ВЕСТИ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА
2 декабря 2022 г. ВЫПУСК № 47 (847)
ВЕСТИ ДЛЯ КАЖДОГО
Постановление
Конституционного Суда РФ от 24 ноября 2022 г. N 51-П
"По
делу о проверке конституционности примечания к статье 12.8 Кодекса
Российской
Федерации об административных правонарушениях в связи с запросом
Салехардского
городского суда Ямало-Ненецкого автономного округа"
КС РФ поручил
разобраться с
ответственностью водителей, чье опьянение вызвано лекарствами.
Водителям
запрещено управлять
транспортом в состоянии опьянения. За нарушение этого запрета КоАП РФ
устанавливает ответственность. При этом отдельно предусматривается, что
следует
понимать под состоянием опьянения.
Внимание КС РФ
привлек вопрос об
ответственности водителей, чье опьянение было вызвано разрешенными
лекарствами.
Речь идет о препаратах, в состав которых не входят этиловый спирт,
наркотики
или психотропные вещества. Однако такие лекарства способны оказать
дезориентирующее воздействие на водителя, ухудшить его реакцию и
внимание.
Такое воздействие
на организм водителя
КоАП РФ формально не признает состоянием опьянения, хотя оно может
ставить под
угрозу безопасность движения.
КС РФ счел, что с
этой точки зрения
нормы неконституционны. Положения содержат пробел в регулировании. Они
не
позволяют привлекать водителей, принявших упомянутые лекарства, к
ответственности также, как и тех, чье опьянение вызвано алкоголем,
наркотиками
и психотропными веществами.
Попытки на
практике восполнить этот
пробел влекут неоднозначное истолкование и противоречивое применение.
Законодатель
должен принять
необходимые поправки. До этого нормы нельзя толковать расширительно и
привлекать водителей, принявших упомянутые лекарства, к ответственности
также,
как и тех, чье опьянение вызвано алкоголем, наркотиками и психотропными
веществами.
Опубликовано на
сайте Конституционного
Суда РФ (ksrf.ru), на официальном интернет-портале правовой информации
(pravo.gov.ru) 29 ноября 2022 г.
Приказ
МВД России от 9 ноября 2022 г. N 844
"О
внесении изменений в Административный регламент Министерства внутренних
дел
Российской Федерации по предоставлению государственной услуги по
оформлению и
выдаче приглашений на въезд в Российскую Федерацию иностранных граждан
и лиц
без гражданства, утвержденный приказом МВД России от 29 сентября 2020
г. N
677"
Уточнен порядок
оформления и выдачи
приглашений на въезд в Россию иностранцев и лиц без гражданства.
МВД
скорректировало регламент по
оформлению и выдаче приглашений на въезд в Россию иностранцев и лиц без
гражданства.
В частности,
установлено, что МФЦ в
предоставлении госуслуги не участвуют. Приглашение на въезд в Россию в
целях
обучения может оформляться по ходатайству в т. ч. научной организации.
Решение
о предоставлении госуслуги, на основании которого заявителю
предоставляется ее
результат, оформляется путем проставления оттиска штампа на свободной
части
ходатайства. Реестровая запись в качестве результата предоставления
госуслуги
не формируется.
Срок
предоставления госуслуги сокращен
с 20 до 15 рабочих дней. Уточнены показатели ее доступности и качества.
Информация о размере госпошлины за предоставление госуслуги размещается
на
Едином портале.
Зарегистрировано
в Минюсте РФ 29
ноября 2022 г. N 71187.
Опубликован на
"Официальном
интернет-портале правовой информации" (www.pravo.gov.ru) 29 ноября 2022
г.
Постановление
Правительства Московской области от 11 ноября 2022 г. N 1249/41
"О
реализации мероприятий, направленных на оказание поддержки жителям
г. Херсона и части Херсонской области, вынужденно покинувшим
место
постоянного проживания и прибывшим в экстренном массовом порядке на
территорию
Московской области"
На территории
Московской области
оказывается поддержка жителям г. Херсона и части Херсонской
области.
Жителям
г. Херсона и части
Херсонской области, вынужденно покинувшим место постоянного проживания
и
прибывшим в экстренном массовом порядке на территорию Московской
области,
предоставляется единовременная выплата в размере 100 тысяч рублей на
человека
за счет средств публично-правовой компании "Фонд развития
территорий". Также выдается сертификат для приобретения жилого
помещения.
Его размер определяется исходя из количества указанных в заявлении
членов семьи
жителя Херсона, норматива среднерыночной стоимости одного квадратного
метра
общей площади жилого помещения по Российской Федерации и норматива
обеспечения
общей площадью жилого помещения, составляющего 33 квадратных метра. Обе
выплаты
предоставляются жителю Херсона однократно.
Постановление
вступает в силу на
следующий день после его официального опубликования.
Опубликовано на
Интернет-портале
Правительства Московской области (http://mosreg.ru) 17 ноября 2022 г.;
на
"Официальном интернет-портале правовой информации" (www.pravo.gov.ru)
17 ноября 2022 г.
ВЕСТИ ДЛЯ БУХГАЛТЕРА
Постановление
Правительства РФ от 25 ноября 2022 г. N 2146
"Об
индексации фиксированного размера страховых взносов на обязательное
социальное
страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных
заболеваний, уплачиваемых страхователями, применяющими специальный
налоговый
режим "Автоматизированная упрощенная система налогообложения"
АУСН: со
следующего года страховой
взнос на профтравматизм вырастет на 8,7%.
Лица, применяющие
АУСН, уплачивают
страховые взносы на обязательное соцстрахование от несчастных случаев
на
производстве и профзаболеваний в фиксированном размере. С 1 января 2023
г. он
будет проиндексирован на 8,7% и составит 2 217 руб. в год.
Опубликовано на
"Официальном
интернет-портале правовой информации" (www.pravo.gov.ru) 26 ноября 2022
г.
Постановление
Правительства РФ от 25 ноября 2022 г. N 2143
"О
единой предельной величине базы для исчисления страховых взносов с 1
января
2023 г."
Определена единая
предельная величина
базы для страховых взносов на 2023 г.
Для оптимизации
тарифов страховых
взносов во внебюджетные фонды с 2023 г. вводится предельная величина их
базы и
единый тариф.
В 2023 г.
предельная величина базы в
отношении каждого гражданина с учетом повышающего коэффициента 2,3 и с
учетом
размера средней зарплаты на 2023 г., увеличенного в 12 раз, составит 1
917 000
руб.
Постановление
вступает в силу с 1
января 2023 г., но не ранее чем через 1 месяц со дня его официального
опубликования и не ранее 1-го числа очередного расчетного периода по
страховым
взносам.
Опубликовано на
"Официальном
интернет-портале правовой информации" (www.pravo.gov.ru) 26 ноября 2022
г.
Постановление
Правительства РФ от 24 ноября 2022 г. N 2134
"О
внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации
от 13
марта 2021 г. N 362"
Господдержка за
трудоустройство
безработных продлена на следующий год.
На 2023 г.
продлена программа
субсидирования найма, в рамках которой работодатели получают
господдержку за
трудоустройство граждан, которые:
- были уволены в
связи с ликвидацией
предприятия или сокращением штата;
- были переведены
на постоянную работу
к другому работодателю, но теперь находятся под риском увольнения, в т.
ч.
отправлены в неоплачиваемый отпуск, переведены на неполный рабочий день.
Это также молодые
люди в возрасте до
30 лет включительно, в т. ч. без опыта работы и выпускники.
Для получения
субсидии работодателю
нужно обратиться в центр занятости. Это можно сделать через личный
кабинет на
портале "Работа России" с последующим направлением заявления в СФР
или через систему "Соцстрах". Господдержка равна трём МРОТ,
увеличенным на районный коэффициент, сумму страховых взносов и
количество
трудоустроенных. Первый платеж работодатель получает через месяц после
трудоустройства соискателя, второй - через три месяца, третий - через
полгода.
Постановление
вступает в силу с 1
января 2023 г.
Опубликовано на
"Официальном
интернет-портале правовой информации" (www.pravo.gov.ru) 29 ноября 2022
г.
Приказ
Минфина России от 20 октября 2022 г. N 154н
"О
внесении изменений в коды (перечни кодов) бюджетной классификации
Российской
Федерации на 2022 год (на 2022 год и на плановый период 2023 и 2024
годов),
утвержденные приказом Министерства финансов Российской Федерации от 8
июня 2021
г. N 75н"
Изменились
перечни КБК на 2022 г.
Минфин
скорректировал и дополнил коды
(перечни кодов) бюджетной классификации РФ на 2022 г. (на 2022 г. и
плановый
период 2023-2024 гг.).
В частности,
включены КБК для
отражения платы за использование лесов, расположенных на землях особо
охраняемых природных территорий; субсидий регионам на сокращение
количества
ТКО, направленных на захоронение в субъектах; трансфертов бюджетам на
создание
дополнительных мест для детей в возрасте от 1,5 до 3-х лет в детских
садах;
трансфертов бюджетам на выплаты поощрения победителям конкурса на
звание
"Лучший казачий кадетский корпус". Ряд КБК признан утратившим силу.
Появились целевые
статьи в т. ч. для
единовременного денежного поощрения при награждении орденом
"Родительская
слава" и медалью этого ордена; для межбюджетных трансфертов в целях
предоставления соцвыплат гражданам ДНР, ЛНР, Украины и лицам без
гражданства,
вынужденно покинувшим указанные территории и прибывшим в Россию.
Дополнены коды
направлений расходов в
рамках госпрограмм "Социальная поддержка граждан",
"Научно-технологическое развитие Российской Федерации", "Охрана
окружающей среды", "Развитие пенсионной системы Российской
Федерации" и др.
Зарегистрировано
в Минюсте РФ 25
ноября 2022 г. N 71140.
Опубликован на
"Официальном
интернет-портале правовой информации" (www.pravo.gov.ru) 28 ноября 2022
г.
Приказ
Минтранса России от 28 сентября 2022 г. N 390
"Об
утверждении состава сведений, указанных в части 3 статьи 6 Федерального
закона
от 8 ноября 2007 г. N 259-ФЗ "Устав автомобильного транспорта и
городского
наземного электрического транспорта", и порядка оформления
или
формирования путевого листа"
Минтранс обновил
порядок оформления
путевых листов.
С 1 марта 2023 г.
до 1 марта 2029 г.
будет действовать новый порядок оформления путевых листов. Их можно
будет
составлять на бумаге или в электронном виде.
Уточнено
содержание путевого листа.
Так, в нем больше не нужно будет указывать его наименование и номер.
Вместо
сведений о собственнике или владельце ТС необходимо отражать данные о
лице,
оформившем путевой лист.
Прежний порядок
оформления путевых
листов утратит силу.
Зарегистрировано
в Минюсте РФ 29
ноября 2022 г. N 71192.
Опубликован на
"Официальном
интернет-портале правовой информации" (www.pravo.gov.ru) 29 ноября 2022
г.
Информационное
сообщение Банка России от 30 ноября 2022 г.
"Частичная
отмена послаблений, новые меры поддержки банков и отдельные изменения в
банковском регулировании в 2023 году"
Поддержка
банковского сектора:
анонсированы новые меры, а также продление, модификация и отмена
прежних.
С 2023 г. ЦБ
отменит следующие меры
поддержки банков, введенные в 2022 г.:
- возможность
фиксировать валютные
курсы, стоимость ценных бумаг и имущества (для целей пруденциального
регулирования), а также справедливую стоимость ценных бумаг и отдельных
ФИ (для
целей бухучета);
- послабления по
несоблюдению лимитов
открытых валютных позиций;
- возможность
применять пониженный
риск-вес для нормативов концентрации по корпоративным заемщикам, в
отношении
которых банк существенно нарастил объем кредитных требований, и для
нормативов
достаточности капитала и концентрации по оборотным кредитам
системообразующих
организаций;
- возможность
устанавливать предельную
процентную ставку по рублевым субординированным инструментам;
- возможность не
ухудшать
классификационную группу для оценки экономического положения кредитных
организаций до проведения классификации по состоянию на 1 января 2023
г.
включительно.
При этом
планируется продлить (в т. ч.
в модифицированном формате) регуляторные меры в части формирования
резервов;
возможность непризнания банками дефолта заемщика в рамках подхода на
основе
внутренних рейтингов; неприменение мер за использование
банками-кредиторами
"старой" отчетности в отношении организаций-эмитентов, а также за
нарушение нормативов концентрации на НКЦ и НРД.
Также
предусматриваются новые меры:
- "рассрочка" на
10 лет по
созданию резервов на возможные потери по полностью заблокированным
активам, на
распоряжение которыми из-за санкций наложены явные ограничения и по
которым нет
альтернативных источников возмещения;
- временное
обнуление требований по
надбавкам к нормативам достаточности капитала банков с 2023 г. с
последующим
постепенным восстановлением в течение 5 лет (включая грейс-период в 1
год).
Вопрос
– ответ
Вопрос.
Гражданин трудоустроен на 0,5 ставки на условиях внешнего
совместительства.
Может
ли он работать дополнительно на условиях внутреннего совместительства?
Если да,
то на какую часть ставки или сколько часов?
Ответ.
Рассмотрев
вопрос, мы
пришли к следующему выводу:
Трудовое
законодательство не запрещает
заключать несколько трудовых договоров о работе по совместительству (в
том
числе по внутреннему и внешнему совместительству), равно как и не
устанавливает
максимальное количество таких договоров. На наш взгляд, ограничения
продолжительности рабочего времени, установленные частью первой ст. 284
ТК РФ,
должны применяться отдельно к каждому трудовому договору о работе по
совместительству.
Обоснование
вывода:
По смыслу ст.
60.1, 66, 282 ТК РФ у
работника может быть только одно основное место работы (определение
Свердловского
областного суда от 11.08.2017 N 33-13080/2017, определение Омского
областного
суда от 06.09.2017 N 33-6081/2017). Соответственно, имея основное место
работы,
трудиться по другому месту работы работник может только по трудовому
договору о
работе на условиях совместительства (ст. 282, часть вторая ст. 59 ТК
РФ).
В соответствии со
ст. 282 ТК РФ
заключение трудовых договоров о работе по совместительству допускается
с
неограниченным числом работодателей, если иное не предусмотрено
федеральным
законом. До настоящего времени такой федеральный закон не принят.
Таким образом,
трудовое
законодательство не запрещает заключать несколько трудовых договоров
как по
внутреннему совместительству, так и по внешнему (часть первая ст. 60.1,
ст. 282
ТК РФ). При этом всегда должны соблюдаться ограничения
продолжительности
рабочего времени при работе по совместительству, установленные частью
первой
ст. 284 ТК РФ. К сожалению, закон не позволяет однозначно их
определить, эти
ограничения должны соблюдаться в рамках каждого договора о
совместительстве, по
всем таким договорам с одним работодателем либо же в целом по всем
договорам о
внешнем и внутреннем совместительстве.
Согласно ст. 282
ТК РФ
совместительством является выполнение работником другой регулярной
оплачиваемой
работы на условиях трудового договора в свободное от основной работы
время.
Исходя из этого определения, совместительством признается работа по
каждому
трудовому договору в свободное от основной работы время.
На наш взгляд,
это означает, что
ограничения продолжительности рабочего времени, установленные частью
первой ст.
284 ТК РФ, должны применяться отдельно к каждому трудовому договору по
совместительству, а не ко всем заключенным работником трудовым
договорам о
совместительстве в совокупности.
Поскольку
трудовое законодательство не
содержит норм, прямо подтверждающих или опровергающих такой вывод,
толкование
части первой ст. 284 ТК РФ может быть и иным. Однако в судебной
практике
отсутствуют примеры, когда рассматривался бы вопрос о правомерности
привлечения
работодателя к административной ответственности за использование труда
совместителя с превышением предела рабочего времени в сумме по
нескольким
договорам. Разделяют такую точку зрения и специалисты контролирующих
органов
(смотрите, например, ответы с информационного портала Роструда
"Онлайнинспекция.РФ" на вопрос 1 и вопрос 2). Судебные органы также
придерживаются этой позиции (смотрите, например, постановления ФАС
Северо-Западного округа от 06.08.2009 N А13-11107/2008, Седьмого
арбитражного
апелляционного суда от 02.07.2010 N 07АП-4974/10, Четырнадцатого
арбитражного
апелляционного суда от 28.12.2009 N 14АП-6847/2009).
Хотим отметить,
что законодательство в
сфере социального страхования не возлагает на страхователя обязанность
проверять количество рабочих мест у работника, принятого по
совместительству
(постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа
от 18
октября 2012 г. N Ф04-4138/12 по делу N А45-10896/2012).
Однако наличие у
работника нескольких
трудовых договоров о работе по совместительству в течение времени,
превышающего
по сумме лимит, установленный ст. 284 ТК РФ, является объектом
пристального
внимания со стороны ФСС России. Представители Фонда часто квалифицируют
такое
положение дел как создание искусственной ситуации для получения средств
на
выплату пособия этому работнику в завышенном размере. Суды, как
правило,
признают, что само по себе существование нескольких трудовых договоров
о работе
по совместительству, продолжительность рабочего времени по каждому из
которых
не превышает четырех часов в день, соответствует требованиям ст. 284 ТК
РФ. В
то же время это обстоятельство в совокупности с другими факторами может
свидетельствовать о недобросовестности работодателя как страхователя.
Когда
доказано, что совместительство существовало только на бумаге,
фактически работа
по трудовому договору не выполнялась либо не могла выполняться, потому
что
совокупное рабочее время превышало разумный предел, отсутствовала
физическая
возможность выполнить объем работы по всем договорам, суд встает на
сторону
представителей соцстраха (постановление Президиума ВАС РФ от 19.07.2011
N
282/11, постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 27.03.2012 N
Ф04-1045/12, постановление ФАС Волго-Вятского округа от 05.05.2012 N
Ф01-864/12).
Рекомендуем также
ознакомиться с
материалом:
- Энциклопедия
решений. Общая
продолжительность работы по нескольким договорам о совместительстве.
Ответ подготовил:
Эксперт службы
Правового консалтинга
ГАРАНТ
Миллер Оксана
Ответ прошел
контроль качества
28 ноября 2022 г.
Материал
подготовлен на основе
индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги
Правовой
консалтинг. Для получения подробной информации об услуге обратитесь к
обслуживающему Вас менеджеру.
Новые
материалы в системе ГАРАНТ
Информационный
блок
"Большая библиотека бухгалтера и кадрового работника"
Материалы прессы
Информационный
блок
"Библиотека консультаций. Кадры"
Материалы
прессы
Новые
материалы службы Правового консалтинга ГАРАНТ
ВЕСТИ ДЛЯ ЮРИСТА
Постановление
Правительства
РФ от 30 ноября 2022 г. N 2178
"О внесении
изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации в части
введения
обязательной маркировки отдельных видов никотинсодержащих жидкостей
средствами
идентификации"
Обязательная
маркировка жидкостей для электронных сигарет, в том числе
безникотиновых,
стартует с 15 декабря.
Эксперимент
по маркировке средствами идентификации и мониторингу оборота отдельных
видов
электронных сигарет и никотинсодержащих жидкостей для них решено
завершить
досрочно - 14 декабря 2022 г., а не 28 февраля 2023 г., как было
запланировано
изначально.
Вводится
обязательная маркировка отдельных видов никотинсодержащих жидкостей.
Установлены правила маркировки безникотиновой продукции. Речь идет о
жидкостях
для электронных систем доставки никотина, в том числе безникотиновых.
Заявление
о регистрации в информационной системе мониторинга подается начиная с
15
декабря 2022 г., для организаций оптовой торговли - с 1 марта 2023 г.
Производители и импортеры начнут вносить сведения в информационную
систему
мониторинга с 25 декабря 2022 г., розничные продавцы и оптовики - с 1
апреля
2023 г.
Маркировка
жидкостей для электронных систем доставки никотина стартует с 15
декабря 2022
г. До 1 декабря 2023 г. можно маркировать остатки продукции,
находившейся в
обороте по состоянию на 15 декабря 2022 г., в порядке, установленном
для
маркировки остатков табачной продукции.
Оптовый
оборот немаркированной продукции допускается до 1 апреля 2023 г., а
розничная
продажа - до 1 декабря 2023 г.
Постановление
вступает в силу со дня опубликования.
Опубликовано
на "Официальном интернет-портале правовой информации"
(www.pravo.gov.ru) 30 ноября 2022 г.
Постановление
Правительства РФ от 24 ноября 2022 г. N 2131
"О внесении
изменений в постановление Правительства Российской Федерации
от 12 марта 2022
г. N
351"
Право
участников фондового рынка не раскрывать корпоративную информацию
продлено.
Правительство
на полгода - до 1 июля 2023 г. продлило право организаций - эмитентов
ценных
бумаг раскрывать чувствительную информацию в ограниченном объеме или
вообще
отказаться от ее раскрытия.
Решение
принято для защиты участников фондового рынка от возможных санкций со
стороны
недружественных стран.
Постановление
вступает в силу со дня опубликования.
Опубликовано
на "Официальном интернет-портале правовой информации"
(www.pravo.gov.ru) 28 ноября 2022 г.
Приказ
МЧС России от 15
ноября 2022 г. N 1161
"Об утверждении
Порядка согласования стандартов организаций, содержащих требования
пожарной
безопасности"
Известно,
как МЧС согласовывает стандарты пожарной безопасности.
Урегулирован
порядок согласования стандартов организаций, содержащих требования
пожарной
безопасности.
Стандарты
согласовываются главным государственным инспектором РФ по пожарному
надзору или
одним из его заместителей. Для этого стандарт, утвержденный заказчиком
его
разработки, в 2-х экземплярах направляется организацией-разработчиком
или
заказчиком разработки с заявлением о согласовании в МЧС непосредственно
или
почтой. В заявлении указывается информация о возможности участия
заявителя (его
представителя) на комиссии по рассмотрению стандарта, а также адрес
электронной
почты для уведомлений. Прилагаются электронная версия стандарта и
пояснительная
записка.
С
1 марта 2024 г. заявление можно будет подавать через портал госуслуг.
Также с
указанной даты МЧС будет вести реестр согласованных стандартов и
размещать его
на своем сайте.
Стандарты
рассматриваются в течение 30 рабочих дней.
Зарегистрировано
в Минюсте РФ 30 ноября 2022 г. N 71259.
Опубликован
на "Официальном интернет-портале правовой информации"
(www.pravo.gov.ru) 1 декабря 2022 г.
Приказ Минтруда
России
от 31 октября 2022 г. N 699н
"Об утверждении
особенностей проведения специальной оценки условий труда рабочих мест в
организациях, осуществляющих отдельные виды деятельности - субъектов
малого
предпринимательства (включая работодателей - индивидуальных
предпринимателей),
которые в соответствии с федеральным законодательством
отнесены к
микропредприятиям"
На
рабочих местах отдельных микропредприятий спецоценка условий труда
будет
проводиться по особым правилам.
Утвержденные
особенности применяются в отношении микропредприятий, которые, в
частности,
ведут деятельность в области информации, права и бухучета, финансовую,
страховую, техническую, рекламную деятельность.
Потенциально
вредные и (или) опасные производственные факторы на рабочих местах
идентифицирует работодатель (его представитель) совместно с
работниками.
Организацию, проводящую спецоценку, привлекать не нужно. При
идентификации
следует учитывать в т. ч. результаты ранее проводившихся на данных
рабочих
местах исследований (испытаний) и измерений вредных и (или) опасных
производственных факторов, случаи производственного травматизма и (или)
профзаболевания, результаты санэпиднадзора. На каждое рабочее место
оформляется
проверочный лист (рекомендован его образец). Результаты заполнения
листа
утверждает комиссия работодателя по проведению спецоценки.
В
отношении рабочих мест, на которых идентифицированы один или несколько
потенциально вредных и (или) опасных производственных факторов,
проводится
специальная оценка условий труда по общим правилам с привлечением
специализированной организации.
Если
потенциально вредные и (или) опасные производственные факторы не
выявлены, то
комиссия признает условия труда допустимыми. Работодатель оформляет
декларацию
соответствия условий труда государственным нормативным требованиям
охраны
труда. Рекомендован ее образец.
Приказ
вступает в силу с 1 марта 2023 г. и действует до 1 марта 2029 г.
Зарегистрировано
в Минюсте РФ 28 ноября 2022 г. N 71155.
Опубликован
на "Официальном интернет-портале правовой информации"
(www.pravo.gov.ru) 28 ноября 2022 г.
Приказ Минтранса
России
от 18 октября 2022 г. N 418
"Об утверждении
Порядка выдачи специального разрешения на движение по автомобильным
дорогам
тяжеловесного и (или) крупногабаритного транспортного средства"
Обновлен
порядок выдачи спецразрешений на движение тяжеловесного или
крупногабаритного
транспорта по автодорогам.
Минтранс
вводит новые правила выдачи спецразрешений на движение по автодорогам
тяжеловесного или крупногабаритного транспорта. Заявление и документы
можно
будет подать через Госуслуги или личный кабинет перевозчика на
safe-route.ru.
Уточняются содержание разрешения и правила согласования маршрутов.
Приказ
вступает в силу с 1 марта 2023 г. и действует до 1 марта 2029 г.
Зарегистрировано
в Минюсте РФ 30 ноября 2022 г. N 71254.
Опубликован
на "Официальном интернет-портале правовой информации"
(www.pravo.gov.ru) 30 ноября 2022 г.
Приказ
Роскомнадзора от
28 октября 2022 г. N 179
"Об утверждении
Требований к подтверждению уничтожения персональных данных"
Подтверждаем
уничтожение персональных данных.
На
период с 1 марта 2023 г. до 1 марта 2029 г. установлены требования к
подтверждению уничтожения персональных данных.
Подтверждающим
документом является акт об уничтожении. При обработке данных с
использованием
средств автоматизации также используется выгрузка из журнала
регистрации
событий. Оговорено их содержание.
Акты
и выгрузки хранятся в течение 3 лет.
Зарегистрировано
в Минюсте РФ 28 ноября 2022 г. N 71167.
Опубликован
на "Официальном интернет-портале правовой информации"
(www.pravo.gov.ru) 29 ноября 2022 г.
Приказ
Роскомнадзора от
27 октября 2022 г. N 178
"Об утверждении
Требований к оценке вреда, который может быть причинен субъектам
персональных
данных в случае нарушения Федерального закона "О персональных данных"
Как
оценивается вред, который может быть причинен субъектам персональных
данных?
Роскомнадзор
установил требования к оценке вреда, который может быть причинен
субъектам
персональных данных в случае нарушения Закона о персональных данных.
Оператор
определяет одну из степеней вреда - высокую, среднюю либо низкую.
Результаты
оценки вреда оформляются актом.
Приказ
вступает в силу с 1 марта 2023 г. и действует до 1 марта 2029 г.
Зарегистрировано
в Минюсте РФ 28 ноября 2022 г. N 71166.
Опубликован
на "Официальном интернет-портале правовой информации"
(www.pravo.gov.ru) 29 ноября 2022 г.
Вопрос.
Суд оштрафовал муниципальное
автономное учреждение по статье из главы 15 КоАП. Имеет ли право
директор
учреждения уплатить штраф или он должен быть оплачен исключительно
самим
учреждением? Штраф платится в пользу бюджета городского образования и
является
неналоговым платежом. Какова судебная практика по такого рода делам?
Ответ.
Штраф за
административное правонарушение должен быть уплачен самим автономным
учреждением. В противном случае существует большой риск привлечения
учреждения
к ответственности по части 1 статьи 20.25 КоАП РФ (за неуплату
административного штрафа).
Поясним.
Согласно
части 1 статьи 32.2 КоАП РФ «административный
штраф должен быть уплачен в полном размере лицом, привлеченным к
административной ответственности». При этом в КоАП
отсутствует норма,
аналогичная норме пункта 1 статьи 45 НК РФ, согласно которой «уплата
налога может быть произведена за налогоплательщика иным
лицом».
Минфин
РФ в Письме от
30.12.2015 N 02-08-10/77621 сообщил, что в
случае неправомерного перечисления денежных средств третьими лицами за
лицо,
привлеченное к административной ответственности, обязательство по
оплате штрафа
не может считаться исполненным, а лицо, не уплатившее штраф,
привлекается к
ответственности по части 1 статьи 20.25 КоАП РФ. Именно на это Письмо
сослался
суд в Решении Уссурийского районного суда Приморского края от
13.01.2020
по делу N 12-10/2020 в ситуации,
аналогичной изложенной в Вашем вопросе. Штраф
в размере 250 000 рублей за организацию оплатил её директор.
Мировой судья посчитал такие действия правомерными, а штраф уплаченным,
с чем
не согласился районный суд, указав, что административный штраф - это
вид
наказания, «штраф
должен быть уплачен именно тем лицом, которое привлекли к
административной ответственности (ч.1
ст.32.2 КоАП
РФ). Поэтому организация должна уплатить штраф, если к ответственности
привлекли саму организацию. Уплата штрафа за правонарушителя третьим
лицом не
допускается …к административной
ответственности …привлечено юридическое лицо …,
соответственно, и штраф должно
уплачивать юридическое лицо, а не физическое». На это
же Письмо Минфина содержится ссылка и в Решении
Промышленного районного суда г. Смоленска Смоленской
области от 09.02.2021
по делу N 2а-934/2021, где суд
указал, что «юридическое
лицо должно уплатить штраф, если к административной ответственности
привлекли
саму организацию».
Специалисты,
ссылаясь на названное Письмо, также
приходят к выводу, что «если штраф наложен на должностное
лицо … учреждения, то
его уплачивает именно это лицо, а не учреждение. И наоборот» (см. Уплата административного
штрафа: какие нюансы учесть
казенному учреждению? (М. Мишанина, журнал "Казенные учреждения:
бухгалтерский учет и налогообложение", N 7, июль 2021 г.)). В других
материалах отмечается, что «…исполнение
административного наказания не может
быть произведено без личного участия привлеченного к ответственности
лица, то
есть неразрывно связано с его личностью. … В противном
случае утрачивается весь
смысл административного наказания, в частности его неотвратимость или
неизбежность…» (см. Вопрос: Может ли третье лицо
оплатить административный
штраф, наложенный налоговым органом за нарушение валютного
законодательства на
иное юридическое лицо? (ответ службы Правового консалтинга ГАРАНТ,
январь 2017
г.)).
В
Письме
от 21.05.2018 N 23-01-06/34205 Минфин
сообщил, что «возможность
уплаты неналоговых платежей, таких как …
штрафы…, иным лицом за лицо, которое обязано уплатить данные
платежи,
законодательством Российской Федерации не установлена… лицо,
привлеченное к
административной …ответственности, обязано исполнить
обязательство по уплате
штрафа, …самостоятельно… По мнению Департамента,
…администратор доходов бюджета
не вправе принимать к учету платежные документы от иных лиц и должен
осуществить возврат данного платежа, как излишне (ошибочно) уплаченного
…».
Следует
отметить, что самим же Минфином в 2017 году
был разработан проект федерального закона "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об
административных
правонарушениях по вопросу, связанному с уплатой
административного
штрафа за лицо, привлеченное к административной ответственности, иным
лицом". Этим проектом предусматривалось дополнить статью 32.2 КоАП РФ
новой частью, в которой прямо разрешалось «иному
лицу» производить уплату
административного штрафа (по аналогии со статьей 45 НК РФ), однако в
2020 году
от разработки этого проекта Минфин отказался.
Анализ
судебной практики показывает, что суды
иногда лояльно относятся к случаям, когда за одно физическое лицо по
его
просьбе или поручению штраф уплатил родственник или знакомый. Например,
в
период навигации гражданин не смог оплатить штраф лично и попросил об
этом
своего знакомого, для чего передал ему деньги, суд счел штраф
уплаченным (Решение
Звениговского районного суда Республики Марий Эл от
19.01.2018 по делу N 12-12/2018)), отметив,
что «законодателем
не установлено прямых запретов на оплату штрафа третьим лицом за
правонарушителя в добровольном порядке». Существуют и другие
аналогичные
решения: Решение Игринского районного суда Удмуртской Республики от
09.09.2019
по делу N 12-95/2019; Решение Ленинского
районного суда г.
Барнаула Алтайского края от 16.03.2021
по делу N 12-84/2021; Решение
Железнодорожного районного суда г. Красноярска Красноярского края от
29.10.2021
по делу N 12-443/2021, Решение Синарского
районного суда г.
Каменск-Уральского Свердловской области от 01.12.2021
по делу N 2а-2082/2021.
Следует
отметить, что попытка гражданина,
ошибочно уплатившего штраф за другого
гражданина, вернуть
себе деньги, может закончиться неудачей. Например, Челышева Е.В.
заплатила за
Челышева А.В, и заявила, что не обратила внимания на инициалы, но суд
решил,
что деньги возврату не подлежат. (см. Апелляционное определение СК по
гражданским делам Нижегородского областного суда от 07.11.2017
по делу N 33-12981/2017).
В
Решении Куйбышевского районного суда г. Омска
Омской области от 13.12.2021
по делу N 12-849/2021
рассматривалась ситуация, когда к ответственности был привлечен
директор одного
общаства, а штраф был уплачен другим обществом, в котором нарушитель
также был
директором. Суд решил, что штраф не уплачен. Однико в Постановлении
Пятого кассационного суда общей юрисдикции от 17.05.2021
по делу N 16-251/2021
суд согласился, что штраф директором-нарушителем уплачен, хотя платеж
был
произведен за директора организацией. Здесь решающим фактором стало то
обстоятельство, что денежные
средства оплачивались из
заработной платы директора. Интересно, что в этом решении
суд отклонил
ссылку на
Письмо
Минфина от 30.12.2015 N 02-08-10/77621,
отметив, что из содержания данного письма
следует, что обязательство считается неисполненным в случае, когда
денежные
средства за лицо, обязанное уплатить штраф, были перечислены третьим
лицом
ошибочно либо неправомерно, тогда как из материалов дела усматривается,
что
штраф был уплачен
по поручению
директора.
Аналогичное
понимание Письма Минфина от 30.12.2015
N 02-08-10/77621 можно встретить и в некоторых разъяснениях
государственных
органов. В частности, Госинспекция по недвижимости
города
Москвы на сайте https://www.mos.ru/ggi/documents/view/264720220/
разместила ответ, в котором со ссылкой на названное письмо сообщила,
что «оплачивать
административный штраф должен субъект, в отношении
которого вынесено постановление о назначении
наказания», но допустила возможность зачета средств,
перечисленных третьим
лицом при условии предоставления в Госинспекцию заявления с
доверенностью,
содержащей соответствующие полномочия по оплате штрафа у лица, которое
произвело платеж. Второй вариант предлагаемых действий – это
самостоятельная
оплата нарушителем штрафа и возврат третьему лицу уплаченных им за
нарушителя
средств (при подаче заявления на возврат).
Судебной
практики, где бы суд счел правомерным
уплату административного штрафа за организацию её директором, нам
обнаружить не
удалось.
Ответ
подготовлен специалистами ООО "Гарант-ИнфоЦентр" 8
декабря 2022 г.
Новые материалы в
системе ГАРАНТ
Информационный
блок
"Большая библиотека юриста"
Книги
Борисов
А.Н. Комментарий
к Федеральному закону от 22 мая 2003 г. N 54-ФЗ "О применении
контрольно-кассовой техники при осуществлении расчетов в Российской
Федерации" (издание третье, перераб. и доп.). - "Юстицинформ",
2023 г.
В
книге дан постатейный комментарий к Федеральному закону от 22 мая 2003
г. N
54-ФЗ "О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении
расчетов
в Российской Федерации" в редакции внесённых в него изменений, в том
числе
Федеральным законом от 26 июля 2019 г. N 238-ФЗ. Подробно рассмотрены
правила
применения контрольно-кассовой техники на территории России,
проанализированы
внесенные изменения, приведены позиции Минфина России и ФНС России.
Сафоненков
П.Н. Экзамен
на статус адвоката. Учебно-практическое пособие (в двух частях, часть
первая;
издание второе, перераб. и доп.). - "Деловой двор", 2022 г.
В
первой части пособия подробно рассмотрены вопросы адвокатской
деятельности и
адвокатуры, истории адвокатуры, гражданского, трудового, семейного
права и
гражданского процесса. Книга полностью отражает требования,
предъявляемые к
претенденту при сдаче квалификационного экзамена на статус адвоката, и
содержит
ответы на вопросы, утвержденные Советом ФПА РФ 28 января 2016 года (в
ред. от 1
сентября 2022 г.), включённые в экзаменационные билеты.
Шестакова
Е.В.
Практические аспекты применения положений раздела X ТК РФ "Охрана
труда". - "Право Доступа", 2022 г.
Законодатель
пересмотрел требования к охране труда и начиная с 2021 года установил
более
жёсткие условия для обеспечения режима работы и отдыха водителей и
других
категорий работников. Это особенно значимо в тех отраслях, где работа
сопряжена
с тяжелыми или опасными условиями труда, например, в сферах энергетики,
строительства, где неукоснительное соблюдение требований
законодательства
является особенно актуальным вопросом.
Ефремов
А.В. Определение
юридически значимых обстоятельств судами при рассмотрении дел,
связанных с
реализацией социальных прав военнослужащих и членов их семей, членов
семей
погибших (умерших) военнослужащих. - Специально для системы ГАРАНТ,
2022 г.
Рассмотрены
правовые особенности юридически значимых фактических обстоятельств,
которые
определяются судами при их толковании и единообразном применении в
случаях
предоставления социальных прав военнослужащим и членам их семей. Кроме
того,
автором предлагаются меры по устранению выявленных проблем и
рекомендации по
правильному и своевременному рассмотрению и разрешению таких категорий
дел,
связанных с реализацией социальных прав военнослужащих и членов их
семей,
членов семей погибших (умерших) военнослужащих, что будет
способствовать
укреплению законности и правопорядка.
Материалы
прессы
Новые
материалы службы Правового консалтинга ГАРАНТ
АРХИВ Выпусков