Гарант-ИнфоЦентр | Официальный сайт.


19 ноября 2021 г.



Заказчик по 44-ФЗ принял решение о внесении изменений в аукционную документацию (электронный аукцион) в пятницу 28.05.2021. Будет ли нарушением нормы части 6 статьи 65 закона 44-ФЗ размещение изменений в ЕИС не 29.05.2021 (суббота), а 31.05.2021 (понедельник) - в первый рабочий день за днем принятия решения, или заказчик может применить статью 193 ГК РФ? Если размещение 31.05.2021 является нарушением, то под какую статью КоАП РФ попадает данное нарушение?




Ответ. Если заказчик по объективным причинам не может (не успевает) разместить изменения в ЕИС в пятницу, то, на наш взгляд, можно применить статью 193 ГК РФ и разместить их в понедельник. При этом не исключено, что антимонопольный орган будет придерживаться противоположной позиции и квалифицировать нарушение по части 1 статьи 7.30 КоАП РФ (тогда заказчику придется отстаивать свою позицию в суде).

 

Поясним.

 

Частью 6 статьи 65 закона 44-ФЗ установлено, что в течение одного дня с даты принятия решения о внесении изменений в документацию об электронном аукционе заказчик обязан разместить такие изменения в ЕИС. В норме не упоминается, о каких днях идет речь: о календарных или рабочих. Анализ других норм закона 44-ФЗ показывает, что когда устанавливается срок в один день, то, как правило, уточняется, что речь идет об одном рабочем дне (часть 11 статьи 31, части 8, 15, 21-24 статьи 44 и др.). Однако в отдельных случаях (например, в части 4 статьи 49, части 6 статьи 50, части 6 статьи 63) срок устанавливается именно в «один день».

 

Логично предположить, что, законодатель, в таких случаях подразумевает именно один календарный день и не предусматривает применение к этому сроку положений статьи 193 ГК РФ (согласно которой если последний день срока приходится на нерабочий день, днем окончания срока считается ближайший следующий за ним рабочий день), так как единственный день срока всегда является последним, поэтому при применении статьи 193 ГК РФ он сразу превращается в один рабочий день. 

 

С другой стороны нормы закона должны быть исполнимыми, а при принятии решения в пятницу может сложиться ситуация, когда заказчик технически не будет успевать разместить информацию в этот же день. Кроме того, не предусматривая порядка исчисления сроков, закон 44-ФЗ в части 1 статьи 2 определяет, что законодательство о контрактной системе основывается, в том числе, на положениях ГК РФ. При этом возможность применения к срокам, установленным законом 44-ФЗ, положений статьи 193 ГК РФ подтверждается как специалистами ФАС РФ (Вопрос1, Решение ФАС от 1 марта 2021 г. N П-29/21), так и специалистами Минэкономразвития РФ (Письма от 12.01.2015 N Д28и-2, от 22.01.2016 N Д28и-88).

 

Анализ судебной практики, к сожалению, не позволяет утверждать, что к срокам, установленным законом 44-ФЗ, всегда можно применять статью 193 ГК РФ. В Определении ВС РФ от 11.01.2016 г. N 306-КГ15-17119 суд поддержал позицию о переносе срока подачи жалобы, установленного частью 3 статьи 105 закона 44-ФЗ, с субботы на понедельник, применив нормы статьи 193 ГК РФ. Однако в Постановлении Девятого арбитражного апелляционного суда от 16.10.2020 N 09АП-35090/20 суд отказался применять положения этой статьи, указав, что «заключение контракта обусловлено необходимостью выполнить работы до 31.12.2019», а «участник закупки, имел реальную возможность подписать контракт в срок до 28.12.2019» («имел возможность заблаговременно подписать контракт, в будний день, до 28.12.2019»). В этом же решении суд указал, что суббота (28.12.2019) не является общим выходным (нерабочим) днем, поэтому «не имеет место перенос срока подписания контракта». Постановление N 09АП-35090/20 было оставлено без изменения Постановлением Арбитражного суда Московского округа от 17.03.2021 N Ф05-25190/20, а в передаче жалобы для рассмотрения в ВС РФ было отказано Определением ВС РФ от 21.06.2021 N 305-ЭС21-9071.

 

При этом существует судебная практика, где в ситуации, аналогичной изложенной, суд посчитал возможным применение статьи 193 ГК РФ. В Решении Арбитражного суда Республики Алтай от 31.08.2020 по делу N А02-961/2020 суд не согласился с доводами антимонопольного органа о том, что заказчиком нарушены сроки размещения изменений в ЕИС, так как закон 44-ФЗ «не содержит положений продления предусмотренных в нем сроков в случаях, если последний день является по календарю выходным». В данном случае решение о внесении изменений в документацию было принято в пятницу 20.03.2020,  в этот же день в 16.09 заказчик сформировал и разместил в ЕИС для прохождения казначейского контроля извещение, но изменения в аукционную документацию были размещены в ЕИС только 23.03.2020 (понедельник) в 09:32,  поэтому орган  усмотрел в действиях заказчика нарушение части 6 статьи 65 закона 44-ФЗ. Суд указал, что судебная практика признает право участников торгов на подачу документов в следующий рабочий день, если последний день подачи приходится на выходной, и пришел к выводу, что такое же право есть и у заказчика (сославшись на часть 1 статьи 2 закона 44-ФЗ и статью 193 ГК РФ). Антимонопольный орган подал апелляционную жалобу, указав, что срок для размещения решения о внесении изменений в аукционную документацию исчисляется в части 6 статьи 65 закона 44-ФЗ в календарных днях, «поскольку в данной норме закона не определено, что данный срок исчисляется в рабочих днях», однако и апелляционная инстанция с доводами УФАС не согласилась (Постановление Седьмого арбитражного апелляционного суда от 02.12.2020 N 07АП-9730/20). Не согласился с доводами антимонопольного органа и суд общей юрисдикции, который рассматривал эту же ситуацию в связи с вынесением УФАС постановления о привлечении должностного лица заказчика к ответственности по части 1 статьи 7.30 КоАП РФ (Решение Горно-Алтайского городского суда Республики Алтай от 02.12..2020 по делу N 12-336/2020). Суд общей юрисдикции отметил, что поскольку заказчик сформировал закупочную документацию с внесенными изменениями в пятницу, то последний день их публикации приходится на субботу – нерабочий день, поэтому публикация изменений в понедельник не противоречит положениям закона 44-ФЗ. Постановление антимонопольного органа было отменено, а производство по делу прекращено в связи с отсутствием события правонарушения.

 

Следует отметить, что других судебных решений, соответствующих изложенной ситуации, нами не обнаружено, а вышеприведенная позиция является нашим экспертным мнением.

 

Вопрос 1 - Вопрос: Как правильно исчисляется срок, в течение которого заказчик обязан разместить извещение о проведении запроса котировок в единой информационной системе? ("Разъяснения органов исполнительной власти по ведению финансово-хозяйственной деятельности в бюджетной сфере", N 4, июль-август 2014 г.).

разработка Яковлев Виталий Сергеевич it@guarant-ic.ru