27 апреля 2024 г. |
Может ли объект, например метрополитен, как объект внеуличного транспорта, находящийся на глубине более 15 м под землей, быть особо опасным и технически сложным объектом, и одновременно с этим -уникальным объектом (Градкодекс РФ, ст. 48.1)?
Ответ: В части 1 статьи
48.1 ГрК РФ
перечислены категории объектов, относящихся к особо опасным и
технически
сложным. К таковым, в частности, относятся объекты инфраструктуры
внеуличного
транспорта.
Согласно
части 2 статьи 48.1 ГрК РФ к уникальным объектам относятся объекты
капитального
строительства (за исключением указанных
в части 1 этой же статьи), в проектной документации которых
предусмотрены
определенные частью 2 характеристики.
На
мой взгляд, из построения статьи 48.1, а также из буквального смысла её
второй
части следует, что к уникальным объектам относятся объекты с
определенными
характеристиками, не подпадающие под определение особо опасных и
технически
сложных. То есть, конкретный объект
может быть либо особо опасным и технически сложным, либо уникальным.
Одно
исключает другое.
Косвенным
подтверждением такой позиции является тот факт, что до 2011 года в
части 2
статьи 48.1 ГрК РФ не было слов «за исключением указанных в
части 1 настоящей
статьи», эта фраза появилась с принятием федерального закона
от 28 ноября 2011
г. N 337-ФЗ. Таким образом, старая редакция части 2 допускала
одновременное
отнесение объекта и к уникальным, и к особо опасным и технически
сложным. Новая
редакция этого не допускает.
Вышеизложенная
позиция является экспертным мнением, которое может отличаться от мнения
других
специалистов и позиции государственных органов. Официальных разъяснений
по
Вашему вопросу не найдено.
Возможно,
Вам будут
полезны следующие материалы:
Постановление
Арбитражного суда Северо-Западного округа от 31 марта 2022 г. N
Ф07-2837/22 по
делу N А56-56857/2020: «Метрополитен - транспортное
предприятие, связанное с
повышенной опасностью и которое в соответствии с пунктом 8 части 1
статьи 48.1
Градостроительного кодекса Российской Федерации относится к особо
опасным и
технически сложным объектам инфраструктуры внеуличного
транспорта»;
Постановление
Арбитражного суда Уральского округа от 19 мая 2020 г. N Ф09-1896/20 по
делу N
А76-9725/2019: «На основании части 8 статьи 48.1 ГрК РФ
метрополитены относятся
к особо опасным и технически сложным объектам»;
Решение
Управления Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу от 5
апреля
2018 г. N 44-1725/18: «Согласно п. 8 ч. 1 ст. 48.1 ГрК к
особо опасным и
технически сложным объектам относятся метрополитены»;
Решение
Федеральной антимонопольной службы от 27 ноября 2018 г. N
18/44/105/1794:
«Статьей 48.1 Градостроительного кодекса Российской Федерации
установлены условия
отнесения объектов к категории особо опасных, технически сложных и
уникальных,
при этом пунктом 8 части 1 указанной статьи установлено, что объект
"метрополитен" является особо опасным и технически сложным
объектом»;
Решение
Управления Федеральной антимонопольной службы по Москве от 18 ноября
2022 г. N
077/06/106-17136/2022: «В силу п.8 ч.1 ст.48.1 ГрК РФ к особо
опасным и
технически сложным объектам капитального строительства, отнесены
объекты
инфраструктуры внеуличного транспорта, в том числе
Метрополитен».