Гарант-ИнфоЦентр | Официальный сайт.


22 марта 2024 г.



Какой перечень документов необходимо в обязательном порядке сдавать при ликвидации ООО? Каким образом и кто уполномочен организовать процедуру сдачи документов в архив, если ООО уже фактически ликвидировано, а документы находятся «на руках»?




Ответ. В Законе N 125-ФЗ и иных нормативных актах не содержится подробный перечень документов, подлежащих передаче на хранение в архив.  В соответствии с ч. 10 ст. 23  закона от 22.10.2004 N 125-ФЗ "Об архивном деле в Российской Федерации" передаче на хранение в архив подлежат документы, образовавшиеся в процессе деятельности такой организации, а именно:

- включенные в состав Архивного фонда РФ;

- документы, сроки временного хранения которых не истекли;

- по личному составу (см. полный текст Вопрос: Передача документов на хранение в архив - ликвидация юридического лица (ответ службы Правового консалтинга ГАРАНТ, ноябрь 2023 г.).).

 

На сайте Управления по делам архивов Тюменской области

http://archiv.72to.ru/index.php/gosudarstvennyj-arkhiv-sotsialno-politicheskoj-istorii-tyumenskoj-oblasti/v-pomoshch-konkursnym-upravlyayushchim-likvidatoram/34-gosudarstvennyj-arkhiv-sotsialno-politicheskoj-istorii/271-perechen-dokumentov-podlezhashchikh-peredache-v-arkhiv-pri-likvidatsii-organizatsii

размещена следующая информация: 

«Перечень документов, подлежащих передаче в архив при ликвидации организации

1.Учредительные документы (свидетельство о государственной регистрации, документы о создании, устав или положение, приказы или распоряжения о реорганизации). Документы о ликвидации.

2. Приказы или распоряжения о приеме, увольнении, переводе, установлении должностных окладов, отпусках (без сохранения заработной платы, по уходу за детьми, если в штате организации имелись должности, отнесенные к Списку производств, работ, профессий, должностей и показателей с вредными и тяжелыми условиями труда, занятость в которых дает право на пенсионное обеспечение на льготных условиях).

3. Трудовые договоры, контракты, соглашения (в том числе на определенный срок), договоры подряда.

4. Личные карточки формы Т-2 (в том числе временных работников).

5. Личные дела уволенных (заявления, автобиографии, копии приказов и выписки из них, копии личных документов, характеристики, листки по учету кадров, анкеты и т.д.).

6. Журналы учета движения трудовых книжек, списки личного состава, алфавитные книги.

7. Невостребованные личные документы (трудовые книжки, дипломы, свидетельства об образовании и т.д.).

8. Лицевые счета работников или ведомости по начислению заработной платы (при отсутствии лицевых счетов - ведомости на выдачу заработной платы, документы на выдачу пособий, гонораров, материальной помощи и других выплат).

9. Расчет, индивидуальные сведения организации по начисленным и уплаченным страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в ПФ РФ.

10. Табели учета рабочего времени и наряды работников, занятых на должностях с вредными и опасными условиями труда. Список производств, работ, профессий, должностей и показателей с вредными и тяжелыми условиями труда, занятость в которых дает право на пенсионное обеспечение на льготных условиях (при наличии таковых на предприятии).

11. Акты о несчастных случаях на производстве.

 

Вместе с документами в архив передаются:

1. Опись дел по личному составу (согласованная с госархивом) в 3 экземплярах,

2. Историческая справка в 1 экземпляре,

3. Электронный экземпляр описи и исторической справки».

 

На портале Правительства Москвы по адресу

https://mosarchive.mos.ru/helpful-information/informatsiya-dlya-likvidiruyushchikhsya-organizatsiy/?ysclid=lu9pkj29wp99705860 размещены:

 Приказ №137 от 25.05.2023 Об утверждении порядка приема заявлений на передачу документов по личному составу от ликвидированных организаций на хранение в ГБУ "Мосархив"
и

ПАМЯТКА по упорядочению документов по личному составу ликвидированных организаций..

 

Законодательством не предусмотрена возможность нахождения архива ликвидированного ООО «на руках».

 

Пунктом 3 Приказа ГБУ «Мосархив» № 137 от 25.05.2023 прямо предусмотрено обращение в архив после ликвидации организации с письмом-заявлением о принятии документов по личному составу (при этом, возможно, предполагается, что до ликвидации был заключен и оплачен соответствующий договор).

 

Передача документов ликвидируемой организации входит в обязанность ликвидационной комиссии (ликвидатора) или конкурсного управляющего (ч. 10 ст. 23 Федерального закона от 22.10.2004 N 125-ФЗ). Для передачи документов ликвидационная комиссия заключает договор с архивом (ч. 17 ст. 3, ч. 3 ст. 21, ч.ч. 8, 10 ст. 23, Закона N 125-ФЗ, п. 225 Правил N 77)  (см. полный текст: Энциклопедия решений. Передача документов в архив при ликвидации юридического лица).

 

Возможно, также будет полезно следующее судебное решение:

 

Решение Новоуренгойского городского суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 16 октября 2018 г. по делу N 2-2685/2018:

«Свидетель Павлов суду показал, что он являлся генеральным директором ООО "Юг-Строй", истица Омарова работала в данной организации ... После ликвидации ООО "Юг-Строй" он не сдал документы предприятия на хранение в городской архив, потому что у него было много других проблем, а кроме того, хранение документов в архиве является платным, денег у него не было. Все документы предприятия у него хранятся дома, часть документов была им со временем утеряна. В 2014 году к нему обратилась истица, пояснив, что ей нужны документы для оформления пенсии, он выдал Омаровой необходимые справки, так как смог найти документы по ней, сохранились ли сейчас у него документы бухгалтерского и кадрового учёта на Омарову, он не знает».

разработка Яковлев Виталий Сергеевич it@guarant-ic.ru