ВЕСТИ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА
19 августа 2022 г. ВЫПУСК № 32 (832)
ВЕСТИ ДЛЯ КАЖДОГО
Указ Президента
РФ от 15
августа 2022 г. N 558
"О некоторых
вопросах совершенствования государственной наградной системы Российской
Федерации"
В
России учредили звание "Мать-героиня".
Президент
РФ учредил звание "Мать-героиня" и определил порядок его присвоения.
Звания удостаиваются матери, родившие и воспитавшие 10 детей и более.
Матери и
их дети должны являться гражданами России. При присвоении звания решено
выплачивать 1 млн руб. единовременно и вручать специальный орден из
золота с
бриллиантом.
Со
100 тыс. до 500 тыс. руб. увеличен размер единовременного поощрения для
награжденных орденом "Родительская слава". Изменение распространяется
на правоотношения, возникшие с 1 января 2022 г. При награждении медалью
ордена
будет выплачиваться 200 тыс. руб.
Уточнен
порядок награждения орденом "За заслуги перед Отечеством" IV степени.
Указ
вступает в силу со дня его подписания.
Опубликован
на "Официальном интернет-портале правовой информации"
(www.pravo.gov.ru) 15 августа 2022 г.
Постановление
Правительства РФ от 18 августа 2022 г. N 1436
"О внесении
изменений в Правила предоставления из федерального бюджета субсидии
акционерному обществу "Национальная система платежных карт" на
стимулирование доступных внутренних туристских поездок через возмещение
части
стоимости оплаченной туристской услуги"
Максимальный
кешбэк при покупке путевок на Дальний Восток увеличен вдвое.
С
20 тыс. до 40 тыс. руб. решено увеличить максимальную сумму возврата
части
средств гражданам при бронировании отелей или санаториев, расположенных
на
Дальнем Востоке.
Также
уточнены требования к туристской услуге. Период проживания в гостинице
и (или)
транспортном специализированном средстве размещения должен составлять
не менее
трех ночей (ранее - не менее двух).
Приказ Ростуризма
от 11
августа 2022 г. N 359-Пр-22
"Об установлении
перечня субъектов Российской Федерации, на территориях которых
предоставляется
туристская услуга, сроков ее предоставления, а также об определении
периода
оплаты стоимости туристской услуги"
С
25 августа открывается осеннее окно продаж турпутевок с кешбэком.
Ростуризм
запускает очередной этап программы туристического кешбэка. Приобрести
путевку
можно с 25 августа по 10 сентября 2022 г., а отправиться отдыхать - с 1
октября
по 25 декабря 2022 г. (в круиз - с 1 сентября по 25 декабря 2022 г.).
При этом
увеличена минимальная продолжительность поездки (от 3 ночей).
В
рамках программы туристы могут оплатить путешествие по России картой
"Мир" и получить кешбэк в размере 20% от его стоимости.
Приказ
вступает в силу с 25 августа 2022 г.
Зарегистрировано
в Минюсте РФ 16 августа 2022 г. N 69657.
Опубликован
на "Официальном интернет-портале правовой информации"
(www.pravo.gov.ru)
16 августа 2022 г.
Постановление
Правительства Московской области от 4 августа 2022 г. N 808/26
"О внесении
изменений в Порядок назначения и выплаты пособия на ребенка в
Московской
области"
Изменен
порядок назначения и выплаты пособия на ребенка в Московской области.
Право
на пособие предоставляется до достижения ребенком возраста восьми лет,
а не
шестнадцати, как было установлено ранее.
Для
назначения (продления, возобновления) пособия теперь необходимы
документы,
подтверждающие получение заявителем и (или) членами его семьи
заработной платы
в размере ниже установленного минимального размера оплаты труда в
субъекте
Российской Федерации, в котором заявителем и (или) членом его семьи
осуществляется трудовая деятельность.
Дополнен
перечень электронных документов, необходимых при направлении заявления
посредством Портала государственных и муниципальных услуг (функций)
Московской
области. Среди них документы, подтверждающие получение заявителем и
(или)
членами его семьи заработной платы в размере ниже минимального размера
оплаты
труда, о размере процентов, полученных по вкладам в расчетном периоде,
и
другие.
Постановление
вступает в силу на следующий день после официального опубликования.
Опубликовано
на Интернет-портале Правительства Московской области (http://mosreg.ru)
4 июня
2022; на "Официальном интернет-портале правовой информации"
(www.pravo.gov.ru) 5 августа 2022 г.
ВЕСТИ ДЛЯ БУХГАЛТЕРА
Постановление
Правительства РФ от 16 августа 2022 г. N 1420
"О внесении
изменений в Правила предоставления субсидий из федерального бюджета
российским
кредитным организациям и специализированным финансовым обществам в
целях
возмещения недополученных ими доходов по кредитам,
выданным в 2019 -
2024
годах субъектам малого и среднего предпринимательства,
а также
физическим
лицам, применяющим специальный налоговый режим
"Налог на
профессиональный доход", по льготной ставке"
Малый
и средний бизнес получит льготные кредиты на перестройку и развитие
производства.
Скорректированы
правила субсидирования льготных кредитов МСП и самозанятым в 2019-2024
гг.
Для
МСП предусмотрены кредиты на перестройку производства под 4,5% и на
развитие
производства под 3%. Средства можно будет потратить на закупку
оборудования,
капремонт производственных помещений или запуск новых производств. В
приоритетном порядке кредиты смогут получить предприятия в сферах
переработки
с/х продукции, логистики и гостиничного бизнеса.
Срок
действия льготной программы составит 3 года. При этом кредит можно
будет взять
на 10 лет.
Опубликовано
на "Официальном интернет-портале правовой информации"
(www.pravo.gov.ru) 17 августа 2022 г.
Приказ Минфина
России от 11 июля 2022
г. N 108н
"О внесении
изменений в коды
(перечни кодов) бюджетной классификации Российской Федерации на 2022
год (на
2022 год и на плановый период 2023 и 2024 годов), утвержденные приказом
Министерства финансов Российской Федерации от 8 июня 2021 г. N 75н"
Минфин
уточнил перечни КБК на этот год.
Минфин
дополнил перечни КБК на 2022 г. (на 2022 г. и плановый период 2023 и
2024 гг.).
Речь идет о кодах для субсидий в сфере образования, здравоохранения,
сохранения
озера Байкал и др. Также предусмотрены КБК для налога на добычу
полезных ископаемых
в виде щебня, выплат беженцам из Донбасса и Украины. Часть КБК
скорректирована.
Зарегистрировано
в Минюсте РФ 16 августа 2022 г. N 69650.
Опубликован
на "Официальном интернет-портале правовой информации"
(www.pravo.gov.ru)
16 августа 2022 г.
Приказ
Федерального агентства по
туризму от 5 июля 2022 г. N 307-Пр-22
"Об утверждении
перечня видов
объектов туристской индустрии"
Определены
объекты туриндустрии, которые могут рассчитывать на нулевую ставку НДС.
В
НК РФ были внесены поправки, устанавливающие нулевую ставку НДС в
отношении
услуг по предоставлению в аренду или пользование на ином праве объектов
туриндустрии, введенных в эксплуатацию (в т. ч. после реконструкции)
после 1
января 2022 г. и включенных в реестр объектов туриндустрии. К последним
относятся объекты капстроительства и некапитальные строения, сооружения
в
соответствии с перечнем видов объектов туристской индустрии,
утвержденным
Ростуризмом.
Агентство
установило такой перечень. В него вошли гостиницы, кемпинги, объекты
санаторно-курортного лечения и отдыха, горнолыжные трассы и горнолыжные
комплексы, аквапарки и др.
Зарегистрировано
в Минюсте РФ 12 августа 2022 г. N 69615.
Опубликован
на "Официальном интернет-портале правовой информации"
(www.pravo.gov.ru) 12 августа 2022 г.
Информация ФНС
России от
17 августа 2022 г.
"Как
получить
ускоренное возмещение НДС в заявительном порядке"
С
26 марта 2022 года право на заявительный порядок возмещения НДС за
налоговые
периоды 2022 и 2023 гг. предоставлено всем налогоплательщикам. ФНС
информирует,
что претендовать на возмещение НДС до окончания камеральной проверки
можно,
если на дату представления заявления о применении указанного порядка
одновременно соблюдаются два условия:
-
налогоплательщик не находится в процессе реорганизации или ликвидации;
-
в его отношении не возбуждено производство по делу о несостоятельности
(банкротстве).
Не
представляя банковскую гарантию или поручительство такая компания может
претендовать на ускоренное возмещение налога в сумме, не превышающей
совокупный
объем налогов и страховых взносов, уплаченный за предшествующий
календарный
год, без учета налогов, уплаченных в связи с перемещением товаров через
границу
РФ и в качестве налогового агента. Если желаемая сумма возмещения за
налоговый
период окажется больше, то на разницу потребуется предоставить
банковскую гарантию
или поручительство. При этом подразумевается именно сумма фактически
уплаченных, а не исчисленных за прошлый год налогов.
Если
у налогового органа есть сведения, указывающие на возможные нарушения
по НДС (в
том числе за предыдущие налоговые периоды), организации может быть
отказано в
возмещении НДС в заявительном порядке.
Вопрос
– ответ
Вопрос.
Государственное
бюджетное учреждение (работодатель) хочет исключить из штатного
расписания
должность курьера на основании доведенного приказа курирующего органа
исполнительной власти (в котором указана новая структура и перечень
должностей). Работнику будут предлагаться переводы на другие должности.
Возможно ли прекращение с ним трудового договора по основанию,
предусмотренному
п. 7 ч. 1 ст. 77 ТК РФ (отказ работника от продолжения работы в связи с
изменением определенных сторонами условий трудового договора), в случае
отказа
от перевода? По какому основанию в данном случае следует произвести
увольнение
работника?
Ответ. По данному
вопросу мы придерживаемся
следующей позиции:
В
указанном в вопросе случае работник должен быть уволен в соответствии с
п. 2
части первой ст. 81 ТК РФ в связи с сокращением численности или штата
работников организации, несмотря на то, что он откажется от
предложенной ему
другой имеющейся работы.
Обоснование
позиции:
В
соответствии с п. 2 части первой ст. 81 ТК РФ трудовой договор может
быть
расторгнут работодателем в связи с сокращением численности или штата
работников
организации, индивидуального предпринимателя.
В
указанном в вопросе случае работодатель планирует исключить из штатного
расписания должность курьера, то есть планируется произвести сокращение
штата -
ликвидацию всех штатных единиц по одной или нескольким должностям.
Согласно
части третьей ст. 81 ТК РФ увольнение в связи с сокращением численности
или
штата работников допускается, если невозможно перевести работника с его
письменного
согласия на другую имеющуюся у работодателя работу (как вакантную
должность или
работу, соответствующую квалификации работника, так и вакантную
нижестоящую
должность или нижеоплачиваемую работу), которую работник может
выполнять с
учетом его состояния здоровья. При этом работодатель обязан предлагать
работнику все отвечающие указанным требованиям вакансии, имеющиеся у
него в
данной местности. В силу этой же нормы предлагать работнику вакансии в
других
местностях работодатель обязан, если это предусмотрено коллективным
договором,
соглашениями, трудовым договором.
При
этом формулировка ст. 81 ТК РФ предполагает наличие письменного
согласия
работника на перевод на другую имеющуюся у работодателя работу. ТК РФ
не
обязывает работника принять предложение о переводе на имеющуюся у
работодателя
вакантную должность.
В
случае установления невозможности перевода работника с его письменного
согласия
на другую работу по причине отсутствия соответствующих вакансий либо
отказа
работника от перевода на другую работу производится его увольнение по
п. 2
части первой ст. 81 ТК РФ.
Что
касается увольнения по п.7 статьи 77 ТК РФ (отказ работника от
продолжения
работы в связи с изменением определенных сторонами условий трудового
договора),
то необходимо отметить следующее.
Согласно
части первой ст. 74 ТК РФ в случае, когда по причинам, связанным с
изменением
организационных или технологических условий труда (изменения в технике
и
технологии производства, структурная реорганизация производства, другие
причины), определенные сторонами условия трудового договора не могут
быть
сохранены, допускается их изменение по инициативе работодателя, за
исключением
изменения трудовой функции работника.
В
силу части третьей ст. 74 ТК РФ, если работник, предупрежденный в
письменной форме
о предстоящих изменениях определенных сторонами условий трудового
договора, а
также о причинах, вызвавших необходимость таких изменений, не согласен
работать
в новых условиях, то работодатель обязан в письменной форме предложить
ему
другую имеющуюся у работодателя работу, которую работник может
выполнять с
учетом его состояния здоровья. При этом предлагаются все вакантные
должности,
как соответствующие квалификации работника, так и нижестоящие
(нижеоплачиваемые), имеющиеся в данной местности. Предлагать вакансии в
других
местностях работодатель обязан, если это предусмотрено коллективным
договором,
соглашениями, трудовым договором.
Согласно
части четвертой ст. 74 ТК РФ при отсутствии вакансий или отказе
работника от
предложенной работы трудовой договор прекращается по п. 7 части первой
ст. 77
ТК РФ с выплатой выходного пособия в размере двухнедельного среднего
заработка,
если трудовым или коллективным договором не установлен более высокий
размер
выходного пособия.
То
есть увольнение по п. 7 части первой ст. 77 ТК РФ возможно, если
работодатель
изменяет условия трудового договора без изменения трудовой функции (то
есть
работник остаётся на должности курьера) в порядке, предусмотренном ст.
74 ТК
РФ.
Таким
образом, в указанном в вопросе случае работник должен быть уволен в
соответствии с п. 2 части первой ст. 81 ТК РФ в связи с сокращением
численности
или штата работников организации, несмотря на то, что он откажется от
предложенной ему другой имеющейся у работодателя работы.
Ответ подготовил:
Эксперт службы
Правового консалтинга ГАРАНТ
Ипполитова Ирина
Ответ прошел
контроль качества
5
августа 2022 г.
Материал
подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной
в
рамках услуги Правовой консалтинг. Для получения подробной информации
об услуге
обратитесь к обслуживающему Вас менеджеру.
Новые
материалы в системе ГАРАНТ
Информационный
блок
"Большая библиотека бухгалтера и кадрового работника"
Материалы прессы
Информационный
блок
"Библиотека консультаций. Кадры"
Материалы
прессы
Новые
материалы службы Правового консалтинга ГАРАНТ
ВЕСТИ ДЛЯ ЮРИСТА
Постановление
Правительства РФ от 16 августа 2022 г. N 1419
"Об утверждении
Правил выдачи временной лицензии на осуществление образовательной
деятельности
организациям, реализующим программы спортивной подготовки"
Кабмин
утвердил правила лицензирования спортивных школ в качестве
образовательных
организаций.
Начиная
с 2023 г. спортивные центры и школы смогут получить лицензии на
образовательную
деятельность, а тренеры, работающие в этих учреждениях, - статус
педагогических
работников со всеми правами, обязанностями и соцгарантиями.
Правительство
установило правила выдачи таких лицензий в упрощённом порядке.
Организациям,
работающим по программам спортподготовки, будет достаточно подать в
Рособрнадзор
электронное заявление.
Лицензии,
полученные в упрощённом порядке, будут действовать до 1 сентября 2023
г. Затем
спортивные центры и школы смогут получить бессрочные лицензии.
Опубликовано
на "Официальном интернет-портале правовой информации"
(www.pravo.gov.ru) 17 августа 2022 г.
Приказ
Государственной корпорации по
атомной энергии "Росатом" от 27 апреля 2022 г. N 1/11-НПА
"Об утверждении
Административного
регламента осуществления Государственной корпорацией по атомной энергии
"Росатом" лицензионного контроля деятельности организаций по
использованию ядерных материалов и радиоактивных веществ при проведении
работ
по использованию атомной энергии в оборонных целях, включая разработку,
изготовление, испытание, транспортирование (перевозку), эксплуатацию,
хранение,
ликвидацию и утилизацию ядерного оружия и ядерных энергетических
установок
военного назначения, за исключением деятельности воинских частей и
организаций
Министерства обороны Российской Федерации в этой области"
Как
проводится лицензионный контроль деятельности по использованию атомной
энергии
в оборонных целях?
Росатом
установил порядок лицензионного контроля деятельности по использованию
ядерных
материалов и радиоактивных веществ при проведении работ по
использованию
атомной энергии в оборонных целях, включая разработку, изготовление,
испытание,
транспортирование, эксплуатацию, хранение, ликвидацию и утилизацию
ядерного
оружия и ядерных энергоустановок военного назначения.
Контроль
ведётся с привлечением экспертных организаций и экспертов. Предмет
контроля -
полнота и достоверность сведений при получении лицензии, исполнение
лицензионных требований и условий действия лицензии, а также выполнение
предписаний об устранении нарушений и предостережений о недопустимости
нарушения этих требований и условий.
Указан
исчерпывающий перечень документов, необходимых для проведения контроля.
Срок
проверки не может превышать 20 рабочих дней.
Приказ
действует до 31 декабря 2024 г.
Зарегистрировано
в Минюсте РФ 17 августа 2022 г. N 69674.
Опубликован
на "Официальном интернет-портале правовой информации"
(www.pravo.gov.ru) 17 августа 2022 г.
Вопрос
– ответ
Вопрос.
Организация с
01.08.2016 находилась в реестре субъектов малого и среднего
предпринимательства. 10.07.2022 она исключена из реестра в связи с
превышением
среднесписочной численности работников за предшествующий календарный
год (251
человек). За период с 2019 по 2020 год среднесписочная численностью
работников
- менее 250 человек. В настоящее время среднесписочная численностью
работников
- менее 250 человек.
В
данном случае как
необходимо трактовать положение п. 4 ст. 4 ФЗ от 24.07.2007 N 209-ФЗ?
Что
необходимо сделать, чтобы попасть в реестр субъектов малого и среднего
предпринимательства?
Ответ. Трехлетний срок
установлен законом
(часть 4 ст. 4 Закона N 209-ФЗ) для изменения именно категории субъекта
в
рамках реестра субъектов МСП и не касается ситуаций, связанных с
исключением из
него (постановления Второго арбитражного апелляционного суда от
06.08.2020 N
02АП-4565/20 по делу N А28-18117/2019, Девятого арбитражного
апелляционного
суда от 30.05.2018 N 09АП-11048/18, Четырнадцатого арбитражного
апелляционного
суда от 17.04.2019 N 14АП-2123/19 и др.).
По
нашему мнению, можно представить информацию для включения в Реестр в
будущем,
но не ретроспективно, то есть по данным 2019 и 2020 года включиться не
получится,
так как уже в 2021 году численность работников была превышена.
Согласно
п. 1 ст. 3 Федерального закона от 24.07.2007 N 209-ФЗ "О развитии
малого и
среднего предпринимательства в РФ" субъектами малого и среднего
предпринимательства признаются хозяйствующие субъекты, отнесенные в
соответствии с условиями, установленными указанным Федеральным законом,
к малым
и средним предприятиям, сведения о которых внесены в единый реестр
субъектов
малого и среднего предпринимательства (далее - РСМП).
Внесение
сведений о юридических лицах в РСМП осуществляются уполномоченным
органом:
-
с 10 июля по 10 декабря текущего календарного года в порядке,
установленном ч.
5 ст. 4.1 Федерального закона "О развитии малого и среднего
предпринимательства в РФ", на основании сведений, содержащихся в ЕГРЮЛ,
предоставленных в соответствии с законодательством РФ о налогах и
сборах,
сведений о среднесписочной численности работников за предшествующий
календарный
год, сведений о доходе, полученном от осуществления предпринимательской
деятельности
за предшествующий календарный год, сведений, содержащихся в документах,
связанных с применением специальных налоговых режимов в предшествующем
календарном году, а также сведений, представленных в уполномоченный
орган в
соответствии с чч. 5-6.4 и 7.1 указанной статьи (ч. 4 той же статьи в
редакции
Федерального закона от 27.10.2020 N 349-ФЗ);
-
с 10 января по 10 июня текущего календарного года в порядке,
установленном ч. 5
ст. 4.1 Федерального закона "О развитии малого и среднего
предпринимательства
в РФ", на основании сведений, содержащихся в ЕГРЮЛ, представленных в
соответствии с законодательством РФ о налогах и сборах, сведений о
среднесписочной численности работников за календарный год,
предшествующий
предыдущему календарному году, сведений о доходе, полученном от
осуществления
предпринимательской деятельности за календарный год, предшествующий
предыдущему
календарному году, сведений, содержащихся в документах, связанных с
применением
специальных налоговых режимов в календарном году, предшествующем
предыдущему
календарному году, а также сведений, представленных в уполномоченный
орган в
соответствии с частями 5-6.4 и 7.1 указанной статьи (ч. 4.1 той же
статьи в
редакции Федерального закона от 27.10.2020 N 349-ФЗ).
Согласно
подп. 1 п. 5 ст. 4.1 Федерального закона "О развитии малого и среднего
предпринимательства в РФ" в редакции Федерального закона от 27.10.2020
N
349-ФЗ сведения, указанные в пп. 1-5.1, 7 и 8 ч. 3 ст. 5 того же Закона
(в том
числе наименование организации, ИНН, место нахождения, категория
субъекта
малого или среднего предпринимательства), вносятся в РСМП по общему
правилу
10-го числа каждого месяца на основании указанных в чч. 4 и 4.1 ст. 4.1
упомянутого Закона сведений, имеющихся у уполномоченного органа по
состоянию на
1-е число месяца внесения сведений.
По
нашему мнению, из приведенных норм следует, что организация сможет
попасть в
РСМП на основании данных 2022 года не ранее 10 июля 2023 года.
Ответ подготовил:
Эксперт службы
Правового консалтинга ГАРАНТ
кандидат
юридических наук Сулейманов Марат
Ответ прошел
контроль качества
9
августа 2022 г.
Материал
подготовлен на основе индивидуальной устной консультации, оказанной в
рамках
услуги Советы экспертов. Проверки, налоги, право. Для получения
подробной информации
об услуге обратитесь к обслуживающему Вас менеджеру.
Новые материалы в
системе ГАРАНТ
Информационный
блок
"Большая библиотека юриста"
Книги
Борисов
А.Н. Комментарий
к Федеральному закону от 8 февраля 1998 г. N 14-ФЗ "Об обществах с
ограниченной ответственностью" (постатейный; издание четвертое,
переработанное и дополненное). - "Юстицинформ", 2022 г.
Подробно
проанализированы правовое положение обществ с ограниченной
ответственностью
(ООО), порядок их создания, реорганизации и ликвидации, органы
управления
обществ, права и обязанности участников, совершение сделок с долями в
уставном
капитале и имуществом обществ. Рассмотрены новеллы, реализующие
Концепцию
развития гражданского законодательства России. Приведены правовые
позиции
высших судебных органов.
Гончарова
В.А.
Непоименованные способы обеспечения исполнения обязательств в
гражданском праве
России (монография). - "Юстицинформ", 2022 г.
Издание
представляет собой первое многоступенчатое и комплексное исследование
непоименованных способов обеспечения исполнения обязательств,
осуществленное на
основе актуального гражданского законодательства, последних достижений
цивилистической доктрины и современной судебной практики.
Иванова
Т.Н.
Транспортное право и законодательство: содержание и перспективы
развития
(монография). - "Юстицинформ", 2022 г.
В
монографии автор проанализировал содержание транспортного права как
комплексной
отрасли законодательства. Структура работы обусловлена делением
транспортного
законодательства на подотрасли в соответствии с видами транспорта:
последовательно описаны нормативные правовые акты, которые на настоящий
момент
регулируют общественные отношения на железнодорожном, автомобильном,
воздушном,
морском и речном, а также трубопроводном транспорте. Особое внимание
уделено
существующим тенденциям развития транспортного законодательства, в том
числе за
рубежом. Сделаны предложения по изменению законодательства, которые, по
мнению
автора, являются самыми актуальными на момент подготовки настоящего
издания. В
конце монографии приводится список источников транспортного права.
Материалы
прессы
Новые
материалы службы Правового консалтинга ГАРАНТ
АРХИВ Выпусков