Гарант-ИнфоЦентр | Официальный сайт.


27 апреля 2024 г.



Может ли объект, например метрополитен, как объект внеуличного транспорта, находящийся на глубине более 15 м под землей, быть особо опасным и технически сложным объектом, и одновременно с этим -уникальным объектом (Градкодекс РФ, ст. 48.1)?




Ответ: В части 1 статьи 48.1 ГрК РФ перечислены категории объектов, относящихся к особо опасным и технически сложным. К таковым, в частности, относятся объекты инфраструктуры внеуличного транспорта.

 

Согласно части 2 статьи 48.1 ГрК РФ к уникальным объектам относятся объекты капитального строительства (за исключением указанных в части 1 этой же статьи), в проектной документации которых предусмотрены определенные частью 2 характеристики.

 

На мой взгляд, из построения статьи 48.1, а также из буквального смысла её второй части следует, что к уникальным объектам относятся объекты с определенными характеристиками, не подпадающие под определение особо опасных и технически сложных. То есть, конкретный объект может быть либо особо опасным и технически сложным, либо уникальным. Одно исключает другое.

 

Косвенным подтверждением такой позиции является тот факт, что до 2011 года в части 2 статьи 48.1 ГрК РФ не было слов «за исключением указанных в части 1 настоящей статьи», эта фраза появилась с принятием федерального закона от 28 ноября 2011 г. N 337-ФЗ. Таким образом, старая редакция части 2 допускала одновременное отнесение объекта и к уникальным, и к особо опасным и технически сложным. Новая редакция этого не допускает.

 

Вышеизложенная позиция является экспертным мнением, которое может отличаться от мнения других специалистов и позиции государственных органов. Официальных разъяснений по Вашему вопросу не найдено.

 

Возможно, Вам будут полезны следующие материалы:

 

Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа от 31 марта 2022 г. N Ф07-2837/22 по делу N А56-56857/2020: «Метрополитен - транспортное предприятие, связанное с повышенной опасностью и которое в соответствии с пунктом 8 части 1 статьи 48.1 Градостроительного кодекса Российской Федерации относится к особо опасным и технически сложным объектам инфраструктуры внеуличного транспорта»;

 

Постановление Арбитражного суда Уральского округа от 19 мая 2020 г. N Ф09-1896/20 по делу N А76-9725/2019: «На основании части 8 статьи 48.1 ГрК РФ метрополитены относятся к особо опасным и технически сложным объектам»;

 

Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу от 5 апреля 2018 г. N 44-1725/18: «Согласно п. 8 ч. 1 ст. 48.1 ГрК к особо опасным и технически сложным объектам относятся метрополитены»;

 

Решение Федеральной антимонопольной службы от 27 ноября 2018 г. N 18/44/105/1794: «Статьей 48.1 Градостроительного кодекса Российской Федерации установлены условия отнесения объектов к категории особо опасных, технически сложных и уникальных, при этом пунктом 8 части 1 указанной статьи установлено, что объект "метрополитен" является особо опасным и технически сложным объектом»;

 

Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Москве от 18 ноября 2022 г. N 077/06/106-17136/2022: «В силу п.8 ч.1 ст.48.1 ГрК РФ к особо опасным и технически сложным объектам капитального строительства, отнесены объекты инфраструктуры внеуличного транспорта, в том числе Метрополитен».

разработка Яковлев Виталий Сергеевич it@guarant-ic.ru