2 июля 2025 г. |
Опубликовано на официальном интернет-портале правовой информации (pravo.gov.ru) 30 июня 2025 г.
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ПРАВИТЕЛЬСТВА РФ ОТ 30 ИЮНЯ 2025 Г. N 980
"Об утверждении Положения о порядке подачи (направления) документов по делам об административных правонарушениях в электронном виде и требованиях к их формату, типового положения о порядке подачи (направления) документов по делам об административных правонарушениях в электронном виде посредством регионального портала государственных и муниципальных услуг, а также о рекомендациях к формату таких документов"
В
соответствии со статьями 6 1 - 6 3
Федерального закона "О введении в действие Кодекса Российской Федерации
об
административных правонарушениях" Правительство Российской Федерации
постановляет:
1.
Утвердить прилагаемые:
Положение
о порядке подачи (направления) документов по делам
об административных правонарушениях в электронном виде и требованиях к
их
формату;
типовое
положение о порядке подачи (направления) документов
по делам об административных правонарушениях в электронном виде
посредством
регионального портала государственных и муниципальных услуг, а также о
рекомендациях к формату таких документов.
2.
Признать утратившим силу постановление Правительства
Российской Федерации от 19 июня 2021 г. N 947 "Об
утверждении Правил
направления экземпляров постановлений и копий решений по жалобам на
постановления по делу об административном правонарушении и материалов,
полученных с применением работающих в автоматическом режиме специальных
технических средств, имеющих функции фото- и киносъемки, видеозаписи,
или
средств фото- и киносъемки, видеозаписи, лицу, в отношении которого
возбуждено
дело об административном правонарушении, в форме электронного
документа,
подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью
уполномоченного
должностного лица, с использованием Единого портала государственных и
муниципальных услуг" (Собрание законодательства Российской Федерации,
2021, N 26, ст. 4971).
3.
Министерству цифрового развития, связи и массовых
коммуникаций Российской Федерации обеспечить лицам, участвующим в
производстве
по делам об административных правонарушениях, и должностным лицам,
органам, в
производстве которых находятся такие дела, за исключением судей (далее
- лица):
техническую
возможность использования федеральной государственной
информационной системы "Единый портал государственных и муниципальных
услуг (функций)" для направления и получения документов в электронном
виде, в том числе в форме электронного документа, обеспечив разработку
интерактивной формы для направления указанных документов с учетом
регламента
подключения к соответствующему виду сведений единой системы
межведомственного
электронного взаимодействия, размещенного на справочном информационном
ресурсе
Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций
Российской
Федерации;
доступ
к информации о таких документах (включая дату и время
их направления и получения) лицам, которые их направили или которым они
были
направлены;
возможность
копирования (сохранения) указанной информации.
4.
Федеральным органам исполнительной власти по мере
появления технической возможности обеспечить лицам:
техническую
возможность использования размещенных на
официальных сайтах таких федеральных органов исполнительной власти в
информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" личных кабинетов
юридического лица или индивидуального предпринимателя (далее - личный
кабинет
юридического лица или индивидуального предпринимателя) для направления
и
получения документов в электронном виде, в том числе в форме
электронного документа;
доступ
к информации о таких документах (включая дату и время
их направления и получения) лицам, которые их направили или которым они
были
направлены;
возможность
копирования (сохранения) указанной информации;
защиту
документов, направляемых и получаемых посредством
личного кабинета юридического лица или индивидуального предпринимателя,
от
неправомерного доступа, уничтожения, модификации, блокирования, иных
неправомерных действий.
5.
Федеральной службе государственной регистрации, кадастра
и картографии, Федеральной налоговой службе, Федеральной службе по
ветеринарному и фитосанитарному надзору, Федеральной службе по
гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды, Федеральной службе по
контролю за алкогольным и табачным рынками, Федеральной службе по
надзору в
сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, Федеральной
службе по
надзору в сфере здравоохранения, Федеральной службе по надзору в сфере
образования и науки, Федеральной службе по надзору в сфере
природопользования,
Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий
и
массовых коммуникаций, Федеральной службе по труду и занятости,
Федеральной
службе по экологическому, технологическому и атомному надзору,
Федеральному
агентству лесного хозяйства, Федеральному агентству по техническому
регулированию и метрологии, Федеральному медико-биологическому
агентству при
осуществлении производства по делам об административных
правонарушениях,
выражающихся в несоблюдении обязательных требований, оценка соблюдения
которых
является предметом государственного контроля (надзора), порядок
организации и
осуществления которого регулируется Федеральным законом "О
государственном
контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации",
обеспечить с 1 августа 2025 г. учет и хранение
документов по делам об
административных правонарушениях, находившимся в производстве на 1
января
2025 г. или возбужденным после 1 января
2025 г., в электронном
виде в государственной информационной системе "Типовое облачное решение
по
автоматизации контрольной (надзорной) деятельности".
Иным
федеральным органам исполнительной власти при
осуществлении производства по делам об административных
правонарушениях,
выражающихся в несоблюдении обязательных требований, оценка соблюдения
которых
является предметом государственного контроля (надзора), порядок
организации и
осуществления которого регулируется Федеральным законом "О
государственном
контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации",
обеспечить с 1 января 2026 г. учет и хранение
документов по делам об
административных правонарушениях, находившимся в производстве на 1
января
2026 г. или возбужденным после 1 января
2026 г., в электронном
виде в государственной информационной системе "Типовое облачное решение
по
автоматизации контрольной (надзорной) деятельности".
6.
Рекомендовать органам государственной власти субъектов
Российской Федерации и органам местного самоуправления при
осуществлении
производства по делам об административных правонарушениях, выражающихся
в
несоблюдении обязательных требований, оценка соблюдения которых
является
предметом государственного контроля (надзора), порядок организации и
осуществления которого регулируется Федеральным законом "О
государственном
контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации",
использовать государственную информационную систему "Типовое облачное
решение по автоматизации контрольной (надзорной) деятельности" для
учета и
хранения документов по делам об административных правонарушениях в
электронном
виде с 1 января 2026 г.
7.
Учет и хранение документов, указанных в пунктах 5 и 6
настоящего постановления, в государственной информационной системе
"Типовое облачное решение по автоматизации контрольной (надзорной)
деятельности" осуществляются с учетом требований законодательства о
государственной и иной охраняемой законом тайне.
8.
Настоящее постановление вступает в силу с 1 июля
2025 г.
Председатель
Правительства
Российской Федерации
М. Мишустин
|
|
УТВЕРЖДЕНО
постановлением Правительства
Российской Федерации
от 30 июня 2025 г. N 980
1.
Настоящее Положение определяет порядок подачи
(направления) в рамках производства по делам об административных
правонарушениях документов в электронном виде, в том числе в форме
электронного
документа, посредством федеральной государственной информационной
системы
"Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)"
(далее - Единый портал), через размещенный на официальном сайте
государственного органа в информационно-телекоммуникационной сети
"Интернет" личный кабинет юридического лица или индивидуального
предпринимателя (далее - личный кабинет юридического лица или
индивидуального
предпринимателя) и посредством систем электронного документооборота
участников
производства по делам об административных правонарушениях с
использованием
единой системы межведомственного электронного взаимодействия (далее -
каналы
связи), а также требования к формату таких документов.
2.
В целях реализации настоящего Положения используются
следующие основные понятия:
"документ"
- направляемый, получаемый в рамках
производства по делу об административном правонарушении документ,
указанный в
части 1 статьи 24.8 Кодекса Российской Федерации об административных
правонарушениях (далее - Кодекс), или процессуальный документ,
указанный в
части 1 статьи 24.9 Кодекса;
"документ
в электронном виде" - электронный
документ или электронный образ документа;
"электронный
образ документа" - переведенная в
электронную форму с помощью средств сканирования или фотографирования
копия
документа, изготовленного на бумажном носителе, заверенная в
установленном
порядке электронной подписью;
"орган,
должностное лицо" - орган, должностное
лицо, которые возбуждают дело об административном правонарушении либо в
производстве которых находится дело об административном правонарушении,
за
исключением судей;
"лицо"
- физическое лицо или юридическое лицо, в
отношении которого возбуждается дело об административном
правонарушении, его
законный представитель, участник производства по делу об
административном
правонарушении.
Иные
понятия и термины, используемые в настоящем Положении,
применяются в значениях, установленных Кодексом.
3.
Технические и программные средства, используемые при
подготовке и направлении документов в электронном виде, при их
подписании
(заверении) электронной подписью должны соответствовать требованиям о
защите
информации, содержащейся в государственных информационных системах,
иных
информационных системах государственных органов, государственных
унитарных
предприятий, государственных учреждений, установленным Федеральной
службой
безопасности Российской Федерации и Федеральной службой по техническому
и
экспортному контролю в соответствии с частью 5 статьи 16 Федерального
закона
"Об информации, информационных технологиях и о защите информации".
Применяемые при этом средства защиты информации должны обеспечивать
безопасность персональных данных и иной информации от угроз
безопасности,
определенных в модели угроз безопасности информации, разработанной в
соответствии с подпунктом "г" пункта 1 2
требований к
порядку создания, развития, ввода в эксплуатацию, эксплуатации и вывода
из
эксплуатации государственных информационных систем и дальнейшего
хранения
содержащейся в их базах данных информации, утвержденных постановлением
Правительства Российской Федерации от 6 июля 2015 г.
N 676 "О
требованиях к порядку создания, развития, ввода в эксплуатацию,
эксплуатации и вывода
из эксплуатации государственных информационных систем и дальнейшего
хранения
содержащейся в их базах данных информации", и пройти процедуру оценки
соответствия требованиям, установленным законодательством Российской
Федерации
в области обеспечения безопасности информации.
4.
В соответствии со статьями 24.8 и 24.9 Кодекса документы
могут быть поданы участниками производства по делу об административном
правонарушении, а также изготовлены и направлены в орган, должностному
лицу в
электронном виде при наличии технической возможности у органа,
должностного
лица посредством:
а)
личного кабинета юридического лица или индивидуального
предпринимателя;
б)
Единого портала в случае, если участником производства по
делу об административном правонарушении завершено прохождение процедуры
регистрации в единой системе идентификации и аутентификации и при этом:
таким
участником на Едином портале дано согласие на
направление ему документов посредством Единого портала, за исключением
случая,
предусмотренного абзацем третьим настоящего подпункта;
участником
производства по делу об административном
правонарушении, в отношении которого постановление по делу об
административном
правонарушении вынесено в порядке, предусмотренном частью 3 статьи 28.6
Кодекса, на Едином портале не выражен отказ от направления ему
документов
посредством Единого портала;
в)
системы электронного документооборота участников
производства по делам об административных правонарушениях с
использованием
единой системы межведомственного электронного взаимодействия.
5.
Подача (направление) лицом документов способами,
указанными в пункте 4 настоящего Положения, возможна при наличии у него
технической возможности.
6.
При регистрации лица в личном кабинете юридического лица
или индивидуального предпринимателя либо в системе электронного
документооборота участников производства по делам об административных
правонарушениях
считается, что им дано согласие на направление ему документов
способами,
указанными в подпунктах "а" и "в" пункта 4 настоящего
Положения.
7.
Лицо выражает согласие на получение документов в
электронном виде посредством Единого портала либо отказ от их получения
указанным способом с помощью Единого портала.
8.
Если лицо выразило согласие на направление ему документов
в электронном виде несколькими способами, указанными в пункте 4
настоящего
Положения, решение о способе направления лицу документа в электронном
виде
принимается органом, должностным лицом с учетом имеющейся у него
технической
возможности.
9.
Если в случае, указанном в пункте 8 настоящего Положения,
у органа, должностного лица имеется техническая возможность для
направления
лицу документов несколькими из выбранных таким лицом способов,
направление
документа осуществляется посредством:
а)
Единого портала, если документ может быть направлен лицу
таким способом;
б)
личного кабинета юридического лица или индивидуального
предпринимателя, если документ не может быть направлен лицу посредством
Единого
портала.
10.
Подключение к каналам связи должно осуществляться с
устройств, отвечающих требованиям, указанным в пункте 3 настоящего
Положения, в
том числе при наличии технической возможности в секторах
пользовательского
сопровождения многофункциональных центров предоставления
государственных и
муниципальных услуг.
11.
Сканирование документа на бумажном носителе должно
производиться в масштабе 1:1 (качество не менее 200 - 300 точек на
дюйм),
обеспечивающем сохранение всех реквизитов и аутентичных признаков
подлинности,
- графической подписи лица, печати и углового штампа бланка (при
наличии).
12.
Файл электронного образа документа может быть направлен
в следующих форматах - PDF, JPEG (JPG), PNG, TIFF.
13.
В случае направления электронного образа документа
прилагаемые к нему документы и иные материалы должны быть представлены
в
электронном виде и подписаны электронной подписью, вид которой
установлен
Кодексом.
14.
Каждый отдельный документ должен быть представлен в виде
отдельного файла.
15.
Документы и данные, содержащиеся в них, должны быть
доступными для прочтения, не должны быть защищены от копирования и
печати
электронного образа, не должны содержать интерактивные и мультимедийные
элементы или внедренные сценарии.
16.
Электронный образ документа может быть направлен
способами, указанными в пункте 4 настоящего Положения, как лицом,
подписавшим
данный документ, посредством своего личного кабинета в используемом
канале
связи, так и его защитником, представителем, законным представителем
посредством своих личных кабинетов в используемых каналах связи при
условии
одновременного направления ими документа, удостоверяющего их
полномочия,
созданного в соответствии с законодательством Российской Федерации об
использовании электронной подписи. В этом случае направлять электронный
образ
документа отдельно каждому из указанных лиц из своего личного кабинета
не
требуется.
17.
Файл электронного документа должен быть направлен в
формате PDF.
18.
Вид электронной подписи, которой подписывается документ
в электронном виде, устанавливается Кодексом.
19.
В случае направления электронного документа прилагаемые
к нему документы и иные материалы должны быть представлены в
электронном виде и
подписаны электронной подписью, вид которой установлен Кодексом.
20.
Файлы документов, прилагаемых к электронному документу,
могут быть направлены в следующих форматах:
а)
PDF, RTF, DOC, DOCX, XLS, XLSX, ODT - для документов с
текстовым содержанием;
б)
PDF, JPEG (JPG), PNG, TIFF - для документов с графическим
содержанием.
21.
Каждый отдельный документ должен быть представлен в виде
отдельного файла.
22.
Документы и данные, содержащиеся в них, должны быть
доступными для прочтения, не должны быть защищены от копирования и
печати, не
должны содержать интерактивные и мультимедийные элементы или внедренные
сценарии.
23.
Электронный документ может быть направлен способами,
указанными в пункте 4 настоящего Положения, как лицом, подписавшим
данный
документ, посредством своего личного кабинета в используемом канале
связи, так
и его защитником, представителем, законным представителем посредством
своих
личных кабинетов в используемых каналах связи при условии
одновременного
направления ими документа, удостоверяющего их полномочия, созданного в
соответствии с законодательством Российской Федерации об использовании
электронной подписи. В этом случае направлять электронный документ
отдельно
каждому из указанных лиц из своего личного кабинета не требуется.
24.
Обработка и использование персональных данных субъектов
персональных данных в рамках настоящего Положения осуществляются с
соблюдением
требований о защите персональных данных, установленных Федеральным
законом
"О персональных данных".
25.
Лицо считается получившим документ в электронном виде в
случаях и в сроки, установленные частями 6 и 7 статьи 24.9 Кодекса.
26.
Орган, должностное лицо считаются получившими документ в
электронном виде с момента его поступления в информационную систему
органа
исполнительной власти.
27.
Уведомление о дате и времени входа лица, в отношении
которого постановление по делу об административном правонарушении
вынесено в
порядке, предусмотренном частью 3 статьи 28.6 Кодекса, и которое не
выразило
отказ от направления ему процессуальных документов посредством Единого
портала,
в личный кабинет на Едином портале в течение 7 дней со дня размещения
документа
в таком личном кабинете, а также о реализации лицом права, указанного в
пунктах
28 и 29 настоящего Положения, в автоматическом режиме направляется
посредством
Единого портала органу, должностному лицу, а в случаях, предусмотренных
разделом VI настоящего Положения, также организации федеральной
почтовой связи.
28.
Лицо вправе отказаться от получения документов в
электронном виде посредством Единого портала, а также отозвать согласие
на
получение постановлений исключительно в личный кабинет на Едином
портале.
Указанные действия осуществляются с использованием личного кабинета на
Едином
портале.
29.
Лицо вправе повторно дать согласие на получение
документов посредством Единого портала либо на получение документов
исключительно в личный кабинет на Едином портале. Указанные действия
осуществляются с использованием личного кабинета на Едином портале.
30.
Датой прекращения формирования оператором Единого
портала уведомлений, указанных в пункте 27 настоящего Положения,
считается дата
размещения лицом с использованием личного кабинета на Едином портале
информации
об отказе от получения документов в электронном виде посредством
Единого
портала.
31.
Документ в электронном виде не считается полученным,
если лицом, органом, должностным лицом, которым он был направлен, были
предприняты действия, указанные в пункте 32 настоящего Положения, и
имеется
хотя бы один из следующих недостатков:
а)
текст документа не поддается прочтению;
б)
документ содержит не все страницы;
в)
к документу не приложены указанные в приложении к нему
документы и иные материалы;
г)
к документу, направленному защитником, представителем,
законным представителем, не приложены документы, удостоверяющие его
полномочия.
32.
При получении документа, имеющего недостатки, указанные
в пункте 31 настоящего Положения, лицо, орган, должностное лицо,
которым был
направлен такой документ, в возможно короткий срок извещают об этом
лицо,
орган, должностное лицо, направивших данный документ, посредством
функционала
канала связи, с помощью которого такой документ был направлен, с
приложением
материалов, подтверждающих наличие указанных недостатков.
33.
В случае получения извещения, указанного в пункте 32
настоящего Положения, лицо, орган, должностное лицо в течение одного
рабочего
дня повторно изготавливают (при необходимости) и направляют такой
документ.
34.
Федеральные органы исполнительной власти, осуществляющие
производство по делам об административных правонарушениях, выражающихся
в
несоблюдении обязательных требований, оценка соблюдения которых
является
предметом государственного контроля (надзора), порядок организации и
осуществления которого регулируется Федеральным законом "О
государственном
контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации",
обеспечивают учет и хранение документов по делам об административных
правонарушениях в электронном виде с использованием государственной
информационной системы "Типовое облачное решение по автоматизации
контрольной (надзорной) деятельности".
35.
Экземпляр процессуального документа в электронном виде,
изготовленный на бумажном носителе, направляется (вручается) лицу в
порядке,
установленном правилами оказания услуг почтовой связи, за исключением
случаев,
предусмотренных разделом VI настоящего Положения.
36.
Экземпляр постановления по делу об административном
правонарушении и материалы, полученные с применением работающих в
автоматическом режиме специальных технических средств, имеющих функции
фото- и
киносъемки, видеозаписи, или средств фото- и киносъемки, видеозаписи
(далее -
постановление), в форме электронного документа, подписанного усиленной
квалифицированной электронной подписью в соответствии со статьей 17 4
Федерального закона "Об электронной подписи", также направляются
лицу, в отношении которого возбуждено дело об административном
правонарушении
(далее - адресат), почтовым отправлением в форме электронного документа
посредством информационной системы организации федеральной почтовой
связи,
предусмотренной правилами оказания услуг почтовой связи, с соблюдением
правил и
принципов, установленных национальными стандартами Российской Федерации
в
области криптографической защиты информации, утвержденными в
соответствии с
Федеральным законом "О стандартизации в Российской Федерации".
37.
Размещение постановления в информационной системе
организации федеральной почтовой связи в соответствии с пунктом 36
настоящего
Положения осуществляется путем направления постановления из
информационной
системы федерального органа исполнительной власти в информационную
систему
организации федеральной почтовой связи, в том числе посредством единой
системы
межведомственного электронного взаимодействия, или же путем его
размещения
непосредственно в информационной системе организации федеральной
почтовой
связи.
38.
В случае отсутствия постановления в личном кабинете
адресата на Едином портале адресат вправе при наличии технической
возможности у
отправителя запросить такое постановление посредством направления
запроса в
адрес отправителя с использованием функционала личного кабинета на
Едином
портале.
39.
В случае, указанном в абзаце первом части 8 статьи 24.9
Кодекса, организация федеральной почтовой связи осуществляет
преобразование
постановления в почтовое отправление на бумажном носителе и
осуществляет его
доставку (вручение) адресату в порядке, установленном правилами
оказания услуг
почтовой связи.
УТВЕРЖДЕНО
постановлением Правительства
Российской Федерации
от 30 июня 2025 г. N 980
1.
Настоящее типовое положение в соответствии с Конституцией
Российской Федерации, Кодексом Российской Федерации об административных
правонарушениях, Федеральным законом "О введении в действие Кодекса
Российской Федерации об административных правонарушениях" устанавливает
общие рекомендации к порядку подачи (направления) документов по делам
об
административных правонарушениях в электронном виде посредством
регионального
портала государственных и муниципальных услуг (далее соответственно -
документы, региональный портал), а также рекомендации к формату
документов.
2.
В порядке подачи (направления) документов посредством
регионального портала рекомендуется регламентировать вопросы:
а)
выражения лицом, в отношении которого возбуждается дело
об административном правонарушении, его законным представителем,
участником
производства по делу об административном правонарушении (далее - лицо)
согласия
на получение документов посредством регионального портала и отказа от
их
получения посредством регионального портала;
б)
получения исполнительным органом субъекта Российской
Федерации, комиссией по делам несовершеннолетних и защите их прав,
административной комиссией, иным коллегиальным органом, создаваемым в
соответствии с законом субъекта Российской Федерации, государственным
учреждением, подведомственным исполнительному органу субъекта
Российской
Федерации, органом местного самоуправления, их должностными лицами
информации о
выражении лицом согласия на получение документов посредством
регионального
портала;
в)
получения информации о документах (включая дату и время
направления и получения) лицом, органами, должностными лицами,
указанными в
подпункте "б" настоящего пункта, которые направили документы или
которым они были направлены;
г)
фиксации входа лица в личный кабинет на региональном
портале;
д)
установления требований к формату документов, учитывающих
особенности функционала регионального портала;
е)
установления требований к техническим и программным
средствам, используемым при подготовке документов и их направлении в
электронном виде, соответствующих требованиям о защите информации,
содержащейся
в государственных информационных системах, иных информационных системах
государственных органов, государственных унитарных предприятий,
государственных
учреждений, установленным федеральным органом исполнительной власти,
уполномоченным в области обеспечения безопасности, и федеральным
органом
исполнительной власти, уполномоченным в области противодействия
техническим
разведкам и технической защиты информации, в соответствии с частью 5
статьи 16
Федерального закона "Об информации, информационных технологиях и о
защите
информации". Применяемые при этом средства защиты информации должны
обеспечивать безопасность персональных данных и иной информации от
угроз
безопасности, определенных в модели угроз безопасности информации,
разработанной в соответствии с подпунктом "г" пункта 1 2
требований к порядку создания, развития, ввода в эксплуатацию,
эксплуатации и
вывода из эксплуатации государственных информационных систем и
дальнейшего
хранения содержащейся в их базах данных информации, утвержденных
постановлением
Правительства Российской Федерации от 6 июля 2015 г.
N 676 "О
требованиях к порядку создания, развития, ввода в эксплуатацию,
эксплуатации и
вывода из эксплуатации государственных информационных систем и
дальнейшего
хранения содержащейся в их базах данных информации", и пройти процедуру
оценки соответствия требованиям, установленным законодательством
Российской
Федерации в области обеспечения безопасности информации;
ж)
повторного направления документа в случае, если ранее
направленный документ поврежден, вследствие чего отсутствует
возможность
ознакомиться с его содержанием;
з)
синхронизации работы регионального портала и федеральной
государственной информационной системы "Единый портал государственных и
муниципальных услуг (функций)" в целях одновременного направления
документов посредством регионального портала и федеральной
государственной
информационной системы "Единый портал государственных и муниципальных
услуг (функций)".