Гарант-ИнфоЦентр | Официальный сайт.


2 февраля 2024 г.



Организацию присоединили к другой компании, теперь она имеет статус филиала. Что происходит с нормативной базой присоединенной организации (в частности, с системой менеджмента качества)? Её нужно всю ликвидировать и создавать новую? Может ли филиал принимать собственные локальные акты (в частности, систему менеджмента качества)?




Ответ. Законодательство не обязывает после присоединения отменять все локальные акты присоединенной организации, но и не запрещает такие действия. В Определении Новосибирского областного суда от 09.07.2015 по делу N 33-5669/2015 суд пришел к выводу, что «локальные акты присоединенного учреждения не могут применяться после завершения процедуры реорганизации, в результате которой образуется единое юридическое лицо, … коллективные договоры прекращают свое действие, как и иные локальные акты». Вывод о том, что после окончания присоединения локальные акты присоединенной организации прекращают действовать, подтверждается и другими судебными решениями (см. Определение СК по гражданским делам Свердловского областного суда от 15.02.2022 по делу N 33-1758/2022, Апелляционное определение СК по гражданским делам Ленинградского областного суда от 31.10.2019 по делу N 33-6473/2019, Апелляционное определение СК по гражданским делам Верховного Суда Республики Крым от 27.02.2019  по делу N 33-2465/2019, Решение Усть-Илимского городского суда Иркутской области от 09.10.2020 по делу N 2-1834/2020). Разделяют такое мнение и специалисты (см. Вопрос 1). Таким образом, присоединенная организация попадает в «правовое поле» присоединившей её компании и должна подчиняться общим для компании правилам.  

 

Отметим, что существуют и противоположные мнения по этому вопросу. В частности,  в одном из ответов октября 2016 года специалисты портала Роструда "Онлайнинспекция.РФ" сообщили, что «после реорганизации локально-нормативные акты присоединяемой организации действуют в присоединяющей организации» (см. Вопрос 2), однако такой вывод, на наш взгляд, является ошибочным.

 

Законодательством предусмотрено право филиала принимать собственный коллективный договор (часть 4 статьи 40 ТК РФ). Однако нормы права, которая позволяла бы филиалу самостоятельно вводить для себя систему менеджмента качества, нам обнаружить не удалось. На наш взгляд, у филиала такого права нет, однако локальным актом компании для филиала может быть установлена собственная система менеджмента качества, если это требуется по технологическим или организационно-управленческим причинам. Компания также может наделить филиал полномочиями по принятию локальных актов, отразив соответствующие права в Положении о филиале или в доверенности, выданной руководителю филиала (см.  Апелляционное определение СК по гражданским делам Суда Чукотского автономного округа от 27.10.2014  по делу N 33-173/14). В этом случае филиал сможет сам принять локальный акт для своих работников.

______________________

Вопрос 1: Нужно ли издавать новые локальные нормативные акты в связи с тем, что организация реорганизована путем присоединения? (журнал "Отдел кадров коммерческой организации", N 11, ноябрь 2017 г.) 

 

Вопрос 2: Наша организация присоединяется к другой организации. Все работники присоединяемой организации станут работниками присоединяющей организации. Однако возник вопрос с действием локальных нормативных актов. С одной стороны, гражданское законодательство говорит об универсальном правопреемстве, что означает переход всех прав и обязанностей к присоединяющей организации, то есть и локально-нормативные акты (ЛНА). С другой стороны, законодательством это не предусмотрено (ТК РФ говорит лишь о правах работников и коллективных трудовых соглашениях). Кроме того, переход всех ЛНА к присоединяющей организации повлечет существование двойных... (информационный портал Роструда "Онлайнинспекция.РФ", октябрь 2016 г.)

 

разработка Яковлев Виталий Сергеевич it@guarant-ic.ru