14 сентября 2022 г.




Опубликовано на сайте Банка России (http://www.cbr.ru) 14 сентября 2022 г.


ИНФОРМАЦИОННОЕ ПИСЬМО ФАС РОССИИ И БАНКА РОССИИ ОТ 13 СЕНТЯБРЯ 2022 Г. N АК/85107/22, ИН-02-52/113

"О раскрытии информации по некоторым бонусным программам"



В целях содействия формированию благоприятной конкурентной среды на рынке банковских услуг, соблюдения прав и законных интересов физических лиц-клиентов кредитных организаций (далее - потребители) ФАС России и Банк России рекомендуют кредитным организациям учитывать следующее.
В настоящее время распространенной является практика кредитных организаций по привлечению клиентов такими условиями по использованию банковских карт, как возможность получения "кешбэка", то есть возврата части стоимости покупки (денежными средствами или бонусами: баллы, мили и т.д.), начисляемой при выполнении клиентом определенных условий.
Данная практика может быть определена недобросовестной, когда кредитные организации при продвижении своих продуктов 1 акцентируют внимание потенциальных клиентов на определенных свойствах, вызывающих повышенный интерес потребителя реализуемого продукта (прежде всего размере "кешбэка"), однако надлежащим образом не доводят до сведения потребителей информацию о наличии дополнительных условий и/или ограничений, непосредственно влияющих на его размер, о необходимости ознакомления с документами, закрепляющими указанные условия, а также не предоставляют / затрудняют возможность потребителя ознакомиться с этими документами.
Среди основных условий и/или ограничений по начислению "кешбэка", которые, исходя из практики отдельных кредитных организаций, не доводятся до потребителя в доступном для него формате, можно выделить:
- максимальный размер подлежащего начислению "кешбэка" за определенный период;
- максимальная и минимальная сумма покупки, с которой будет начислен "кешбэк";
- перечень МСС-кодов, участвующих в расчете "кешбэка";
- ограничение на начисление "кешбэка" при использовании банковской карты преимущественно/исключительно для оплаты отдельных категорий товаров/услуг;
- ограничение повышенного "кешбэка" по отдельным категориям без предупреждения потребителя об этих категориях.
Совершение кредитными организациями действий, вводящих в заблуждение потребителей, может приводить к возникновению у таких кредитных организаций необоснованных преимуществ перед конкурентами и нарушению общественных отношений в сфере конкуренции.
ФАС России и Банк России рекомендуют обеспечивать доступ потенциальным клиентам к информации и документам, раскрывающим и закрепляющим полные условия и правила обслуживания банковских карт, предусматривающих возможность получения "кешбэка", без совершения ряда дополнительных действий в виде перехода по ссылкам, использования сенсорных манипуляций и прочего.
Раскрывать подобную информацию на сайтах кредитных организаций на страницах реализуемых продуктов, предусматривающих возможность получения "кешбэка", в документах, выдаваемых потребителям при оформлении банковских карт, а также в иных информационных материалах, используемых кредитными организациями при взаимодействии с потребителями рекомендуется таким образом, чтобы привлекательные для потребителя условия и возможные ограничения для их использования размещались в одном месте и в сопоставимом формате, не вызывая у потребителя искаженного восприятия / ожиданий.
Отмечаем, что совершение кредитными организациями действий, вводящих в заблуждение потребителей, может рассматриваться как нарушение положений Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" и Федерального закона от 13.03.2006 N 38-ФЗ "О рекламе". 2
Подобные действия пресекаются антимонопольными органами в рамках имеющихся полномочий, в частности, путем выдачи предупреждений, возбуждения и рассмотрения дел о нарушении антимонопольного законодательства на основании поступивших обращений или иной имеющейся информации.
Настоящее информационное письмо подлежит опубликованию на официальных сайтах ФАС России и Банка России в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
 
От ФАС России
Заместитель руководителя
ФАС России
А.Б. Кашеваров
 
От Банка России
Первый заместитель
Председателя Банка России
В.В. Чистюхин
──────────────────────────────
1 Как при описании условий на соответствующих страницах сайтов, так и в рекламных материалах.
2 Например, нарушение статьи 14.2 Федерального закона "О защите конкуренции", части 7 статьи 5 Федерального закона "О рекламе".