ВЕСТИ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА
30 декабря 2022 г. ВЫПУСК № 51 (851)
ВЕСТИ ДЛЯ КАЖДОГО
Постановление
Конституционного Суда РФ от 28 декабря 2022 г. N 59-П
"По делу о
проверке
конституционности положений части первой статьи 19, статьи 21
Федерального
закона "О почтовой связи" и пункта 2 статьи 62 Федерального закона
"О связи" в связи с жалобой гражданина М.Д. Малинина"
КС
РФ: отправитель не обязан оплачивать возврат посылки, которую
изначально нельзя
было доставить, но ему об этом не сообщили.
Оспаривались
нормы, в т. ч. касающиеся возврата почтовых отправлений, которые
невозможно
доставить.
Как
указал заявитель, ему вернули крупногабаритную посылку, но не выдали ее
из-за
его отказа оплатить ее обратную пересылку. Отправление не доставили по
адресу
войсковой части, т. к. локальный акт предприятия почты не
предусматривал такую
возможность, о чем гражданина не предупредили заранее.
КС
РФ счел положения конституционными и указал, как их следует толковать.
На
пользователя услуг почты не должны возлагать затраты по возврату
отправления в
случае, когда последнее не могли доставить из-за спецтребований и (или)
внутренних правил оператора такой связи. При этом ограничения исходя из
адреса
получателя были очевидны для сотрудника почты при оформлении
отправления, но
информацию о них до потребителя не довели в доступной и понятной для
него
форме.
Иное
понимание норм нарушало бы справедливый баланс прав и обязанностей
оператора и
пользователя услуг почтовой связи.
Опубликовано
на "Официальном интернет-портале правовой информации"
(www.pravo.gov.ru) 28 декабря 2022 г.
Обзор судебной
практики Верховного
Суда РФ N 3 (2022)
(утв. Президиумом
Верховного Суда РФ
21 декабря 2022 г.)
Представлен
очередной обзор судебной практики ВС.
Верховный
Суд РФ обобщил практику по уголовным, гражданским, административным
делам,
законодательству о банкротстве, конкуренции, бюджетным правоотношениям.
Представлены
следующие правовые позиции.
Страховщик
не вправе без согласия собственника заменить ремонт поврежденного
автомобиля на
денежную выплату, определенную с учетом износа комплектующих, даже если
на
момент ДТП автомобиль уже имел повреждения.
При
оформлении ДТП по европротоколу лимитируются только суммы, получаемые
со
страховщика, но не с причинителя вреда. Если страхового возмещения
недостаточно
для полного покрытия ущерба, причинитель вреда выплачивает разницу.
При
смене собственника/владельца не требуется повторное технологическое
присоединение энергопринимающего устройства, которое ранее в надлежащем
порядке
было технологически присоединено.
Для
оказания господдержки алименты включаются в расчет среднедушевого
дохода семьи
только в том случае, если они были получены членами семьи, а не
уплачены ими на
ребенка от предыдущего брака.
После
утраты права на маткапитал в связи с лишением родительских прав в
отношении
ранее рожденных детей повторное право на господдержку при рождении
нового
ребенка не возникает.
Даже
если договор займа является действующим до полного исполнения
обязательств,
срок исковой давности по требованию о взыскании долга исчисляется не с
момента
предъявления требования кредитора, а с даты наступления срока возврата
займа.
Собственник
имущества ликвидируемого автономного учреждения может быть привлечен к
субсидиарной ответственности по долгам учреждения, вытекающим из
публичного
договора.
Взносы
на капремонт общего имущества МКД платит собственник квартиры, а не
фактический
пользователь.
Антимонопольный
орган не контролирует банкротные торги, если это не влияет на состояние
конкуренции на соответствующих товарных рынках.
Федеральный закон
от 29
декабря 2022 г. N 574-ФЗ
"О ратификации
Протокола о внесении изменений в Договор о Евразийском экономическом
союзе от
29 мая 2014 года"
О
послаблениях для мигрантов из ЕАЭС.
Ратифицированы
поправки к Договору о ЕАЭС.
В
частности, упрощен режим пребывания и работы для трудовых мигрантов из
ЕАЭС.
Предусмотрено признание документов о квалификации педагогов и юристов,
об
ученых степенях и званиях. Цель въезда работающий мигрант сможет
изменить, не
покидая территорию государства трудоустройства.
Также
уточнены нормы о таможенном контроле и борьбе с уклонением от уплаты
налогов.
Опубликован
на "Официальном интернет-портале правовой информации"
(www.pravo.gov.ru) 29 декабря 2022 г.
Федеральный закон
от 28
декабря 2022 г. N 571-ФЗ
"О внесении
изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации"
Предусмотрен
ряд антисанкционных мер поддержки инвесторов на рынке ценных бумаг и ЦБ
РФ.
Согласно
принятым поправкам:
-
Агентство по страхованию вкладов наделено правом открывать и вести
банковские
счета кредитных организаций;
-
проверка отдельных счетов и операций Банка России за 2022 г. может быть
передана от внешнего аудитора Счетной палате РФ;
-
прекращение в период с 24 февраля по 28 декабря 2022 г. из-за санкций
учета
иностранных ценных бумаг на индивидуальном инвестиционном счете в связи
с их
передачей другому депозитарию не влечет прекращение договора на ведение
такого
счета;
-
месячный срок прекращения ранее заключенного физлицом договора на
ведение
индивидуального инвестиционного счета не применяется в отношении
договоров на
ведение счета, прекращение которых произошло после 24 февраля 2022 г. и
до 28
января 2023 г.
Федеральный
закон вступает в силу со дня его официального опубликования.
Опубликован
на "Официальном интернет-портале правовой информации"
(www.pravo.gov.ru) 28 декабря 2022 г.
Федеральный
закон от 28
декабря 2022 г. N 570-ФЗ
"О внесении
изменений в статью 31 Федерального закона "Об основах социального
обслуживания граждан в Российской Федерации"
С
2023 г. будет расширен перечень категорий граждан, которые могут
бесплатно
получать соцуслуги во всех формах.
На
бесплатное соцобслуживание на дому, в полустационарной и стационарной
формах
смогут также рассчитывать:
-
инвалиды и участники Великой Отечественной войны;
-
инвалиды боевых действий;
-
лица, награжденные знаком "Жителю блокадного Ленинграда";
-
лица, награжденные знаком "Житель осажденного Севастополя";
-
лица, работавшие в период Великой Отечественной войны на объектах
противовоздушной обороны, местной противовоздушной обороны, на
строительстве
оборонительных сооружений, военно-морских баз, аэродромов и других
военных
объектов в пределах тыловых границ действующих фронтов, операционных
зон
действующих флотов, на прифронтовых участках железных и автомобильных
дорог;
-
члены экипажей судов транспортного флота, интернированных в начале
Великой
Отечественной войны в портах других государств.
Федеральный
закон вступает в силу с 1 января 2023 г.
Опубликован
на "Официальном интернет-портале правовой информации"
(www.pravo.gov.ru) 28 декабря 2022 г.
Федеральный закон
от 28
декабря 2022 г. N 569-ФЗ
"О внесении
изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и
признании
утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской
Федерации"
Приобретать
рецептурные лекарства с использование электронного сертификата можно
будет с
2025 г.
На
базе ПФР и ФСС создается Фонд пенсионного и социального страхования. В
связи с
этим потребовалось актуализировать законодательство.
Одновременно
на 2 года отложен срок для приобретения по рецептам лекарств,
медизделий и
специализированных продуктов лечебного питания с использованием
электронного
сертификата. Такая возможность появится с 1 января 2025 г., а не с 2023
г.
Закон
вступает в силу с 1 января 2023 г., за исключением отдельных положений,
для
которых установлены иные сроки.
Опубликован
на "Официальном интернет-портале правовой информации"
(www.pravo.gov.ru) 28 декабря 2022 г.
Федеральный закон
от 28 декабря 2022
г. N 567-ФЗ
"О внесении
изменений в
Федеральный закон "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в
системах обязательного пенсионного страхования и обязательного
социального
страхования"
Иностранцам
стало проще оформить СНИЛС.
СФР
может открывать иностранцам и лицам без гражданства СНИЛС на основании
сведений
из ЕСИА при наличии в этой системе прошедших проверку достоверности
сведений о
документе, удостоверяющем личность иностранца или лица без гражданства.
Процедура
идентификации личности иностранца или лица без гражданства при его
нахождении
за пределами России не производится. Окончание процесса регистрации в
ЕСИА с
подтверждением идентификации личности происходит на территории России.
Открытие
СНИЛС иностранцу или лицу без гражданства в указанном порядке
происходит только
на территории России на основании подтвержденных сведений, поступающих
в Фонд
из ЕСИА, в отношении лиц, которые пересекли госграницу России и
выразили
согласие в личном кабинете иностранца.
Закон
вступает в силу с 1 января 2023 г.
Опубликован
на "Официальном интернет-портале правовой информации"
(www.pravo.gov.ru)
28 декабря 2022 г.
Указ Президента
РФ от 29
декабря 2022 г. N 972
"О дополнительных
социальных гарантиях лицам, направленным (командированным) на
территории
Донецкой Народной Республики, Луганской Народной Республики,
Запорожской
области, Херсонской области, и членам их семей"
Для
командированных в новые российские регионы установлены дополнительные
соцгарантии.
Президент
подписал указ о дополнительных соцгарантиях для командированных в новые
регионы. В перечень таких лиц вошли:
-
граждане, замещающие государственные и муниципальные должности;
-
госслужащие и муниципальные служащие;
-
работники, замещающие должности, не отнесенные к госслужбе или
муниципальной
службе;
-
сотрудники организаций и учреждений, подведомственных органам публичной
власти;
-
работники иных организаций, которые участвуют в обеспечении
жизнедеятельности
населения и восстановлении объектов инфраструктуры.
5
млн руб. выплатят семьям в случае гибели (смерти) командированных, а
также в
случае смерти командированного до истечения года со дня возвращения
из-за
полученного увечья или заболевания.
3
млн руб. выплатят пострадавшим командированным в случае ранения, травмы
и
контузии.
Утрачивает
силу прежний порядок предоставления дополнительных соцгарантий для
командированных на Донбасс.
Указ
вступает в силу со дня опубликования и распространяется на
правоотношения,
возникшие с 30 сентября 2022 г. Установлены переходные положения.
Опубликован
на "Официальном интернет-портале правовой информации"
(www.pravo.gov.ru) 29 декабря 2022 г.
Указ Президента
РФ от 26 декабря 2022
г. N 951
"О некоторых
вопросах
приобретения гражданства Российской Федерации"
Появились
правила подачи жителями новых регионов заявлений на получение
российских
паспортов.
Определен
порядок подачи жителями ДНР, ЛНР, Запорожской и Херсонской областей
заявлений о
выдаче паспорта гражданина Российской Федерации. Напомним, что по
закону они
приобретают российское гражданство в результате признания их гражданами
нашего
государства.
Заявления
подаются на русском языке. Установлено, какие документы нужно
приложить.
Максимальный срок оформления паспорта - 10 рабочих дней.
Также
урегулированы вопросы признания ребенка, не достигшего 14 лет,
гражданином
России. Установлены правила подачи и учета заявлений о нежелании
состоять в
гражданстве Украины.
Указ
вступает в силу со дня его официального опубликования.
Опубликован
на "Официальном интернет-портале правовой информации"
(www.pravo.gov.ru) 26 декабря 2022 г.
Постановление
Правительства РФ от 28
декабря 2022 г. N 2485
"О внесении
изменений в некоторые
акты Правительства Российской Федерации по вопросам жилищного
(ипотечного)
кредитования граждан Российской Федерации"
Льготная
и семейная ипотеки: новые возможности.
Действие
программы "Льготная ипотека" продлено еще на полтора года - до 1 июля
2024 г. Получить льготный кредит по ставке до 8% годовых можно на
покупку жилья
в новостройках, строительство частного дома или приобретение земельного
участка
для его строительства.
Также
расширены условия программы "Семейная ипотека". Если раньше
участвовать в ней могли семьи, где хотя бы один ребенок родился после 1
января
2018 г., то теперь программа доступна для семей, где есть два ребенка,
которым
еще не исполнилось 18 лет. При этом сроки их рождения больше не имеют
значения.
Ставка
по кредиту в рамках "Семейной ипотеки" останется прежней - 6%
годовых. Так же как и в "Льготной ипотеке", максимальный размер
субсидируемого кредита в Москве, Санкт-Петербурге, Московской и
Ленинградской
областях составляет 12 млн руб., в других регионах - 6 млн.
Максимальный размер
займа - 30 млн и 15 млн руб. соответственно.
Опубликовано
на "Официальном интернет-портале правовой информации"
(www.pravo.gov.ru) 29 декабря 2022 г.
Постановление
Правительства РФ от 22 декабря 2022 г. N 2371
"Об особенностях
применения
законодательства о занятости населения на территориях Донецкой Народной
Республики, Луганской Народной Республики, Запорожской области и
Херсонской
области"
Жителям
новых регионов помогут найти работу: определен особый порядок.
До
1 января 2026 г. будет действовать особый порядок регистрации граждан
для
поиска подходящей работы и регистрации безработных граждан на
территориях ДНР,
ЛНР, Запорожской и Херсонской областей.
Для
поиска работы и регистрации в качестве безработных граждане,
проживающие на
новых территориях, должны будут лично подать заявления в центры
занятости
населения. При себе нужно иметь паспорт или другой документ, заменяющий
его, а
также документы об образовании, квалификации. С 1 января 2024 г. будут
использоваться портал "Работа в России" и Единый портал госуслуг.
Определен
порядок исчисления среднего заработка. Прописаны правила на случай
утраты
трудовой книжки, а также если в ней содержатся неполные или неточные
сведения
либо отсутствуют записи об отдельных периодах работы.
Постановление
вступает в силу с 1 января 2023 г.
Опубликован
на "Официальном интернет-портале правовой информации"
(www.pravo.gov.ru) 23 декабря 2022 г.
Приказ МВД России
от 16 ноября 2022 г.
N 868
"О внесении
изменений в
Административный регламент Министерства внутренних дел Российской
Федерации по
предоставлению государственной услуги по выдаче иностранным гражданам и
лицам
без гражданства вида на жительство, замене иностранным гражданам и
лицам без
гражданства вида на жительство в Российской Федерации, утвержденный
приказом
МВД России от 11 июня 2020 г. N 417"
МВД
актуализировало порядок выдачи видов на жительство.
Скорректирован
регламент МВД по выдаче иностранцам вида на жительство (ВНЖ).
Для
финалистов и победителей общероссийского конкурса, проводимого АНО
"Россия
- страна возможностей", ИТ-специалистов аккредитованных организаций и
их
семей, граждан ДНР, ЛНР, Украины, Молдавии и Казахстана, иностранных
инвесторов
предусмотрено получение ВНЖ без получения разрешения на временное
проживание.
Уточнены
категории иностранцев, с которых не взимается пошлина за выдачу ВНЖ.
Отражено
создание Фонда пенсионного и социального страхования.
Зарегистрировано
в Минюсте РФ 23 декабря 2022 г. N 71791.
Опубликован
на "Официальном интернет-портале правовой информации"
(www.pravo.gov.ru) 23 декабря 2022 г.
Постановление
Правительства Москвы от 20 декабря 2022 г. N 2909-ПП
"Об установлении
величины прожиточного минимума в городе Москве на 2023 год"
Прожиточный
минимум в Москве на следующий год немного повышен.
Величина
прожиточного минимума в городе Москве на 2023 год установлена в
следующих
размерах:
-
в расчете на душу населения - 21 718 рублей;
-
для трудоспособного населения - 24 801 рубль;
-
для пенсионеров - 16 257 рублей;
-
для детей - 18 770 рублей.
Постановление
вступает в силу с 1 января 2023 года.
Опубликовано
в "Вестнике Москвы", декабрь 2022 г., N 71 (дата выхода номера в свет
27.12.2022)
ВЕСТИ ДЛЯ БУХГАЛТЕРА
Федеральный
закон от 29 декабря 2022 г. N 576-ФЗ
"О
ратификации Договора между Российской Федерацией и Республикой Беларусь
об
общих принципах налогообложения по косвенным налогам"
Ратифицирован
Договор между Россией и
Белоруссией об общих принципах налогообложения по косвенным налогам.
Документ
разработан для реализации
Союзной программы по гармонизации налогового и таможенного
законодательства и
сотрудничеству в таможенной сфере. Цели Договора - углубление
экономического
сотрудничества, устранение налоговых барьеров в торговле и инвестициях,
обеспечение целостности фискальной базы сторон и формирование единого
информационного пространства для сквозного анализа данных по НДС,
сотрудничество и взаимопомощь налоговых органов сторон в
противодействии
уклонению от уплаты косвенных налогов, в т. ч. при трансграничной
торговле.
Договор
закрепляет взаимные
обязательства по передаче налоговой информации в единую интегрированную
информсистему администрирования косвенных налогов, определяет
минимальные
налоговые ставки, устанавливает порядок и условия предоставления
межгосударственных бюджетных трансфертов Республике Беларусь,
предусматривает
создание наднационального налогового комитета Союзного государства.
Опубликован на
"Официальном
интернет-портале правовой информации" (www.pravo.gov.ru) 9 января 2022
г.
Федеральный
закон от 28
декабря 2022 г. N 565-ФЗ
"О
внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса
Российской
Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации о
налогах и
сборах"
Введение
института единого налогового
счета потребовало донастройки налогового законодательства.
Поправки к НК
связаны с введением
института единого налогового счета.
Уточнен порядок
расчета пеней в случае
доначисления налогов за периоды до 1 января 2023 г. по решению
налогового
органа и в случае предоставления налогоплательщику отсрочки или
рассрочки.
В случае смерти
налогоплательщика
будут возвращать денежные средства в размере положительного сальдо его
единого
налогового счета.
Уточнен порядок
формирования
совокупной обязанности налогоплательщика, возврата денежных средств,
формирующих положительное сальдо единого налогового счета, порядок
формирования
"входящего" сальдо единого налогового счета на 1 января 2023 г.
Положения,
связанные с введением
института единого налогового счета, интегрированы в Закон об
эксперименте по
установлению налога на профессиональный доход.
Введена норма о
корректировке прибыли
контролируемых иностранных компаний в условиях действия санкций.
Уточнены
правила взыскания пеней, применения налоговых вычетов по НДС, акцизам,
НДФЛ.
Скорректирован порядок исполнения обязанностей налоговыми агентами и
сроки
представления банками в налоговый орган информации о суммах и видах
выплаченных
доходов, вычетах.
Закон вступает в
силу со дня
опубликования, за исключением отдельных положений, для которых
установлены иные
сроки.
Опубликован на
"Официальном
интернет-портале правовой информации" (www.pravo.gov.ru) 28 декабря
2022
г.
Федеральный
закон от 28 декабря 2022 г. N 564-ФЗ
"О
внесении изменений в статью 4 части первой и часть вторую Налогового
кодекса
Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской
Федерации"
Урегулированы
особенности налогообложения
в ДНР, ЛНР, Запорожской и Херсонской областях.
Закон определяет
особенности
налогообложения в ДНР, ЛНР, Запорожской и Херсонской областях:
- Правительство
вправе издавать до
конца 2023 г. акты, предусматривающие особенности применения
законодательства о
налогах и сборах на территории новых регионов;
- установлен
особый порядок признания
граждан присоединенных территорий российскими налоговыми резидентами в
2023 г.;
- определены
условия начала применения
и введения региональных и местных налогов на новых территориях;
- урегулирован
порядок перехода на
ККТ;
- уточнены
полномочия российских
налоговых органов.
Закон вступает в
силу со дня опубликования.
Опубликован на
"Официальном
интернет-портале правовой информации" (www.pravo.gov.ru) 28 декабря
2022
г.
Федеральный
закон от 28 декабря 2022 г. N 561-ФЗ
"О
внесении изменений в статьи 213.1 и 255 части второй Налогового кодекса
Российской Федерации"
Негосударственные
пенсии в пользу
членов семьи и близких родственников не будут облагаться НДФЛ.
При определении
налоговой базы по НДФЛ
не будут учитываться суммы пенсий, выплачиваемых по договорам
негосударственного пенсионного обеспечения, заключенным физлицами с
имеющими
лицензию российскими НПФ в пользу членов семьи и (или) близких
родственников
(супругов, родителей и детей, в т. ч. усыновителей и усыновленных,
дедушки,
бабушки и внуков, полнородных и неполнородных (имеющих общих отца или
мать)
братьев и сестер), детей-инвалидов, находящихся под опекой
(попечительством).
Уточнено, что в
целях налогообложения
прибыли к расходам на оплату труда будут относиться суммы платежей
(взносов)
работодателей по всем договорам негосударственного пенсионного
обеспечения,
заключенным в пользу работника, при наступлении у застрахованного лица
и (или)
участника НПФ пенсионных оснований, дающих право на получение
негосударственной
пенсии.
Федеральный закон
вступает в силу с 1
января 2023 г.
Опубликован на
"Официальном
интернет-портале правовой информации" (www.pravo.gov.ru) 28 декабря
2022
г.
Постановление
Правительства РФ от 26 декабря 2022 г. N 2433
"Об
утверждении Правил осуществления между резидентами и нерезидентами
расчетов
наличными денежными средствами"
Кабмин утвердил
правила наличных
расчетов между резидентами и нерезидентами.
Урегулирован
порядок осуществления
наличных расчетов между резидентами и нерезидентами в рамках
внешнеторговой
деятельности и при предоставлении и возврате займов.
Так, резиденты
вправе получать от
нерезидентов наличную иностранную валюту и российские рубли в сумме,
причитающейся в т. ч. в соответствии с условиями внешнеторговых
контрактов, за
переданные нерезидентам товары, выполненные для них работы, оказанные
им
услуги, переданные информацию и результаты интеллектуальной
деятельности, в т.
ч. исключительные права на них.
Полученные
наличные средства резиденты
могут использовать для расчетов с нерезидентами по внешнеторговым
договорам без
зачисления на счета, зачислить на загрансчета, а также ввезти в Россию.
В
последнем случае нужно в течение 30 рабочих дней со дня ввоза средств
либо их
получения от нерезидента на территории РФ продать валюту
уполномоченному банку
с зачислением рублевой выручки на счет в нем, зачислить валюту на
валютный счет
в уполномоченном банке либо внести в свою кассу.
Также резиденты
должны не позднее
45-го рабочего дня после дня осуществления расчетов с нерезидентом
представить
в уполномоченный банк документы и информацию, подтверждающие наличные
расчеты,
передачу товаров, выполнение работ и оказание услуг нерезидентом.
Постановление
вступает в силу со дня
его опубликования.
Опубликовано на
"Официальном
интернет-портале правовой информации" (www.pravo.gov.ru) 27 декабря
2022
г.
Приказ
Минфина России от 22 ноября 2022 г. N 177н
"О
внесении изменений в приказ Министерства финансов Российской Федерации
от 17
мая 2022 г. N 75н "Об утверждении кодов (перечней кодов) бюджетной
классификации Российской Федерации на 2023 год (на 2023 год и на
плановый
период 2024 и 2025 годов)"
Минфин
актуализировал перечни КБК на
2023-2025 гг.
В связи с
созданием Фонда пенсионного
и социального страхования введены новые КБК для единого социального
налога и
страховых взносов. Назначение ряда КБК расширено. Предусмотрены КБК для
налога
на прибыль бывших участников КГН, для НДФЛ с дивидендов, для регулярных
платежей по проектам "Сахалин-1" и "Сахалин-2", для
платежей в бюджеты ДНР, ЛНР, Запорожской и Херсонской областей, для
платы за
использование лесов, для доходов от реализации биологических активов.
Закреплены КБК
для трансфертов на
обновление материально-технической базы образовательных учреждений, на
расширенный неонатальный скрининг, на капремонт медорганизаций,
создание
дополнительных мест в детских садах, создание и модернизацию
инфраструктуры в
сфере культуры и др.
Зарегистрировано
в Минюсте РФ 27
декабря 2022 г. N 71827.
Опубликован на
"Официальном
интернет-портале правовой информации" (www.pravo.gov.ru) 28 декабря
2022
г.
Приказ
Минфина России от 18 ноября 2022 г. N 176н
"О
внесении изменений в приказ Министерства финансов Российской Федерации
от 24
мая 2022 г. N 82н "О Порядке формирования и применения кодов бюджетной
классификации Российской Федерации, их структуре и принципах назначения"
Уточнен порядок
формирования и
применения кодов бюджетной классификации.
Минфин
актуализировал порядок
формирования и применения кодов бюджетной классификации, их структуру и
принципы назначения. В частности, исключен ряд кодов видов расходов в
связи с
объединением ПФР и ФСС в Фонд пенсионного и социального страхования,
изменен
код видов расходов для социального заказа, а также введен код для
биоактивов.
Изменения
применяются начиная с
бюджетов на 2023 г. и на плановый период 2024-2025 гг.
Зарегистрировано
в Минюсте РФ 22
декабря 2022 г. N 71782.
Опубликован на
"Официальном
интернет-портале правовой информации" (www.pravo.gov.ru) 23 декабря
2022
г.
Приказ
Минфина России от 10 ноября 2022 г. N 163н
"О
внесении изменений в Общие требования к возврату излишне уплаченных
(взысканных) платежей, утвержденные Приказом Министерства финансов
Российской
Федерации от 27 сентября 2021 г. N 137н"
Минфин: излишне
уплаченные
(взысканные) платежи можно вернуть на счета в территориальном органе
Федерального казначейства.
Из-под действия
общих требований к
возврату излишне уплаченных (взысканных) платежей вывели платежи в
бюджет в
рамках исполнения обязательств перед публично-правовыми образованиями.
Согласно
изменениям в БК такие платежи возвращаются в соответствии с договорами
и (или)
гражданским законодательством.
Введена
возможность для возврата
платежей на счета в территориальном органе Федерального казначейства.
Уточнены
случаи, когда необходимо представлять согласие субъекта персональных
данных на
их обработку и распространение.
Зарегистрировано
в Минюсте РФ 23
декабря 2022 г. N 71788.
Опубликован на
"Официальном
интернет-портале правовой информации" (www.pravo.gov.ru) 23 декабря
2022
г.
Рекомендации
аудиторским организациям, индивидуальным аудиторам, аудиторам по
проведению
аудита годовой бухгалтерской отчетности организаций за 2022 год
(приложение к
письму от 23 декабря 2022 г. N 07-04-09/126779)
Аудит годовой
бухотчетности
организаций за 2022 г.: на что обратить внимание?
Минфин дал
рекомендации аудиторам по
проведению аудита годовой бухгалтерской отчетности организаций за 2022
г.
На всех этапах
подготовки и проведения
аудита следует учитывать влияние сложившейся в этом году ситуации -
геополитической обстановки, введенных против России санкций, принятых
ответных
мер. В частности, при проведении аудита бухотчетности финансовых
организаций, а
также лиц, оказывающих профессиональные услуги на финансовом рынке,
особое
внимание уделяется регуляторным послаблениям Банка России в связи с
санкциями.
Также следует
учитывать, что с 1
января 2023 г. аудит бухотчетности непубличных акционерных обществ, в
том числе
отчетности за 2022 г., необязателен.
Рассмотрены
отдельные вопросы
составления бухотчетности.
Вопрос
– ответ
Вопрос.
Имеет ли право работодатель установить в локальных нормативных актах
порядок
деления ежегодного отпуска на части, определив минимальную
продолжительность
части отпуска, равную 7 дням?
Ответ. Рассмотрев
вопрос, мы пришли к
следующему выводу:
Работодатель не
вправе предусматривать
в локальных нормативных актах порядок деления ежегодного оплачиваемого
отпуска
на части, определяя количество таких частей и минимальную
продолжительность
каждой из них.
Обоснование
вывода:
По общему правилу
ежегодный
оплачиваемый отпуск составляет 28 календарных дней, предоставляемых
работнику
непрерывно (ст. 116 ТК РФ). Вместе с тем по соглашению работника и
работодателя
допускается разделение такого отпуска на части, одна из которых не
может быть
менее 14 дней (часть первая ст. 125 ТК РФ). Продолжительность других
частей
отпуска не регламентирована и может быть любой.
Таким образом,
отпуск может быть
разделен на части только по взаимному соглашению работника с
работодателем. При
этом законодатель не ограничивает количество частей, на которые может
быть
разделен ежегодный отпуск, и устанавливает минимальную
продолжительность только
для одной из них, предоставляя сторонам трудового договора определить
продолжительность других частей самостоятельно своим соглашением. При
этом ни
работодатель, ни работник не могут требовать разделения отпуска на
части по
своему варианту. В частности, у работодателя есть право не согласиться
с
вариантом разбивки отпуска, который предложен работником, но нет права
делить
отпуск работника на части по своему усмотрению.
Любой локальный
нормативный акт
принимается работодателем в одностороннем порядке, следовательно,
единоличное
решение работодателя о разделении ежегодного оплачиваемого отпуска на
части с
установлением количества частей, на которые он делится, и их
минимальной
продолжительности противоречит трудовому законодательству. Аналогичную
позицию
высказывают и специалисты Роструда (смотрите ответ 1, ответ 2, ответ 3
с
портала "Онлайнинспекция.РФ").
Согласно части
четвертой ст. 8 ТК РФ
не подлежат применению локальные нормативные акты либо их отдельные
положения,
ухудшающие положение работников по сравнению с установленным трудовым
законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими
нормы трудового
права, коллективным договором, соглашениями.
Таким образом,
условия локального
нормативного акта о минимальной продолжительности части отпуска в
количестве 7
дней противоречат трудовому законодательству и не подлежат применению.
Ответ подготовил:
Эксперт службы
Правового консалтинга
ГАРАНТ
Кудряшов Максим
Ответ прошел
контроль качества
27
декабря 2022 г.
Материал
подготовлен на основе
индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги
Правовой
консалтинг. Для получения подробной информации об услуге обратитесь к
обслуживающему Вас менеджеру.
Новые
материалы в системе ГАРАНТ
Информационный
блок
"Большая библиотека бухгалтера и кадрового работника"
Книги
Крутякова
Т.Л. Годовой
отчёт 2022. Бухгалтерский и налоговый учёт. - "Издательство АйСи",
2022 г.
В
практическом пособии по составлению годовой бухгалтерской отчётности
коммерческой организации и налоговой отчётности подробно
прокомментированы все
изменения законодательства 2022 года, которые должны быть учтены при
составлении соответствующей отчётности, в том числе рассмотрены сложные
вопросы, связанные с исчислением налога на прибыль, НДС, налога на
имущество и
транспортного налога, страховых взносов и НДФЛ. В книге дан обзор
ключевых
изменений законодательства на 2023 год, в частности, подробно
рассмотрены новые
правила уплаты налогов в составе единого налогового платежа (ЕНП).
Крутякова
Т.Л. Расходы в
бухгалтерском и налоговом учёте (издание четвертое, перераб. и доп.). -
"Издательство АйСи", 2023 г.
Автор
комплексно рассматривает порядок исчисления и уплаты всех налогов и
обязательных страховых взносов, обязательства по уплате которых
возникают в
связи с осуществлением отдельных видов расходов. Например, при
осуществлении
представительских расходов проблемы возникают не только с признанием в
целях налогообложения
прибыли, но и с определением налоговой базы по НДФЛ и страховым
взносам, а при
осуществлении расходов на рекламу - с налогом на прибыль организаций и
НДС.
Особое внимание уделено вопросам, связанным с экономическим
обоснованием и
документальным подтверждением расходов (требования ст. 252 НК РФ), а
также
соответствием расходов ст. 54.1 НК РФ.
Крутякова
Т.Л. Основные
средства: бухгалтерский и налоговый учёт (издание второе, доп. и
перераб.). -
"Издательство АйСи," 2022 г.
В
этой книге вы найдете практические рекомендации по бухгалтерскому и
налоговому
учёту хозяйственных операций с основными средствами от приобретения до
выбытия.
В книгу также включены главы, посвящённые аренде и лизингу.
Бухгалтерский учёт
представлен в полном соответствии с новыми Федеральными стандартами
6/2020
"Основные средства", 25/2018 "Бухгалтерский учёт аренды" и
26/2020 "Капитальные вложения".
Книга
будет полезна бухгалтерам всех организаций независимо от применяемой
системы
налогообложения. Для организаций, применяющих общий режим
налогообложения, в
книге представлена исчерпывающая информация о порядке налогового учёта
операций
с основными средствами в целях налога на прибыль. Для организаций на
УСН в
отдельной главе приведены все правила учета расходов при применении УСН
с
объектом "доходы минус расходы".
Материалы прессы
Информационный
блок
"Библиотека консультаций. Кадры"
Материалы
прессы
Новые
материалы службы Правового консалтинга ГАРАНТ
ВЕСТИ ДЛЯ ЮРИСТА
Постановление
Конституционного Суда РФ от 27 декабря 2022 г. N 58-П
"По делу о
проверке
конституционности положений подпункта 4 пункта 12 и пункта 12.1 статьи
189.49
Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)", части 4
статьи 9 Федерального закона от 1 мая 2017 года N 84-ФЗ "О внесении
изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации",
статьи
56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации и абзаца
третьего
подпункта "в" пункта 25 статьи 6 Федерального закона от 23 апреля
2018 года N 87-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные
акты
Российской Федерации" в связи с жалобой граждан Н.А. Коноваловой, В.А.
Лычевой, Л.В. Магеро и В.И. Питернова"
КС
РФ обратил внимание на одно из условий для санации банков.
Оспаривался
ряд норм, в т. ч. закрепляющих одно из условий оказания банку
финансовой
помощи. Таким условием является прекращение обязательств банка перед
его управляющими
работниками и контролирующими лицами. Речь идет обо всех обязательствах
и
требованиях в денежной форме, за исключением отдельных.
Причем
в числе упомянутых лиц, перед которыми обязательства должны были
прекратить,
закон до 8 июня 2018 г. предусматривал руководителя и главного
бухгалтера
филиала банка. После этой даты такие должности исключили из перечня.
КС
РФ счел неконституционными нормы в той прежней редакции, в которой они,
по
сути, оспаривались.
Положения
устанавливали требование, не отвечающее критериям необходимости,
соразмерности
и не обеспеченное эффективной судебной защитой. Это прекращение
обязательств
банка по требованиям в денежной форме перед руководителем и главным
бухгалтером
филиала, не относящимися при этом к контролирующим банк лицам.
Как
указал КС РФ, такое неконституционное требование уже исключили, приняв
поправки
к закону.
Между
тем законодатель может уточнить регулирование. В частности, имеется в
виду
ситуация, когда банк возвращается к нормальному функционированию после
реализации
мер по предупреждению его банкротства. На такой случай можно
предусмотреть
механизм восстановления упомянутых прекращенных ранее обязательств в
отношении
иных управляющих работников банка, на счетах которых в нем были деньги.
При
этом КС РФ привел возможный вариант конкретных ограничений, которые
можно
закрепить.
Опубликовано
на "Официальном интернет-портале правовой информации"
(www.pravo.gov.ru) 28 декабря 2022 г.
Федеральный закон
от 29
декабря 2022 г. N 588-ФЗ
"О внесении
изменений в Основы законодательства Российской Федерации о нотариате"
Изменится
подход к установлению тарифов на услуги частных нотариусов.
В
обязанности нотариуса решено включить совершение таких действий, как
правовой
анализ представленных документов, проектов документов, полученной
информации,
консультирование по вопросам применения норм законодательства,
изготовление
документов, копий документов, скан-образов документов, отображений на
бумажном
носителе образов электронных документов и информации, полученной в т.
ч. в
электронной форме, техническое обеспечение хранения документов или
депонированного имущества, включая денежные суммы.
Предусмотрен
единый нотариальный тариф за услуги частного нотариуса, который
включает
федеральный и региональный. Урегулированы вопросы расчета.
За
совершение действий, для которых не предусмотрена обязательная
нотариальная
форма, государственный нотариус будет взимать плату в размере,
соответствующем
размеру федерального тарифа, предусмотренного за совершение аналогичных
действий частным нотариусом.
Федеральный
закон вступает в силу с 1 октября 2023 г.
Опубликован
на "Официальном интернет-портале правовой информации"
(www.pravo.gov.ru) 29 декабря 2022 г.
Федеральный закон
от 29
декабря 2022 г. N 582-ФЗ
"О внесении
изменений
в статьи 239 и 330.1 Уголовного кодекса Российской Федерации"
Уголовная
ответственность за неисполнение обязанностей иностранного агента и за
создание
опасных НКО: поправки.
Введена
новая статья УК РФ об ответственности за уклонение от исполнения
обязанностей
иноагентов. Это обусловлено в т. ч. принятием Закона о контроле за
деятельностью указанных лиц.
Также
ужесточена санкция за создание некоммерческой организации, посягающей
на
личность и права граждан.
Закон
вступает в силу со дня опубликования.
Опубликован
на "Официальном интернет-портале правовой информации"
(www.pravo.gov.ru) 29 декабря 2022 г.
Федеральный закон
от 29
декабря 2022 г. N 577-ФЗ
"О внесении
изменений в Федеральный закон "О порядке осуществления иностранных
инвестиций в хозяйственные общества, имеющие стратегическое значение
для
обеспечения обороны страны и безопасности государства" и отдельные
законодательные акты Российской Федерации"
Уточнено
законодательство об иностранных инвестициях в стратегические
хозобщества.
Скорректированы
Законы об иностранных инвестициях в стратегические хозобщества в сфере
обороны
и безопасности, о рыболовстве, о транспортной безопасности, о
лицензировании и
Воздушный кодекс.
Урегулировано
лицензирование стратегических видов деятельности для организаций,
которые стали
их осуществлять после установления контроля иностранного инвестора.
Также
для обществ под контролем иностранных инвесторов введено обязательное
предварительное согласование сделок по предоставлению прав на добычу
определенных видов биоресурсов в границах рыбохозяйственного бассейна в
виде
объемов допустимого улова (по видам квот).
В
случае выявления фактов нарушений при установлении иностранным
инвестором
контроля над обществом такое общество не сможет получить или
переоформить
разрешение на добычу биоресурсов.
Иностранные
компании под совокупным контролем россиян, которые не имеют иного
гражданства и
являются налоговыми резидентами России, смогут обойтись без
предварительного
согласования сделок, если представят данные о своих
выгодоприобретателях,
бенефициарных владельцах и контролирующих лицах.
Также
отменено предварительное согласование сделок по приобретению
иностранным
инвестором имущества стратегических обществ, которые пользуются
участками недр
федерального значения. Условие - инвестор и общество должны входить в
одну
группу лиц.
При
этом введено согласование контроля в случаях, когда инвестор имел
только
российское гражданство и был налоговым резидентом России, а после
установления
контроля перешел в разряд иностранных инвесторов. Также таких
инвесторов
обязали подавать данные о праве распоряжаться 5 и более процентами
акций
(долей) стратегических обществ.
Поправки
вступают в силу по истечении 90 дней после опубликования, за
исключением
отдельных положений, для который установлен иной срок.
Опубликован
на "Официальном интернет-портале правовой информации"
(www.pravo.gov.ru) 29 декабря 2022 г.
Федеральный закон
от 28
декабря 2022 г. N 563-ФЗ
"О внесении
изменения в статью 112 Федерального закона "О контрактной системе в
сфере
закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и
муниципальных
нужд"
Кабмину
разрешено устанавливать особенности планирования и проведения в
2023-2025 гг.
закупок в новых регионах.
Правительство
РФ уполномочено устанавливать особенности планирования и проведения в
2023-2025
гг. закупок по 44-ФЗ для обеспечения госнужд ДНР, ЛНР, Запорожской,
Херсонской
областей и нужд муниципалитетов, находящихся на их территории.
Федеральный
закон вступает в силу со дня его официального опубликования.
Опубликован
на "Официальном интернет-портале правовой информации"
(www.pravo.gov.ru) 28 декабря 2022 г.
Приказ
Роскомнадзора от
30 ноября 2022 г. N 191
"Об утверждении
Требований к идентификатору рекламы, его содержанию, порядка и сроков
его
присвоения, размещения при распространении рекламы в
информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", хранения и
предоставления в Федеральную службу по надзору в сфере связи,
информационных
технологий и массовых коммуникаций"
Роскомнадзор
установил требования к идентификатору рекламы.
Распространение
рекламы в Интернете разрешено только при условии присвоения ей
идентификатора
для обеспечения прослеживаемости рекламы и учета информации о ней.
Установлены
требования к идентификатору и его содержанию, порядок и сроки его
присвоения и
размещения, а также хранения и предоставления в Роскомнадзор.
Присвоение
идентификатора обеспечивается оператором рекламных данных
незамедлительно после
передачи рекламы до ее распространения в программу для ЭВМ,
используемую для
установления факта распространения. Идентификаторы предоставляются в
информсистему радиочастотной службы.
Идентификатор
должен включать произвольный набор цифр и содержать код оператора
рекламных
данных. Оператор может дополнять идентификатор буквенными
обозначениями. Он
должен хранить идентификаторы в течение года со дня их присвоения.
Идентификатор
размещается путем его присоединения к указателю страницы сайта.
Приказ
действует 6 лет со дня вступления в силу.
Зарегистрировано
в Минюсте РФ 28 декабря 2022 г. N 71862.
Опубликован
на "Официальном интернет-портале правовой информации"
(www.pravo.gov.ru) 29 декабря 2022 г.
Приказ
Роскомнадзора от
14 ноября 2022 г. N 187
"Об утверждении
Порядка и условий взаимодействия Федеральной службы по надзору в сфере
связи,
информационных технологий и массовых коммуникаций с операторами в
рамках
ведения реестра учета инцидентов в области персональных данных"
Операторы
должны уведомлять Роскомнадзор об инцидентах в области персональных
данных.
Роскомнадзор
ведет реестр учета инцидентов в области персональных данных. Речь идет
о
случаях неправомерной или случайной передачи (предоставления,
распространения,
доступа) персональных данных, повлекшей нарушение прав субъектов. В
связи с
этим регламентированы порядок и условия взаимодействия с операторами в
рамках
ведения реестра.
Операторы
направляют в Роскомнадзор первичное уведомление с информацией о
произошедшем
инциденте в течение 24 часов. Дополнительное уведомление с результатами
внутреннего расследования представляется в течение 72 часов. При
пропуске этого
срока Роскомнадзор направит требование о предоставлении сведений.
Ответить на
него надо в течение одного рабочего дня.
Если
Роскомнадзор выявит факт неправомерного распространения
скомпрометированной
базы данных, указывающей на ее принадлежность к конкретному оператору,
направляется требование о предоставлении уведомления.
Уведомление
направляется на бумаге или в электронной форме через портал
персональных
данных.
Приказ
вступает в силу с 1 марта 2023 г.
Зарегистрировано
в Минюсте РФ 28 декабря 2022 г. N 71851.
Опубликован
на "Официальном интернет-портале правовой информации"
(www.pravo.gov.ru) 28 декабря 2022 г.
Вопрос.
Организация
переименовалась, а
доверенность на представителя от старого наименования, но по сроку она
не истекла.
Считают ли суды такую доверенность действительной? Интересует судебная
практика.
Ответ.
Суды считают
такую доверенность действительной, так как изменение наименования
организации
не является реорганизацией и не влечет недействительность доверенности
или прекращение
её действия.
Такой
вывод
подтверждается судебной практикой:
Постановление
7 ААС от 19.02.2019 N 07АП-422/19: «Само
по себе
изменение фирменного наименования не влечет прекращения прав
и обязанностей, имеющихся у юридического лица, а также недействительность
договоров, доверенностей
и иных документов,
имеющих юридические и финансовые последствия»;
Постановление
11 ААС от 30.08.2018 N 11АП-12043/18:
«Довод заявителя
жалобы о том, что ответчик сменил
наименование с ООО "НефтеХим-Синтез" на ООО "НОРД10, а интересы
ответчика были представлены представителями по доверенности от
08.11.2017,
выданной ООО "НефтеХим-Синтез", суд апелляционной инстанции
отклоняет, поскольку изменение
наименования юридического лица, в отличие от его реорганизации, не
влечет
прекращение действия доверенности»;
Постановление
Пятого ААС от 10.08.2015 N 05АП-6231/15:
«… изменение наименования юридического
лица…не влечет за собой отмену либо
прекращение доверенностей, выданных данным юридическим лицом до
изменения его
наименования (статьи
185, 186,
188
Гражданского кодекса Российской Федерации), в том числе не влечет за
собой
изменение или прекращение каких-либо прав и обязанностей, поскольку
основания,
предусмотренные статьей
188 Гражданского
кодекса Российской Федерации для прекращения действия доверенности,
отсутствуют»;
Постановление
8 ААС от 14.04.2015 N 08АП-547/15: «Смена
наименования юридического лица не является
реорганизацией юридического лица. Изменение
наименования юридического лица не влечет за собой отмену либо
прекращение
доверенностей, выданных данным юридическим лицом до изменения его
наименования
(статьи
185, 186,
188
Гражданского кодекса …»;
Постановление
ФАС Дальневосточного округа от 16.08.2011 N Ф03-3363/11
по делу N А59-4567/2010:
«…заявленное
ответчиком ходатайство о
прекращении производства по кассационной жалобе, поданной ненадлежащим
лицом
(со ссылкой на свидетельство об изменении наименования компании),
отклоняется
судом кассационной инстанции, поскольку
выданная
представителю компании доверенность не отменена, срок ее действия не
прекратился. Изменение наименования компании не является основанием,
свидетельствующим
об аннулировании ранее выданных ее представителям
доверенностей»;
Определение
СК по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции от
22.12.2021
по делу N 8Г-20786/2021[88-20939/2021]:
«Подписание
искового заявления АО "Юнити страхование",
поданного 29 июля 2020 г, представителем А.И.А, с приложением
доверенности,
выданной 1 января 2020 г. САО "ЭРГО", не свидетельствует о
незаконности принятия заявления к производству суда, так, как верно
указал суд
апелляционной инстанции, законом (пункт
1 статьи 188 Гражданского кодекса
Российской Федерации) не предусмотрено
такое основание прекращения доверенности как изменение наименования
юридического лица»;
Определение
Шестого кассационного суда общей юрисдикции от 01.12.2020
по делу N 8Г-22953/2020[88-24949/2020]:
«Смена
наименования действующего юридического лица не является
прекращением юридического лица, следовательно, изменение
наименования юридического лица не
прекращает действие доверенности, ранее выданной этим юридическим лицом,
поскольку такое основание для прекращения доверенности не содержится в
приведенной
выше правовой норме»;
Определение
Четвертого кассационного суда общей
юрисдикции от 15.10.2021
по делу N 8Г-22823/2021[88-25023/2021]:
«изменение
наименования Банка не прекращает и не
изменяет
прав и обязанностей Банка по отношению к своим клиентам и контрагентам.
Переоформления договоров
и доверенностей с использованием нового наименования
Банка не
требуется, все …выданные от
имени Банка действующие доверенности
сохраняют законную силу».
Ответ
подготовлен специалистами ООО "Гарант-ИнфоЦентр" 23
декабря 2022 г.
Новые материалы в
системе
ГАРАНТ
Информационный
блок
"Большая библиотека юриста"
Книги
Абрамов
В.Ю., Абрамов
Ю.В. Правовое регулирование новых видов предпринимательской
деятельности.
Практическое пособие. - "Юстицинформ", 2023 г.
Практическое
пособие посвящено теме правового регулирования новых видов
предпринимательства,
таких как коворкинг, краудфандинг, вендинг, каршеринг, цифровое
агрегирование
(маркетплейсы). Эти виды предпринимательской деятельности являются
быстроразвивающейся сферой экономики России, а их правовое
регулирование
находится в стадии развития. Предложены практические рекомендации по
поводу
права, применимого к этим видам предпринимательской деятельности, так
как в
этой области есть пробелы в законодательном регулировании и (или)
конкуренция
норм потенциально применимого права.
Рыжаков
А.П. Собирание и
представление доказательств в российском уголовном процессе.
Комментарий к ст.
86 УПК РФ. - Специально для системы ГАРАНТ, декабрь 2022 г.
В
работе рассматривается собирание доказательств как элемент процедуры
доказывания в уголовном процессе. Автор предлагает свои ответы на
следующие
практические вопросы:
-
что такое собирание доказательств по уголовному делу;
-
является ли протокол опроса (объяснение) доказательством по делу;
-
могут ли быть признаны доказательством результаты опроса адвокатом
лица,
находящегося в розыске;
-
равнозначны ли по юридической силе объяснение лица и его показания;
-
вправе ли стороны привлекать следователя (дознавателя) и суд к
собиранию в том
числе оправдательных доказательств;
-
осуществляет ли судья функцию стороны обвинения или стороны защиты,
когда
удовлетворяет ходатайство одной из сторон, направленное на собирание
доказательств;
-
запрещает ли закон защитнику фиксировать с помощью технических средств
информацию, имеющую непосредственное отношение к уголовному делу;
-
обязан ли защитник предупредить опрашиваемое лицо об уголовной
ответственности
за дачу заведомо ложных показаний и разъяснить ему право не
свидетельствовать
против себя самого и своих близких родственников;
-
вправе ли защитник получить от специалиста заключение и представить его
органам
расследования и суду для приобщения к материалам уголовного дела в
качестве
доказательства;
-
вправе ли сторона защиты назначать подготовку и представлять
следователю
(дознавателю и др.), суду "экспертные заключения";
-
есть ли и какие именно дополнительные полномочия у защитника, когда
таковым
является адвокат;
-
вправе ли защитник производить следственные действия, например, осмотр
места
происшествия, следственный эксперимент;
-
регламентирует ли УПК РФ права защитника по собиранию доказательств на
территории иностранных государств?
Князькин
С.И.
Экстраординарный характер деятельности надзорной судебной инстанции в
цивилистическом процессе России (издание второе). - М.: "Инфотропик
Медиа", 2022 г.
В
монографии исследуются ключевые аспекты надзорного производства,
отражающие его
экстраординарный характер: процедура возбуждения рассмотрения дела
судом
надзорной инстанции, предмет проверки суда, его процессуальные
полномочия по
взаимодействию с нижестоящими судебными инстанциями.
Материалы
прессы
Новые
материалы службы Правового консалтинга ГАРАНТ
АРХИВ Выпусков