ВЕСТИ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА
9 декабря 2022 г. ВЫПУСК № 48 (848)
ВЕСТИ ДЛЯ КАЖДОГО
Федеральный
закон от 5
декабря 2022 г. N 508-ФЗ
"О внесении
изменений в статьи 8 и 10 Федерального закона "О дополнительных мерах
государственной поддержки семей, имеющих детей"
Оплатить
образование за счет средств маткапитала стало проще.
Подписан
закон о направлении маткапитала на образовательные услуги без
предоставления в
ПФР договоров об оказании платных услуг. Родители могут направлять
средства
маткапитала на образование детей онлайн без лишних справок. ПФР
самостоятельно
запрашивает необходимые сведения у образовательной организации, с
которой
заключено соглашение об обмене данными. Эти положения вступают в силу
со дня
официального опубликования Закона.
Со
средствами маткапитала смогут работать только те кредитные
потребкооперативы,
которые соответствуют требованиям ЦБ и внесены в спецперечень. Эта
норма
вступает в силу с 1 апреля 2023 г.
Опубликован
на "Официальном интернет-портале правовой информации"
(www.pravo.gov.ru) 5 декабря 2022 г.
Федеральный закон
от 5
декабря 2022 г. N 506-ФЗ
"О внесении
изменений в Закон Российской Федерации "О социальной защите граждан,
подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на
Чернобыльской
АЭС"
Право
внуков чернобыльцев на ежемесячную выплату зависит от последствий
катастрофы
для их родителей.
Президент
подписал закон по вопросам соцзащиты внуков чернобыльцев.
Закон
сохраняет право на ежемесячную выплату за детьми первого поколения,
родившимися
после радиоактивного облучения вследствие чернобыльской катастрофы
одного из
родителей, а также обеспечивает право на ежемесячную выплату детям их
последующих поколений при условии, что родители (один из родителей)
этих детей
страдают болезнями вследствие чернобыльской катастрофы или
обусловленными
генетическими последствиями радиоактивного облучения.
При
этом уже назначенные внукам чернобыльцев до 27 декабря 2021 г. меры
соцподдержки
и выплата будут предоставляться до наступления оснований для их
прекращения.
Опубликован
на "Официальном интернет-портале правовой информации"
(www.pravo.gov.ru) 5 декабря 2022 г.
Федеральный закон
от 5
декабря 2022 г. N 491-ФЗ
"О внесении
изменения в статью 262 Трудового кодекса Российской Федерации"
Родители
детей-инвалидов смогут раз в год использовать до 24 дополнительных
оплачиваемых
выходных дней подряд.
Родителям
(опекунам, попечителям), ухаживающим за детьми-инвалидами,
предоставлено право
однократно в течение календарного года использовать до 24
дополнительных
оплачиваемых выходных дней подряд.
График
предоставления указанных дней в случае использования более 4
дополнительных
оплачиваемых дней подряд должен быть согласован работником с
работодателем.
Закон
вступает в силу с 1 сентября 2023 г.
Опубликован
на "Официальном интернет-портале правовой информации"
(www.pravo.gov.ru) 5 декабря 2022 г.
Федеральный закон
от 5
декабря 2022 г. N 479-ФЗ
"О внесении
изменений в Кодекс Российской Федерации об административных
правонарушениях"
За
пропаганду ЛГБТ и педофилии грозят крупные штрафы.
Подписан
закон об уточнении административной ответственности за пропаганду
нетрадиционных сексуальных отношений.
За
нарушение запрета пропаганды нетрадиционных сексуальных отношений или
предпочтений и смены пола среди лиц любого возраста грозит штраф от 50
до 400
тыс. руб. для граждан, от 100 до 800 тыс. руб. для должностных лиц и от
800
тыс. до 5 млн руб. или приостановление деятельности до 90 суток для
юрлиц.
За
нарушение запрета пропаганды педофилии штраф составляет от 200 до 800
тыс. руб.
для граждан, от 400 тыс. до 2 млн руб. для должностных лиц и от 1 до 10
млн
руб. или приостановление деятельности до 90 суток для юрлиц.
За
распространение среди несовершеннолетних информации, демонстрирующей
нетрадиционные сексуальные отношения либо способной вызвать у них
желание
сменить пол, штраф составляет от 50 до 200 тыс. руб. для граждан, от
100 до 400
тыс. руб. для должностных лиц и от 800 тыс. до 4 млн руб. или
приостановление
деятельности до 90 суток для юрлиц.
За
подобные нарушения иностранцам и лицам без гражданства грозит
выдворение за
пределы России.
Закон
вступает в силу со дня официального опубликования.
Опубликован
на "Официальном интернет-портале правовой информации"
(www.pravo.gov.ru) 5 декабря 2022 г.
Федеральный закон
от 5
декабря 2022 г. N 478-ФЗ
"О внесении
изменений в Федеральный закон "Об информации, информационных
технологиях и
о защите информации" и отдельные законодательные акты Российской
Федерации"
Подписан
Закон о запрете ЛГБТ-пропаганды.
Предусмотрен
мониторинг соцсетей для выявления информации, пропагандирующей
нетрадиционные
сексуальные отношения и (или) предпочтения, педофилию, смену пола.
Запрещено
использовать СМИ для распространения соответствующих материалов. Если
фильм
содержит указанные материалы, то в выдаче прокатного удостоверения на
него
откажут.
Запрещено
продавать товары, в т. ч. импортные, если они содержат информацию, за
распространение которой предусмотрена административная или уголовная
ответственность.
Запрещено
распространять информацию, наносящую вред здоровью и (или) развитию
детей, на
аудиовизуальных сервисах, если владельцем такого сервиса не обеспечено
ограничение доступа несовершеннолетних к данной информации.
К
запрещенной для распространения среди детей решено отнести информацию,
пропагандирующую (как и ранее) либо демонстрирующую нетрадиционные
сексуальные
отношения и (или) предпочтения, пропагандирующую педофилию, а также
способную
вызвать у детей желание сменить пол.
Дополнены
требования к рекламе. Расширены основания для включения сайтов в реестр
запрещенных.
Закреплен
механизм ограничения доступа детей к запрещенной информационной
продукции на
платных теле- и радиоканалах путем установления кодов или совершения
иных
действий, подтверждающих возраст этих лиц.
Прописано
требование о наличии знака информационной продукции и (или) текстового
предупреждения об ограничении ее распространения среди детей при
размещении
анонсов или сообщений о данной продукции посредством теле- и
радиовещания.
Федеральный
закон вступает в силу со дня его официального опубликования.
Опубликован
на "Официальном интернет-портале правовой информации"
(www.pravo.gov.ru) 5 декабря 2022 г.
Федеральный закон
от 5
декабря 2022 г. N 472-ФЗ
"О внесении
изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации"
О
моратории на формирование средств пенсионных накоплений и
приостановлении госслужбы
в связи мобилизацией.
Действие
порядка, в соответствии с которым суммы страховых взносов полностью
направляются ПФР на финансирование страховой части трудовой пенсии,
продлено до
конца 2025 г. Пенсионные накопления за счет страховых взносов
формироваться не
будут.
Также
урегулированы вопросы приостановления и возобновления государственной
службы в
случае мобилизации госслужащего, заключения им военного контракта или
контракта
о добровольном содействии Вооруженным Силам РФ.
В
период приостановления госслужбы гарантируется сохранение замещаемой
должности,
а также социальных гарантий (социально-бытовое и медицинское
обеспечение,
санаторно-курортное лечение госслужащего и членов его семьи). Период
приостановления госслужбы включается в стаж госслужбы.
Закон
вступает в силу с 1 января 2023 г., за исключением положений, для
которых
предусмотрен иной срок.
Опубликован
на "Официальном интернет-портале правовой информации"
(www.pravo.gov.ru) 5 декабря 2022 г.
Федеральный закон
от 5
декабря 2022 г. N 466-ФЗ
"О федеральном
бюджете на 2023 год и на плановый период 2024 и 2025 годов"
Утвержден
федеральный бюджет на 2023-2025 гг.
Приведены
объемы доходов и расходов. Например, в 2023 г. доходы составят 26,1
трлн руб.,
расходы - 29 трлн руб. Бюджет будет дефицитным. Определены основные
направления
расходов, нормативы поступления отдельных видов доходов.
В
числе прочего заложены расходы на обороноспособность страны, поддержку
семей
граждан, выполняющих боевые задачи, на поддержку проектов в области
информационных технологий, импорта приоритетной продукции. По-прежнему
уделяется внимание образованию, здравоохранению.
В
2023 г. прожиточный минимум в целом по России на душу населения
составит 14 375
руб., для трудоспособного населения - 15 669 руб., для пенсионеров - 12
363
руб. и для детей - 13 944 руб.
В
2023 г. размер накопительного взноса на одного участника
накопительно-ипотечной
системы жилищного обеспечения военнослужащих, включенного в реестр,
составит
349 614 руб.
Предусмотрена
индексация отдельных видов пособий.
Опубликован
на "Официальном интернет-портале правовой информации"
(www.pravo.gov.ru) 5 декабря 2022 г.
Федеральный закон
от 5
декабря 2022 г. N 475-ФЗ
"О внесении
изменений в Федеральный закон "О дополнительных мерах государственной
поддержки семей, имеющих детей" и Федеральный закон "О ежемесячных
выплатах семьям, имеющим детей"
Что
произойдет с действующими соцвыплатами после введения единого пособия
для
беременных и семей с детьми?
Меры
поддержки, которые объединит единое пособие для беременных и семей с
детьми,
после 1 января 2023 г. назначаться не будут. Исключение составят
граждане, у
которых право на получение ежемесячной выплаты в связи с рождением
первого
ребенка либо при рождении третьего ребенка и последующих детей
возникнет до 1
января 2023 г.
Исключаются
ежемесячное пособие по уходу за ребенком лицам, не подлежащим
обязательному
соцстрахованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с
материнством,
ежемесячное пособие женщинам, вставшим на учет в ранние сроки
беременности, и
ежемесячные выплаты в связи с рождением второго ребенка.
Средства
маткапитала можно направить на получение ежемесячной выплаты в размере
регионального прожиточного минимума для детей до достижения ребенком
возраста 3
лет независимо от очередности его рождения. Размер среднедушевого
дохода семьи
не должен превышать двукратную величину регионального прожиточного
минимума на
душу населения.
Закон
вступает в силу с 1 января 2023 г.
Опубликован
на "Официальном интернет-портале правовой информации"
(www.pravo.gov.ru) 5 декабря 2022 г.
Распоряжение
Правительства
РФ от 5 декабря 2022 г. N 3759-р
При
каких психических отклонениях гражданину могут запретить заниматься
отдельными
видами деятельности.
Гражданин
может быть временно (на срок не более 5 лет и с правом последующего
переосвидетельствования) по результатам обязательного психиатрического
освидетельствования признан непригодным вследствие психического
расстройства к
выполнению отдельных видов профессиональной деятельности и
деятельности,
связанной с источником повышенной опасности. Такое решение принимается
врачебной комиссией на основании оценки состояния психического здоровья
гражданина в соответствии с перечнем медицинских психиатрических
противопоказаний и может быть обжаловано в суд.
Правительство
установило такой перечень. В частности, в него вошли шизофрения,
шизотипические
и бредовые расстройства, умственная отсталость, общие расстройства
психологического развития, расстройства личности и поведения в зрелом
возрасте.
Опубликовано
на "Официальном интернет-портале правовой информации"
(www.pravo.gov.ru) 6 декабря 2022 г.
Информация
Министерства
спорта РФ от 2 декабря 2022 г.
"Минспорт России
определил перечень физкультурно-спортивных организаций и индивидуальных
предпринимателей для получения физлицами налогового вычета за занятия
спортом"
Установлен
перечень организаций и ИП для получения налогового вычета за занятия
спортом.
С
2022 г. граждане могут получить социальный налоговый вычет за
физкультурно-оздоровительные услуги. Для этого нужно, чтобы организации
и ИП,
предоставляющие такие услуги, были включены в специальный перечень,
который
формирует и ведет Минспорт. Условия для включения - физическая культура
и спорт
должны быть основным видом деятельности, в штате должны работать
сотрудники,
имеющие профильное образование не ниже среднего профессионального, а
организации не должны находиться в реестре недобросовестных поставщиков
товаров
и услуг.
В
перечень 2023 г. вошли 4 403 физкультурно-спортивные организации и ИП.
Граждане
могут получить социальный налоговый вычет в том числе за оказанные
физкультурно-оздоровительные услуги их детям в возрасте до 24 лет,
обучающимся
по очной форме.
Вопрос
– ответ
Вопрос.
Правомерно ли
установление в Правилах использования подарочного сертификата следующей
особенности по использованию сертификата: "если стоимость билетов,
выбранных в обмен на подарочный сертификат, меньше его номинала, то
разница в
стоимости предъявителю сертификата не выплачивается и возврату не
подлежит"? Правилами предусматривается однократное использование
сертификата
(пример: билет стоит 900 руб., а номинал сертификата 1000 руб.; при
обмене
сертификата на билет остаток составляет 100 руб.; согласно правилам
остаток
"сгорает").
Ответ.
Приобретение
подарочного сертификата
подтверждает внесение потребителем аванса и право на покупку товара в
будущем.
Если договор, в рамках которого внесен аванс, не исполнен, то обязанная
сторона
должна вернуть аванс. Невозвращенная сумма аванса в таком случае по
смыслу ст.
1102 ГК РФ является неосновательным обогащением (смотрите, например:
определение Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда
Российской
Федерации от 13 октября 2015 г. N 57-КГ15-7; определение Верховного
Суда
Российской Федерации от 27 декабря 2018 г. N 305-АД18-18522).
Соответственно,
в пределах срока действия подарочного сертификата продавец обязан
вернуть
денежные средства за неиспользованный сертификат по требованию
покупателя.
По
истечение срока действия подарочного сертификата продавец вправе
отказать в
возврате денежных средств только в случае, если условие о том, что
окончание
срока действия договора влечет прекращение обязательств сторон по
договору (п.
3 ст. 425 ГК РФ), прямо предусмотрено договором и правилами
использования
сертификатов.
Таким
образом, если по условию договора приобретения подарочного сертификата
установлен конкретный срок действия сертификата, то по окончании срока
его
использования обязательства продавца перед держателями таких подарочных
сертификатов прекращаются (смотрите определение Верховного Суда
Российской
Федерации от 25 декабря 2014 года по делу N 305-КГ14-1498).
К
сожалению, судебная практика по возврату средств при частичном
использовании
сертификата в пределах оставшейся суммы немногочисленна. Однако нельзя
исключать вероятность того, что в случае спора данная сумма может быть
признана
судом в качестве неосновательного обогащения продавца.
Так,
например, по одному из дел покупателем был приобретен подарочный
сертификат
номиналом 1000 рублей. С использованием данного подарочного сертификата
им
приобретен товар на сумму 87 рублей. Одновременно с покупкой
потребитель
обратился к продавцу с требованием о возврате оставшейся денежной
суммы, в чем
ему было отказано. Суд, указав на то, что приобретение подарочного
сертификата
по сути является авансом будущей оплаты товара и права на оплату товара
в
будущем, а аванс не подлежит удержанию продавцом, пришел к выводу об
удовлетворении иска. Отметим также, что поскольку требование покупателя
не было
удовлетворено добровольно, суд, помимо неиспользованной части средств,
присудил
также в пользу истца неустойку, штраф, моральный вред и судебные
расходы
(смотрите определение Первого кассационного суда общей юрисдикции от 05
марта
2020 г. по делу N 8Г-3436/2020[88-6236/2020]).
В
апелляционном определении Ухтинского городского суда Республики Коми от
03 июня
2020 г. по делу N 11-155/2020 суд отметил, что подарочный сертификат
может быть
рассмотрен как не просто документ, подтверждающий получение продавцом
авансового платежа, но и как имущественное право держателя подарочного
сертификата. Поэтому держатель подарочного сертификата реализовал
соответствующее имущественное право путем предъявления электронного
сертификата
два раза. Следовательно, денежные средства не могли быть присвоены
ответчиком.
Суд пришел к выводу о том, что поскольку между сторонами не был
заключен
какой-либо договор, то уплаченная за сертификат сумма является авансом
и
подлежит возврату как неосновательное обогащение в размере 13001 руб.
(остаток
неиспользованного номинала). Размещение на сайте ответчика правил
пользования
электронным сертификатом, согласно которым приобретатель обязуется
уведомить
держателя сертификата о правилах, не дает права продавцу удерживать
внесенный
аванс при намерении воспользоваться его держателем сертификата, при
этом не
имеет значения, что реализация имела место более одного раза. Более
того,
сертификат был электронный, остаток денежных средств фиксируется и
доступен как
продавцу, так и держателю сертификата. Возможность отслеживать остаток
денежных
средств ничем не затруднена.
Рекомендуем
также ознакомиться с материалами:
-
Широкова О. Подарочный сертификат: можно ли его сдать обратно в
магазин?
(ГАРАНТ.РУ, 16 мая 2019 г.)
-
Вопрос: Можно ли вернуть деньги за неиспользованные подарочные
сертификаты?
(Государственный информационный ресурс в сфере защиты прав
потребителей, август
2019)
Ответ подготовил:
Эксперт службы
Правового консалтинга ГАРАНТ
кандидат
юридических наук Гентовт Ольга
Ответ прошел
контроль качества
8
декабря 2022 г.
Материал
подготовлен на основе индивидуальной устной консультации, оказанной в
рамках
услуги Советы экспертов. Проверки, налоги, право. Для получения
подробной
информации об услуге обратитесь к обслуживающему Вас менеджеру.
ВЕСТИ ДЛЯ БУХГАЛТЕРА
Федеральный
закон от 5 декабря 2022 г. N 511-ФЗ
"О
внесении изменений в статьи 9 и 23 Федерального закона "О валютном
регулировании и валютном контроле"
Перечень
разрешенных валютных операций
между резидентами расширен.
Без ограничений
возможны расчеты между
резидентами в инвалюте по оплате денежных требований, выраженных в
инвалюте,
которые уступлены нерезидентами резидентам по внешнеторговым договорам,
а также
резидентам - финансовым агентам (факторам) по таким договорам.
Речь идет о
расчетах по требованиям,
уступленным нерезидентами, которые поставляют товары, выполняют работы,
оказывают услуги, передают информацию и результаты интеллектуальной
деятельности, в т. ч. исключительные права на них, а также иными
нерезидентами
- правообладателями денежных требований к резидентам по соответствующим
внешнеторговым договорам.
Опубликован на
"Официальном
интернет-портале правовой информации" (www.pravo.gov.ru) 5 декабря 2022
г.
Федеральный закон
от 5
декабря 2022 г. N 492-ФЗ
"О внесении
изменений в статью 18.19 Кодекса Российской Федерации об
административных
правонарушениях"
Научные
организации несут ответственность за неуведомление о самовольном убытии
иностранца из такой организации.
Подписан
закон об установлении административной ответственности научной
организации за
неуведомление о предоставлении иностранному гражданину академического
отпуска,
о завершении или прекращении его обучения в научной организации либо о
его
самовольном убытии из такой организации.
Закон
вступает в силу с 1 января 2023 г.
Опубликован
на "Официальном интернет-портале правовой информации"
(www.pravo.gov.ru)
5 декабря 2022 г.
Постановление
Правительства РФ от 8 декабря 2022 г. N 2249
"О
внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации
от 18
марта 2022 г. N 395"
Кабмин продлил
действие нормы,
позволяющей компаниям не раскрывать консолидированную финансовую
отчетность.
Правительство
продлило до 1 июля 2023
г. действие нормы, разрешающей компаниям не раскрывать годовую и
промежуточную
консолидированную финансовую отчетность. Решение принято для снижения
риска
использования чувствительной информации из отчетности недружественными
странами, которые вводят санкции в отношении российских компаний.
Постановление
вступает в силу со дня
официального опубликования.
Опубликовано на
"Официальном
интернет-портале правовой информации" (www.pravo.gov.ru) 9 декабря 2022
г.
Приказ
Минфина России от 8 ноября 2022 г. N 159н
"О
внесении изменений в Общие требования к порядку составления и
утверждения
отчета о результатах деятельности государственного (муниципального)
учреждения
и об использовании закрепленного за ним государственного
(муниципального)
имущества, утвержденные приказом Министерства финансов Российской
Федерации от
2 ноября 2021 г. N 171н"
Минфин разработал
форму отчета о
результатах деятельности учреждения и уточнил порядок его составления.
Определен состав
сведений, указываемых
в заголовочной части отчета о результатах деятельности учреждения и об
использовании закрепленного за ним государственного (муниципального)
имущества.
В раздел 2
"Использование
имущества, закрепленного за учреждением" должны включаться в т. ч.
сведения об имуществе, переданном в аренду (за исключением земельных
участков).
Определен порядок их отражения.
Приведены формы
отчета, а также
вышеуказанных сведений.
Уточнен порядок
формирования сведений
о недвижимом имуществе, закрепленном на праве оперативного управления,
за
исключением земельных участков.
Приказ вступает в
силу с 1 января 2023
г. и применяется начиная с предоставления отчета за 2022 г.
Зарегистрировано
в Минюсте РФ 5
декабря 2022 г. N 71360.
Опубликован на
"Официальном
интернет-портале правовой информации" (www.pravo.gov.ru) 5 декабря 2022
г.
Приказ
ФНС России от 2 ноября 2022 г. N ЕД-7-8/1047@
"Об
утверждении формы, порядка заполнения и формата представления
уведомления об
исчисленных суммах налогов, авансовых платежей по налогам, сборов,
страховым
взносам в электронной форме"
Обновлена форма
уведомления об
исчисленных суммах налогов.
ФНС утвердила
новую форму, порядок
заполнения и формат представления уведомления об исчисленных суммах
налогов,
авансовых платежей, сборов и страховых взносов. Это связано с введением
единого
налогового платежа.
Приказ вступает в
силу с 1 января 2023
г.
Зарегистрировано
в Минюсте РФ 6
декабря 2022 г. N 71387.
Опубликован на
"Официальном
интернет-портале правовой информации" (www.pravo.gov.ru) 6 декабря 2022
г.
Закон
Московской области от 22 ноября 2022 г. N 194/2022-ОЗ
"О
внесении изменений в Закон Московской области "О ставках налога,
взимаемого в связи с применением упрощенной системы налогообложения" и
в
Закон Московской области "О патентной системе налогообложения на
территории Московской области"
В Московской
области изменилось
законодательство об упрощенной и патентной системе налогообложения.
Региональное
налоговое
законодательство приведено в соответствие с федеральным
законодательством. С 1
января 2023 г. увеличены размеры потенциально возможного к получению
индивидуальными предпринимателями, не привлекающими наемных работников,
годового дохода. Скорректирован перечень видов предпринимательской
деятельности, в отношении которых применяется патентная система
налогообложения.
Закон вступает в
силу с 1 января 2023
г., но не ранее чем по истечении одного месяца со дня его официального
опубликования.
Опубликован на
Интернет-портале
Правительства Московской области (http://mosreg.ru) 24 ноября 2022; на
"Официальном интернет-портале правовой информации" (www.pravo.gov.ru)
25 ноября 2022 г.
Новые
материалы в системе ГАРАНТ
Информационный
блок
"Большая библиотека бухгалтера и кадрового работника"
Материалы прессы
Информационный
блок
"Библиотека консультаций. Кадры"
Материалы
прессы
Новые
материалы службы Правового консалтинга ГАРАНТ
ВЕСТИ ДЛЯ ЮРИСТА
Постановление
Конституционного Суда РФ от 2 декабря 2022 г. N 52-П
"По
делу о проверке конституционности части 11 статьи 155 Жилищного кодекса
Российской Федерации, а также пунктов 562 и 14836 Правил предоставления
коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в
многоквартирных
домах и жилых домов в связи с жалобой гражданки Т.В. Фирсовой"
КС РФ:
собственнику квартиры могут
пересчитать плату за вывоз ТКО, даже если он живет в ней иногда и
прописан по
другому адресу.
Собственник жилья
в МКД платит за
коммунальные услуги, даже если не использует помещение и не
зарегистрирован в
нем. Пересчитать плату могут только за отдельные услуги при временном
отсутствии.
Если в квартире
никто не проживает,
плату за услуги по обращению с ТКО рассчитывают исходя из количества
собственников помещения.
Заявительница
попыталась оспорить
данное правило. Согласно ее доводам ей отказались пересчитать
упомянутую плату
за ее помещение, в котором она проживает лишь периодически. Отказ
мотивировали
тем, что она зарегистрирована не по этому, а по другому адресу. Тем
самым ее
обязали оплачивать фактически не потребленную услугу.
КС РФ счел
положения конституционными.
Они не позволяют дифференцировано решать вопрос о перерасчете платы за
услугу
за вывоз мусора собственнику помещения, в котором он постоянно не
проживает, в
зависимости от того, зарегистрирован или нет он или иные лица по этому
адресу.
Как пояснил КС
РФ, услугу по вывозу
мусора оказывают всем собственникам и пользователям жилья в МКД
независимо от
общего количества граждан, проживающих в данный момент. Она необходима
для
поддержания дома и прилегающей к нему территории.
Между тем право
потребителя на
перерасчет платы за отдельные коммунальные услуги в квартире не связано
с
наличием либо отсутствием регистрации в ней. Наличие такой регистрации
не имеет
правоподтверждающего значения. Плату, исчисляемую исходя из количества
проживающих, могут пересчитать при временном отсутствии
незарегистрированного
собственника.
В то же время КС
РФ воздержался от
решения вопроса о том, что понимается под "временным отсутствием
потребителя" в том смысле, в каком данное понятие используют на
практике
для перерасчета.
Опубликовано на
сайте Конституционного
Суда РФ (ksrf.ru), на официальном интернет-портале правовой информации
(pravo.gov.ru) 6 декабря 2022 г.
Федеральный
закон от 5 декабря 2022 г. N 503-ФЗ
"О
внесении изменений в часть четвертую Гражданского кодекса Российской
Федерации"
В ГК РФ внесли
изменения в части
предоставления в России правовой охраны объектам интеллектуальных прав,
зарегистрированным в соответствии с международными договорами.
Поправками, в
частности:
- закреплены
нормы о предоставлении
правовой охраны на территории России промышленному образцу,
зарегистрированному
в соответствии с международным договором;
- урегулированы
вопросы предоставления
правовой охраны на территории России географическому указанию или
наименованию
места происхождения товара, зарегистрированным в соответствии с
международным
договором, и (или) предоставления исключительного права на них.
Исключительное
право на указанные
географическое указание или наименование места происхождения товара
будет
действовать 10 лет.
Федеральный закон
вступает в силу с 31
декабря 2022 г.
Опубликован на
сайте Конституционного
Суда РФ (ksrf.ru), на официальном интернет-портале правовой информации
(pravo.gov.ru) 5 декабря 2022 г.
Федеральный
закон от 5 декабря 2022 г. N 500-ФЗ
"О
внесении изменений в Федеральный закон "О защите конкуренции" и
Федеральный закон "О контрактной системе в сфере закупок товаров,
работ,
услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд"
Уточнены
полномочия антимонопольных
органов при проведении проверок по антиконкурентным соглашениям и
действиям.
Должностные лица
антимонопольного органа
вправе по мотивированному требованию в установленный срок при
проведении
плановых и внеплановых проверок получать объяснения от контролируемых
лиц.
Прописана процедура.
В резолютивной
части решения по делу о
нарушении антимонопольного законодательства нужно указывать в т. ч.
выводы о
наличии оснований для освобождения одного из ответчиков по делу от
административной ответственности за заключение ограничивающего
конкуренцию
соглашения, совершение ограничивающих конкуренцию согласованных
действий и (или)
для смягчения ответственности одного или нескольких ответчиков по делу
(без
указания их наименований).
Для смягчения
ответственности за
вышеуказанные действия или освобождения от нее хозяйствующий субъект
сможет
заявить о совершенных действиях до оглашения резолютивной части решения.
С 1 января 2024
г. будут действовать
поправки к 44-ФЗ о предупреждении заказчиков и участников конкурентных
способов
определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) об административной
и
уголовной ответственности за нарушение требований о запрете участия в
ограничивающих конкуренцию соглашениях, выполнения ограничивающих
конкуренцию
согласованных действий.
Федеральный закон
вступает в силу со
дня его официального опубликования.
Опубликован на
"Официальном
интернет-портале правовой информации" (www.pravo.gov.ru) 5 декабря 2022
г.
Федеральный
закон от 5
декабря 2022 г. N 498-ФЗ
"О
внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской
Федерации"
Контроль за
деятельностью иноагентов:
Президент подписал сопутствующие законодательные поправки.
В связи с
принятием Закона о контроле
за деятельностью иноагентов корреспондирующие изменения внесены в т. ч.
в
законы:
- о политических
партиях (им запрещено
совершать сделки с иностранными агентами);
- о страховании
вкладов (денежные
средства, размещенные иноагентами (за исключением физлиц) или в их
пользу, не
подлежат страхованию);
- о собраниях,
митингах,
демонстрациях, шествиях и пикетированиях (иноагенты не могут быть
организаторами и спонсорами публичных мероприятий);
- о бухучете
(упрощенные способы
ведения бухучета недоступны для организаций-иноагентов);
- о соцзаказе
(иноагентам запрещено
участвовать в отборе исполнителей услуг);
- о защите детей
от вредоносной
информации (иноагентам запрещено производить информпродукцию для детей);
- о закупках
(иноагенты отстранены от
участия в них).
Закон вступает в
силу со дня
опубликования.
Опубликован на
"Официальном
интернет-портале правовой информации" (www.pravo.gov.ru) 5 декабря 2022
г.
Федеральный закон
от 5
декабря 2022 г. N 477-ФЗ
"О внесении
изменений в статью 3 Федерального закона "О компенсации за нарушение
права
на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного
акта в
разумный срок" и Кодекс административного судопроизводства Российской
Федерации"
О
компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок и о
рассмотрении дел об ограничении доступа к соцсетям.
Уточнен
порядок подачи повторного заявления о присуждении компенсации за
нарушение
права на уголовное судопроизводство в разумный срок.
Закреплено,
что если по результатам рассмотрения предшествующего заявления о
присуждении
компенсации судом принято решение, то заявитель по истечении года со
дня его
вступления в силу вправе обратиться в суд с новым заявлением со ссылкой
на
обстоятельства, имевшие место в течение периода, не вошедшего в предмет
рассмотрения суда по прежнему заявлению, и свидетельствующие о
нарушении права
на уголовное судопроизводство в разумный срок. Заявитель вправе также
ссылаться
на ранее рассмотренные судом обстоятельства. При этом повторное
обращение с заявлением
об ускорении рассмотрения уголовного дела не потребуется. В
определенных
случаях новое заявление о присуждении компенсации можно будет подать до
истечения указанного срока.
Корреспондирующие
поправки внесены в КАС РФ. Также суды уполномочены рассматривать и
разрешать
административные дела об ограничении доступа к информсистемам и (или)
программам для ЭВМ, которые предназначены и (или) используются для
приема,
передачи, доставки и (или) обработки электронных сообщений
пользователей
Интернета и функционирование которых обеспечивается организатором
распространения информации в Интернете. Судом первой инстанции будет
выступать
Мосгорсуд.
Федеральный
закон вступает в силу со дня его официального опубликования.
Опубликован
на "Официальном интернет-портале правовой информации"
(www.pravo.gov.ru) 5 декабря 2022 г.
Федеральный закон
от 5
декабря 2022 г. N 476-ФЗ
"О внесении
изменений в статью 6.1 Уголовно-процессуального кодекса Российской
Федерации"
Подать
повторное заявление о присуждении компенсации за нарушение права на
уголовное
судопроизводство в разумный срок стало проще.
Подписан
закон об уточнении порядка и условий подачи повторного заявления о
присуждении
компенсации за нарушение права на уголовное судопроизводство в разумный
срок.
Обстоятельства,
учитываемые при определении разумного срока судопроизводства,
учитываются за
весь период судопроизводства в случае обращения лица с новым заявлением
о
присуждении компенсации при продолжении производства по делу после
принятия
решения об удовлетворении ранее направленного заявления о присуждении
компенсации, поданного до прекращения преследования или вступления в
силу
приговора в связи с тем, что продолжительность производства по делу
превысила 4
года, или решения об отказе в удовлетворении такого заявления. При этом
для
подачи нового заявления о присуждении компенсации не надо обращаться с
заявлением об ускорении рассмотрения дела.
Опубликован
на "Официальном интернет-портале правовой информации"
(www.pravo.gov.ru) 5 декабря 2022 г.
Постановление
Правительства РФ от 2 декабря 2022 г. N 2215
"Об утверждении
особенностей применения законодательства Российской Федерации о
таможенном
регулировании в связи с принятием в Российскую Федерацию Донецкой
Народной
Республики, Луганской Народной Республики, Запорожской области и
Херсонской
области"
О
таможенном регулировании на новых территориях.
Установлено,
что на границах новых территорий с другими регионами России таможенный
контроль
по общему правилу не осуществляется. Закреплены особенности применения
законодательства о таможенном регулировании в связи с присоединением.
Так,
товары с указанных территорий приравниваются к товарам ЕАЭС. Для
таможенного
декларирования при автомобильной и ж/д перевозке по общему правилу
используется
Южный таможенный пост (центр электронного декларирования), при
перевозке по
воде - Новороссийский таможенный пост (центр электронного
декларирования).
Постановление
вступает в силу со дня опубликования и действует до 1 января 2026 г.
Опубликовано
на "Официальном интернет-портале правовой информации"
(www.pravo.gov.ru) 5 декабря 2022 г.
Приказ
Рособрнадзора от 27 сентября 2022 г. N 1029
"Об
утверждении Административного регламента предоставления Федеральной
службой по
надзору в сфере образования и науки государственной услуги по
лицензированию
образовательной деятельности"
С нового года
Рособрнадзор будет
лицензировать образовательную деятельность за 5 рабочих дней.
С 1 января 2023
г. вводится новый
регламент по лицензированию Рособрнадзором образовательной деятельности.
Предусмотрено в
т. ч. предоставление
временной лицензии организациям спортподготовки.
Результат
госуслуги можно получить
также через информсистему лицензирования образовательной деятельности.
Максимальный срок
оказания госуслуги
сокращен с 45 до 5 рабочих дней.
Отдельные
положения регламента будут
действовать до 1 сентября 2023 г.
Зарегистрировано
в Минюсте РФ 1
декабря 2022 г. N 71298.
Опубликован на
"Официальном
интернет-портале правовой информации" (www.pravo.gov.ru) 2 декабря 2022
г.
Приказ ФНС России
от 14
ноября 2022 г. N ЕД-7-19/1085@
"Об утверждении
документов, предусмотренных подпунктом 1 пункта 1 и пунктом 2.3 статьи
102
Налогового кодекса Российской Федерации"
Урегулирован
порядок предоставления согласия на разглашение налоговой тайны.
Любые
сведения о налогоплательщике, полученные налоговыми, следственными,
таможенными
органами, ОВД или органом государственного внебюджетного фонда,
составляют
налоговую тайну. Исключение - общедоступные сведения, в том числе
ставшие
таковыми с согласия их обладателя-налогоплательщика. С 1 августа 2022
г. не
считается разглашением налоговой тайны предоставление налоговыми
органами
третьим лицам сведений о налогоплательщике при наличии его согласия на
это.
Установлены
новые форма и формат согласия налогоплательщика на предоставление
налоговым
органом сведений о нем, составляющих налоговую тайну, иному лицу или на
признание таких сведений общедоступными. Урегулирован порядок дачи
согласия и
порядок предоставления налоговым органом сведений о налогоплательщике
третьим
лицам.
Согласие
представляется в налоговые органы по ТКС, через личный кабинет
налогоплательщика
или через сайт ФНС.
Прежний
порядок дачи согласия и его форма утрачивают силу.
Зарегистрировано
в Минюсте РФ 2 декабря 2022 г. N 71321.
Опубликован
на "Официальном интернет-портале правовой информации"
(www.pravo.gov.ru) 2 декабря 2022 г.
Официальные
разъяснения обязательных требований "Указание признака перехода права
собственности в заявках о фиксации информации в единой государственной
автоматизированной информационной системе учета объема производства и
оборота
этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции,
утвержденных
приказом Росалкогольрегулирования от 17.12.2020 N 397" (утв.
Федеральной
службой по регулированию алкогольного рынка 6 декабря 2022 г. N
ДР-25/02)
Заполняем заявки
о фиксации информации
в ЕГАИС.
Разъяснено
заполнение заявок о
фиксации информации в ЕГАИС в части указания признака перехода права
собственности.
В заявке о
поставке признак
указывается на момент отгрузки, в заявке о принятии - на момент приемки.
При переходе
права собственности в
момент приемки в заявке о поставке указывается, что право собственности
не
меняется ("Not Change"), а в заявке о принятии - что право
собственности меняется ("Is Change").
При переходе
права собственности в
момент отгрузки в заявке о поставке указывается, что право
собственности
меняется ("Is Change"), а в заявке о принятии - что право
собственности не меняется ("Not Change").
При перемещении
продукции между
обособленными подразделениями перехода права собственности не
происходит и в
обеих заявках указывается "Not Change".
В заявке о
перегрузке признак
указывается с присвоением кодов: 0 - если право собственности не
перешло (везет
грузоотправитель до тех пор, пока не передаст право собственности), 1 -
если
право собственности перешло (везет грузополучатель).
Новые материалы в
системе ГАРАНТ
Информационный
блок
"Большая библиотека юриста"
Книги
Борисов
А.Н. Комментарий
к Федеральному закону от 31 мая 1996 г. N 61-ФЗ "Об обороне"
(постатейный, издание второе, перераб. и доп.). - "Деловой двор",
2022 г.
Книга
представляет собой постатейный комментарий к Федеральному закону от 31
мая 1996
г. N 61-ФЗ "Об обороне". Подробно рассмотрены основы и организация
обороны России, полномочия органов государственной власти РФ, функции
органов
государственной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления,
организаций и их должностных лиц, права и обязанности граждан РФ в
области
обороны, силы и средства, привлекаемые для обороны. Проведен
сравнительный
анализ с нормами "предшественника" - Закона РФ от 24 сентября 1992 г.
N 3531-1 "Об обороне".
Сафоненков
П.Н. Экзамен
на статус адвоката. Учебно-практическое пособие (в двух частях, часть
вторая;
издание второе, перераб. и доп.). - "Деловой двор", 2022 г.
Во
второй части пособия рассмотрены вопросы арбитражного процесса,
административного судопроизводства, производства по делам об
административных
правонарушениях, уголовного права и уголовного процесса, налогового и
международного права, производства в Конституционном Суде РФ. Часть
вторая
содержит также примеры заданий по составлению юридических документов.
Книга
полностью отражает требования, предъявляемые к претенденту при сдаче
квалификационного экзамена на статус адвоката, и содержит ответы на
вопросы,
утвержденные Советом ФПА РФ 28 января 2016 г. (в ред. от 1 сентября
2022 г.),
включенные в экзаменационные билеты.
Шестакова
Е.В. Поддержка
занятости и социальные контракты для малоимущих. Правовой комментарий.
-
"Право Доступа", 2022 г.
Работа
посвящена социальному контракту. В условиях кризиса очень важным
аспектом
поддержки социально незащищенных слоев населения является поддержка в
развитии
подсобных хозяйств и бизнеса. Но проблема заключается в том, что очень
многие
семьи не знают, как получить поддержку, каким образом использовать
средства на
развитие бизнеса, как реально можно использовать знания, полученные при
повышении квалификации за счет государства. Участниками проекта
"Социальный контракт" могут стать трудоспособные члены московских
семей с детьми, среднедушевой доход в которых не превышает величину
прожиточного минимума. Социальный контракт заключается в регионах.
Рыжаков
А.П.
Протоколирование хода и результатов допроса на стадии предварительного
расследования. Комментарий к ст. 190 УПК РФ. - Специально для системы
ГАРАНТ, ноябрь
2022 г.
Одно
из самых распространённых следственных действий на стадии
предварительного
расследования - допрос. В работе рассматриваются актуальные вопросы
практики в
связи с протоколированием хода и результата допроса.
Материалы
прессы
Новые
материалы службы Правового консалтинга ГАРАНТ
АРХИВ Выпусков