имеется
международный
договор по вопросам налогообложения. Исключение - страны и территории,
не
обеспечивающие обмен налоговой информацией с нашей страной.
Расположение лиц,
подконтрольных российским налоговым резидентам, в таких странах влечет
за собой
ряд налоговых последствий для этих резидентов, в первую очередь -
признание для
них вмененного дохода.
Прежний
перечень признан
утратившим силу.
Зарегистрировано
в Минюсте
РФ 10 января 2024 г. N 76805.
Опубликован
на
"Официальном интернет-портале правовой информации" (www.pravo.gov.ru)
11 января 2024 г.
Новые
материалы в системе ГАРАНТ
Информационный
блок
"Большая библиотека бухгалтера и кадрового работника"
Материалы
прессы
Информационный
блок
"Библиотека консультаций. Кадры"
Материалы
прессы
Новые
материалы службы
Правового консалтинга ГАРАНТ
ВЕСТИ ДЛЯ ЮРИСТА
Постановление
Конституционного Суда РФ от 11 января 2024 г. N 1-П
"По делу о
проверке
конституционности части первой статьи 111 и части первой статьи 112
Уголовного
кодекса Российской Федерации, а также пункта 3 Правил определения
степени
тяжести вреда, причиненного здоровью человека, в связи с жалобой
гражданина
Б."
КС РФ:
наступление психического
расстройства не всегда расценивается как причинение тяжкого вреда
здоровью.
Внимание КС РФ
привлек вопрос об
уголовной ответственности за причинение вреда здоровью, который
выразился в наступлении
у потерпевшего психического расстройства.
Заявитель пытался
оспорить нормы,
ссылаясь на то, что их применяют произвольно из-за неоднозначного
толкования.
Они не определяют критерии, по которым можно установить степень тяжести
здоровью в указанном случае. Неясно, когда в такой ситуации можно вести
речь о
тяжком вреде здоровью, а когда о вреде средней тяжести, т. к.
психические
расстройства бывают разными.
КС РФ счел
положения конституционными.
По общему правилу
наступление
психического расстройства - основание для того, чтобы квалифицировать
деяние
как причинение тяжкого вреда здоровью.
Между тем деяние
могут квалифицировать
как причинение вреда здоровью средней тяжести в случае, если
психическое
расстройство не относится к тяжелым и при этом нет предпосылок для его
длительного негативного влияния на социальное благополучие потерпевшего.
Когда нет прямо
перечисленных в УК РФ
последствий (потеря слуха, зрения и т. п.), для оценки физических
повреждений
применяют критерии длительности расстройства здоровья или степени
утраты общей
трудоспособности. Данные критерии можно использовать и в случае
причинения
повреждений, которые повлекли психическое расстройство, существенно не
повлиявшее на благополучие потерпевшего. При этом последнее
обстоятельство не
презюмируют, а устанавливают в рамках судопроизводства. Для определения
степени
психического расстройства проводят в т. ч. судебную экспертизу.
Опубликовано на
сайте Конституционного
Суда РФ (ksrf.ru), на официальном интернет-портале правовой информации
(pravo.gov.ru)
12 января 2024 г.
Постановление
Правительства РФ от 29 декабря 2023 г. N 2368
"О внесении
изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 10
марта 2022
г. N 339"
Дополнительные
случаи закупок у
единственного поставщика действуют и в 2024 г.
Установленные
Правительством
дополнительные случаи закупок товаров, работ, услуг у единственного
поставщика
касаются заключения контрактов в 2024 г.
Опубликовано на
"Официальном
интернет-портале правовой информации" (www.pravo.gov.ru) 30 декабря
2023
г.
Информационное
письмо
Банка России от 27 декабря 2023 г. N ИН-08-12/69
"О повышении
внимания кредитных организаций к операциям с участием лиц, в
деятельности
которых имеются признаки осуществления нелегальной деятельности на
финансовом
рынке"
Банкам
рекомендовано блокировать счета
компаний с признаками финансовых пирамид и нелегальной деятельности.
Банки могут
выявлять нелегалов среди
своих клиентов с помощью списка компаний с признаками нелегальной
деятельности
и финансовых пирамид, а также платформы "Знай своего клиента".
Банк России
рекомендует углубленно
проверять клиентов из списка, а если их операции признаны
подозрительными -
отказывать в их проведении. После двух отказов в течение года банк
может
расторгнуть с клиентом договор банковского счета. Если такому клиенту
на
платформе присвоен высокий уровень риска, кредитной организации
рекомендуется
рассмотреть вопрос о повышении ему оценки риска. Это влечет за собой
блокирующие меры - клиент лишается возможности распоряжаться деньгами
на счете
и впоследствии может быть исключен из ЕГРЮЛ или ЕГРИП.
По отношению к
контрагентам компаний с
признаками нелегальной деятельности и пирамид банки могут применять
набор
"антиотмывочных" мер, за исключением отказных и блокирующих.
Банки должны
разъяснять клиентам
риски, связанные с переводом денег нелегалам.
Опубликовано на
сайте Банка России
(http://www.cbr.ru) 10 января 2023 г.
Новые материалы в
системе ГАРАНТ
Информационный
блок
"Большая библиотека юриста"
Книги
Ефремов
А.В.
Актуальные правовые позиции органов правосудия по жилищным, пенсионным
и иным
социальным спорам военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы,
и членов
их семей, членов семей погибших (умерших) военнослужащих. - ООО "Новая
правовая культура", 2023 г.
В
издании на основе анализа современной судебной практики представлены
правовые позиции в связи с:
-
жилищными спорами военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы,
и членов их семей, членов семей погибших (умерших) военнослужащих;
-
рассмотрением военными судами споров по накопительно-ипотечной системе
жилищного обеспечения военнослужащих;
-
обеспечением военнослужащих служебными жилыми помещениями и
компенсацией им расходов за наём (поднаём) жилых помещений;
-
обеспечением военнослужащих денежным довольствием;
-
пенсионными спорами граждан, уволенных с военной службы, и членов их
семей, членов семей погибших (умерших) военнослужащих;
-
спорами военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, и членов
их семей, членов семей погибших (умерших) военнослужащих в сфере
предоставления
им социальных выплат, компенсаций и льгот;
-
страхованием жизни и здоровья военнослужащих, приравненных к ним лиц.
Смоляров
М.В.
Преступления, совершенные детьми или в отношении детей. - "Право
Доступа", 2023 г.
Автор
на основе анализа судебной практики исследует вопрос определения
соразмерности деянию наказания в связи с совершением преступлений в
отношении
детей или совершаемых несовершеннолетними.
Шестакова
Е.В.
Вахтовый метод организации труда. - "Право Доступа", 2023 г.
Рассматривается
нормативное регулирование вахтового метода работы,
вопросы учёта рабочего времени, особенности заключения трудового
договора,
оплаты труда, а также гарантии и компенсации лицам, работающих вахтовым
методом
в регионах Крайнего Севера и приравненных территориях.
Борисов
А.Н.,
Федоров А.Н. Комментарий к Федеральному закону от 26 марта 2003 г. N
35-ФЗ
"Об электроэнергетике" (постатейный; издание третье, перераб. и
доп.). - "Деловой двор", 2023 г.
Третье
издание постатейного комментария содержит в том числе и анализ
изменений, внесённых в комментируемый Закон в части совершенствования
порядка
взаимодействия субъектов электроэнергетики и потребителей, в части
введения в
гражданский оборот атрибутов генерации и сертификатов происхождения
электрической энергии, по вопросам установления цен (тарифов) на
электрическую
энергию в регионах Дальнего Востока и Арктической зоны России, в части
оптимизации полномочий Правительства РФ и повышения эффективности
деятельности
федеральных органов исполнительной власти, а также в части
регулирования
деятельности отдельных субъектов электроэнергетики на оптовом рынке
электрической энергии и мощности.
Материалы
прессы
Новые
материалы службы
Правового консалтинга ГАРАНТ
АРХИВ Выпусков